Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.
Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого  обращения с ребенком. 
Руководство по предупреждению насилия над детьми// под ред. Асановой Н.К. – 
М.: ВЛАДОС,1997. [32, с.51]:

. физическое  насилие;

. пренебрежение;

. сексуальное  насилие;

. психологическое  жестокое обращение.

Насилие над  детьми может быть двух типов явное  и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

Анализируя  позиции психологического насилия  можно выделить следующие их виды. Под ред. Анасовой Н.К. – М.: ВЛАДОС,1997. [32, с.54]:

. психологическое  пренебрежение – это последовательная  неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

. психологическое  жестокое обращение – хронические  паттерны поведения, такие, как  унижение, оскорбление, издевательства  и высмеивание ребенка.

Ранее говорилось, что в связи с со скрытностью, латентностью явления насилия над детьми во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов. К ним относятся: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание. Меньшикова Е.с. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия// Психологический журнал,1993. [24]. Такой ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.

1. Возраст 0-6 месяцев:

. малоподвижность;

. безразличие  к окружающему миру;

. отсутствие  или слабая реакция на внешние  стимулы;

. редкая улыбка  в возрасте 3-6 месяцев.

2. Возраст 6 месяцев  – 1,5 года:

. боязнь родителей;

. боязнь физического  контакта со взрослыми;

. постоянная  беспричинная настороженность;

. плаксивость,  постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

. испуг или  подавленность при попытке взрослых  взять на руки.

3. Возраст 1,5 – 3 года:

. боязнь взрослых;

. редкие проявления  радости, плаксивость;

. реакция испуга  на плач других детей;

. крайности  в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

4. Возраст 3 года  – 6 лет

. примирение  со случившимся, отсутствие сопротивления;

. пассивная  реакция на боль;

. болезненное  отношение к замечаниям, критике;

. заискивающее  поведение, чрезмерная уступчивость;

. псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

. негативизм, агрессивность;

. лживость, воровство;

. жестокость  по отношению к животным;

5. Младший школьный  возраст:

. стремление  скрыть причину повреждений и  травм;

. одиночество,  отсутствие друзей;

. боязнь идти  домой после школы;

6. Подростковый  возраст:

. побеги из  дома;

. суицидальные  попытки;

. делинквентное  поведение;

употребления  алкоголя, наркотиков.

Определенные  позиции насилия имеет и сексуальное  насилие над детьми. 
Выделение и фиксация специфических признаков данных, имеет место сексуального насилия над ребенком и приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. 
Выше говорилось, что существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом позиций признаков.

Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном  пособии, предназначенном для медиков  и психологов, работающих с указанной проблемой 
М.: ВНИИ Проблем исследования,1990.[28].

В пособии приводится более 30 признаков – индикаторов. К ним относятся как:

o физические  проявления (разнообразные повреждения  половых органов, травмы, расширение  ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).

o поведенческие  проявления определяются в соответствии  с возрастом:

Возраст 3-4 года:

. чрезмерная  мастурбация;

. частая демонстрация  гениталий;

. сексуальные  игры навязчивого характера, хотят  сделать что-нибудь маленькой  сестре или брату;

. поведение  ребенка становится сексуальным;

. периодические  ночные кошмары;

. энкопрез и анурез;

. нарушения  сна;

. боязнь оставаться  наедине с взрослым, братом, сестрой  или идти в детский сад;

. регрессивное  поведение;

1. Возраст 4-6 лет:

. чрезмерная  мастурбация, частая демонстрация  гениталий;

. сексуальные  игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату;

. агрессивное  сексуальное поведение с детьми;

. псевдовзрослое  поведение;

. некоторая  враждебность и агрессивность  поведения, уменьшающаяся при  взрослении;

. ребенок ни  на что не жалуется во время  осмотра (ребенок боится);

. нарушения  сна;

. боязнь оставаться  наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.

. устраивает  поджоги.

. регрессивное  поведение

. соматические  жалобы.

2. Возраст 6-8 лет:

. сексуальные  игры навязчивого характера со сверстниками;

. усиливающаяся  агрессия по отношению к сверстникам;

. нерегулярное  посещение школы или приходит  рано и уходит поздно;

. внезапное  ухудшение успеваемости;

. не может  найти друзей и ему никому  не верит;

. не может  сконцентрировать внимание.

3. Возраст 8-10 лет:

. сексуальные  игры навязчивого характера;

. усиливающаяся  агрессия по отношению к сверстникам;

. нерегулярное  посещение школы.

Возраст 10-12 лет:

. социальный  уход;

. агрессия по  отношению к сверстникам;

. нерегулярное  посещение школы и несвоевременный приход и уход;

. внезапное  ухудшение успеваемости;

. никому не  верит;

. не может  сконцентрировать внимание;

. часто прогуливает  школу;

. приходит в  школу рано – уходит очень  поздно;

. начальные  признаки клинической депрессии.

Возраст 12-18 лет:

. симптомы клинической  депрессии;

. нарушения  сна;

. суицидальные  наклонности;

. изоляция от  окружающих;

. побеги из  дома;

. промискуитет;

. асоциальное  поведение;

. не участвует  в школьных мероприятиях;

. аддитивное  поведение (никотин, алкоголь, наркотики);

. совершение  преступлений.

Наличие у ребенка  симптомов или поведенческих  индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить  один из двух диагнозов: плохое обращение  с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.

Существует  концепция фрустрации – агрессии, которая разрабатывалась многими  зарубежными авторами[5]. Фрустрация, стресс, которые может испытывать взрослый, могут сформироваться у  ребенка, как следствие стереотипного  агрессивного поведения. Выделяются 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек:

частота и интенсивность  случаев, в которых индивид был  атакован, фрустрирован, раздражен;

. частое достижение  успеха агрессией;

. культурные  и субкультурные нормы;

. темперамент,  характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью.

По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев  насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой (ребенка), а не с целью получения удовлетворения, например эмоционального, сексуального и т.п.

Конфликтная природа  позиций фрустрирующих факторов отношения родителя к ребенку  оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий общества в целом и ведет к  ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей. В данном случае насилие над ребенком проявляется в отсутствии склонности к приспособлению к социальному давлению, умению вести себя адекватным и ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи. 
Применение позиций насилия к такому ребенку формирует у него враждебное отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других 
(эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях.

 
Заключение

В заключение работы можно сказать, что жестокое обращение  с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко – угроза его жизни или даже смерть.

Жестокое обращение  с детьми делиться на физическое и психологическое насилие.

Под физическим насилием понимается, не только нанесение  ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или  другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Но и физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. 
Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти, всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Под жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде избиении, нанесение ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в том числе и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного в понятие физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Многие авторы отдельно рассматривают попытки убийства ребенка, в том числе через удушение или утопление.

Следует отметить, что абсолютно все авторы рассматривают  сексуальное насилие или совращение, как отдельную категорию жестокого  обращения с детьми, поскольку  в данном случае физическое воздействие  в первую очередь оказывает влияние  на психику ребенка. Под сексуальным насилием понимается – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. 
Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, а так же подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

С психологической  точки зрения жестокое обращение  с детьми – это эмоциональное  насилие, под которым понимается постоянное или периодическое словесное  оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. 
К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка  – отсутствие должного обеспечения  основных нужд и потребностей ребенка  в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Семья занимает важное место в формировании личности ребенка, поэтому одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие любви к ребенку в семье, в первую очередь это относится к матери. Так даже отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. к ребенку от нежеланной беременности во многом отражается на формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. 
Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают  в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Практически все  дети, пострадавшие от жестокого обращения  и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Информация о работе Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества