Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:49, курсовая работа
Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.
Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
Определяют 4 типа
позиции насилия и жестокого
обращения с ребенком.
Руководство по предупреждению насилия над
детьми// под ред. Асановой Н.К. –
М.: ВЛАДОС,1997. [32, с.51]:
. физическое насилие;
. пренебрежение;
. сексуальное насилие;
. психологическое жестокое обращение.
Насилие над детьми может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.
Анализируя позиции психологического насилия можно выделить следующие их виды. Под ред. Анасовой Н.К. – М.: ВЛАДОС,1997. [32, с.54]:
. психологическое
пренебрежение – это
. психологическое
жестокое обращение –
Ранее говорилось, что в связи с со скрытностью, латентностью явления насилия над детьми во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов. К ним относятся: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание. Меньшикова Е.с. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия// Психологический журнал,1993. [24]. Такой ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.
Особенности психического
состояния и поведения ребенка,
позволяющие заподозрить
1. Возраст 0-6 месяцев:
. малоподвижность;
. безразличие к окружающему миру;
. отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
. редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.
2. Возраст 6 месяцев – 1,5 года:
. боязнь родителей;
. боязнь физического контакта со взрослыми;
. постоянная беспричинная настороженность;
. плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
. испуг или
подавленность при попытке
3. Возраст 1,5 – 3 года:
. боязнь взрослых;
. редкие проявления радости, плаксивость;
. реакция испуга на плач других детей;
. крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
4. Возраст 3 года – 6 лет
. примирение
со случившимся, отсутствие
. пассивная реакция на боль;
. болезненное отношение к замечаниям, критике;
. заискивающее
поведение, чрезмерная
. псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
. негативизм, агрессивность;
. лживость, воровство;
. жестокость по отношению к животным;
5. Младший школьный возраст:
. стремление скрыть причину повреждений и травм;
. одиночество, отсутствие друзей;
. боязнь идти домой после школы;
6. Подростковый возраст:
. побеги из дома;
. суицидальные попытки;
. делинквентное поведение;
употребления алкоголя, наркотиков.
Определенные
позиции насилия имеет и
Выделение и фиксация специфических признаков данных,
имеет место сексуального насилия над
ребенком и приобретает большое значение
для распознавания факта насилия с целью
оказания своевременной помощи жертве.
Выше говорилось, что существует много
причин, по которым ребенок не может прямо
сказать о случившемся насилии. В этом
случае, подозрения, возникающие у матери
или других лиц, подтверждаются рядом
позиций признаков.
Эти признаки подробно
перечислены в специально разработанном
пособии, предназначенном для медиков
и психологов, работающих с указанной проблемой
М.: ВНИИ Проблем исследования,1990.[28].
В пособии приводится более 30 признаков – индикаторов. К ним относятся как:
o физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).
o поведенческие
проявления определяются в
Возраст 3-4 года:
. чрезмерная мастурбация;
. частая демонстрация гениталий;
. сексуальные
игры навязчивого характера,
. поведение
ребенка становится
. периодические ночные кошмары;
. энкопрез и анурез;
. нарушения сна;
. боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад;
. регрессивное поведение;
1. Возраст 4-6 лет:
. чрезмерная
мастурбация, частая
. сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату;
. агрессивное
сексуальное поведение с
. псевдовзрослое поведение;
. некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении;
. ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится);
. нарушения сна;
. боязнь оставаться
наедине с взрослыми и
. устраивает поджоги.
. регрессивное поведение
. соматические жалобы.
2. Возраст 6-8 лет:
. сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками;
. усиливающаяся
агрессия по отношению к
. нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно;
. внезапное ухудшение успеваемости;
. не может найти друзей и ему никому не верит;
. не может сконцентрировать внимание.
3. Возраст 8-10 лет:
. сексуальные игры навязчивого характера;
. усиливающаяся
агрессия по отношению к
. нерегулярное посещение школы.
Возраст 10-12 лет:
. социальный уход;
. агрессия по отношению к сверстникам;
. нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход;
. внезапное ухудшение успеваемости;
. никому не верит;
. не может сконцентрировать внимание;
. часто прогуливает школу;
. приходит в школу рано – уходит очень поздно;
. начальные
признаки клинической
Возраст 12-18 лет:
. симптомы клинической депрессии;
. нарушения сна;
. суицидальные наклонности;
. изоляция от окружающих;
. побеги из дома;
. промискуитет;
. асоциальное поведение;
. не участвует в школьных мероприятиях;
. аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики);
. совершение преступлений.
Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.
Существует
концепция фрустрации – агрессии,
которая разрабатывалась
частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен;
. частое достижение успеха агрессией;
. культурные и субкультурные нормы;
. темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью.
По данным многочисленных
исследований, в большинстве случаев
насилие происходит с целью установления
власти и контроля над жертвой (ребенка),
а не с целью получения удовлетворен
Конфликтная природа
позиций фрустрирующих факторов
отношения родителя к ребенку
оказывает влияние на нормальный
процесс усвоения норм и ожиданий
общества в целом и ведет к
ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей.
В данном случае насилие над ребенком
проявляется в отсутствии склонности
к приспособлению к социальному давлению,
умению вести себя адекватным и ненасильственным
образом с людьми вне рамок семьи.
Применение позиций насилия к такому ребенку
формирует у него враждебное отношение
к тем, кто слабее, недостаток способности
видеть глазами других
(эмпатии), тенденция к импульсивности
в критических ситуациях.
Заключение
В заключение работы можно сказать, что жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко – угроза его жизни или даже смерть.
Жестокое обращение с детьми делиться на физическое и психологическое насилие.
Под физическим
насилием понимается, не только нанесение
ребенку родителями или лицами, их
заменяющими, воспитателями или
другими какими-либо лицами физических
травм, различных телесных повреждений,
которые причиняют ущерб здоров
Необходимо сознавать, что физическое
насилие – это действительно физическое
нападение (истязание), оно почти, всегда
сопровождается словесными оскорблениями
и психической травмой. Под жестоким обращением
с детьми при помощи физического насилия
понимаются истязания в виде избиении,
нанесение ударов, пощечин, прижигания
горячими предметами, жидкостями, зажженными
сигаретами, в том числе и с использованием
самых различных предметов в качестве
орудий изуверства. Кроме перечисленного
в понятие физического насилия включается
так же вовлечение ребенка в употребление
наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему
отравляющих веществ или "медицинских
препаратов, вызывающих одурманивание
(например, снотворных, не прописанных
врачом). Многие авторы отдельно рассматривают
попытки убийства ребенка, в том числе
через удушение или утопление.
Следует отметить,
что абсолютно все авторы рассматривают
сексуальное насилие или
Сексуальное насилие включает половое
сношение (коитус), оральный и анальный
секс, взаимную мастурбацию, другие телесные
контакты с половыми органами. К сексуальному
развращению относятся также вовлечение
ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение
перед ребенком половых органов и ягодиц,
а так же подглядывание за ним, когда он
этого не подозревает: во время раздевания,
отправления естественных нужд.
С психологической
точки зрения жестокое обращение
с детьми – это эмоциональное
насилие, под которым понимается
постоянное или периодическое словесное
оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов,
учителей, воспитателей, унижение его
человеческого достоинства, обвинение
его в том, в чем он не виноват, демонстрация
нелюбви, неприязни к ребенку.
К этому виду насилия относятся также
постоянная ложь, обман ребенка (в результате
чего он теряет доверие к взрослому), а
также предъявляемые к ребенку требования,
не соответствующие возрастным возможностям.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.
Семья занимает важное место в формировании личности ребенка, поэтому одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие любви к ребенку в семье, в первую очередь это относится к матери. Так даже отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. к ребенку от нежеланной беременности во многом отражается на формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к
самым разнообразным последствиям, но
их все объединяет одно - ущерб здоровью
ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными
последствиями для здоровья являются:
потеря или ухудшение функции какого-либо
органа, развитие заболевания, нарушение
физического или психического развития.
Из 100 случаев физического насилия над
детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью
жертвы насилия. Следствиями физического
насилия являются синяки, травмы, переломы,
повреждения внутренних органов: печени,
селезенки, почек и др.
Требуется время, чтобы залечить эти повреждения,
но еще больше времени и усилий требуется
для того, чтобы залечить душевные раны,
психику ребенка, пострадавшего от побоев.
Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Информация о работе Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества