Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 08:35, курсовая работа
Семья – одна из древнейших форм человеческого существования. Казалось бы, что может произойти с таким устоявшимся в веках институтом, как семья. Но, как показывает практика, семья, хоть и ведет свою историю с начала существования человечества, оказывается очень уязвимой, подверженной влиянию внешней среды сферой человеческой жизни.
Введение……………………………………………………………………3
Раздел 1 Семья в контексте трех эпох развития России…………...…...6
Традиционное российское общество. Дореволюционный период…6
Советская Россия……………………………………………………....7
Современная Россия………………………………………………….10
Раздел 2 Политические и неполитические методы поддержки семьи в современной России……………………………………………………...17
2.1 Государственная семейная политика………………………………..17
2.2 Некоммерческая деятельность по поддержке семьи………………19
2.2.1 Некоммерческие организации в России………………………….19
2.2.2 Социальное служение Русской Православной Церкви в области семьи, материнства и детства……………………………………………21
Раздел 3 Исследование……………………………………………...…...25
3.1 Программа исследования…………………………………………….25
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………..26
Заключение……………...……………………………………………......29
Список литературы…………………………………………………….31
Министерство образования и науки РФ
Государственное общеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский
им. Р.Е. Алексеева»
Кафедра «Связи с общественностью, маркетинг и коммуникации»
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки 4 курса дневного отделения группы 09-СсО-2
Погодиной Оксаны Александровны
по курсу «Социология массовых коммуникаций»
на тему «Семья в контексте истории России. Современное состояние»
Научный руководитель
Старший преподаватель кафедры СОМиК
Шелеп И.А.
Нижний Новгород, 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Раздел 1 Семья в контексте трех эпох развития России…………...…...6
Раздел
2 Политические и неполитические
методы поддержки семьи в современной
России……………………………………………………...1
2.1 Государственная семейная политика………………………………..17
2.2 Некоммерческая деятельность по поддержке семьи………………19
2.2.1 Некоммерческие организации в России………………………….19
2.2.2 Социальное служение Русской Православной Церкви в области семьи, материнства и детства……………………………………………21
Раздел
3 Исследование…………………………………………….
3.1 Программа исследования…………………………………………….
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………..26
Заключение……………...………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………33
Введение
Семья- это общество в миниатюре,
От целостности которого зависит
Безопасность всего большого человечества.
Ф. Адлер
Семья – одна из древнейших форм человеческого существования. Казалось бы, что может произойти с таким устоявшимся в веках институтом, как семья. Но, как показывает практика, семья, хоть и ведет свою историю с начала существования человечества, оказывается очень уязвимой, подверженной влиянию внешней среды сферой человеческой жизни.
Актуальность темы. В последнее время все чаще и чаще в специальной литературе в периодической печати появляется термин «кризис семьи». Очевидно, следует признать, что частичные признаки его действительно наблюдаются. Следствием этого являются реалии последних лет:
и т.д.
Главная задача семьи – это воспитание детей, а дети – это будущее страны. Поэтому очень остро стоит проблема того, каким будет это будущее страны, с какими ценностями, морально-нравственными устоями, а все это закладывается именно в семье.
Итак, цель – определить место семьи в ценностном аппарате молодых людей от 16 до 35 лет в контексте времени.
Задачи работы:
Объект исследования: ценностные ориентации молодых людей от 16 до 35 лет.
Предмет исследования: девиация семьи и семейных отношений в контексте времени.
Структура работы: курсовая работа состоит из 3 глав, ведения, заключения и списка литературы.
В первой главе рассмотрено историческое изменение семьи в разные исторические периоды развития России, которые отличались государственной политикой, идеологией, морально-нравственным состояние общества – это дореволюционный период развития России, период Советской России (СССР) и современная Россия. Изучение данных исторических периодов и состояния семьи в эти периоды важно для выявления причин нынешнего положения семьи в государстве, обществе и в ценностных ориентирах людей.
Вторая глава – исследование
методов поддержки семьи в
наше время. Глава состоит из трех
пунктов, в которых рассматриваются
политические и неполитические методы
поддержки семьи –
Третья глава – исследование положения семьи в ценностном аппарате молодых людей от 16 до 35 лет с помощью метода стандартизированного интервью. Исследование основано на базе двух предыдущих глав. Рабочая программа данной главы включает в себя постановку цели и задач исследования, разработку опросного листа и анализ результатов исследования.
Теоретическая база курсовой работы: материалы по истории России, книги по социологии семьи, родительской педагогике и, преимущественно, Интернет-ресурсы.
Раздел 1. Семья в контексте трех эпох развития России
1.1 Традиционное российское общество. Дореволюционный период
Исторически сложилось так, что в дореволюционной, дооктябрьской России, а в определенной мере и в постреволюционном Советском Союзе были сильны патриархальные воззрения. Они вбирали в себя взгляд на мир традиционного русского мира, крестьянства, мещанства небольших российских городов. Это был патриархальный мир традиционного житейского уклада, который включал в себя и веками отработанный механизм социализации, воспитывающий соборность, работу на благо семьи, подчиненность детей и женщин главе семьи - мужчине.
Чтобы составить представление о семейной политике Российской империи начала XX в. следует сперва рассмотреть, каким установлениям подчинялась жизнь дореволюционной семьи. Каковы были доли участия Церкви и государства в семейной политике?
Церковь занимала подчиненное положение в государстве, однако её законы оставались непреложными и для самого царствующего монарха. Именно глава государства служил защитником и опорой православия, хранителем традиций, а его семья — образцом семейного союза.
Вопросам семейной политики в России начала XX в. уделялось большое внимание, к их обсуждению привлекались лучшие умы своего времени — не только государственные деятели, но и виднейшие ученые, мыслители, философы, историки, цивилисты.
Семейную жизнь регулировали два института: Церковь и государство. Церковь регулировала личные отношения, государство — имущественные. Оба института поддерживали традиционные семейные ценности.
Кроме того, Церковь защищала
автономию семьи и не позволяла
государству вмешиваться в
Брак рассматривался законом как комплексное явление, и признавались религиозная, нравственная, экономическая и юридическая составляющие брака.
Разделение обязанностей
между супругами было четко прописано.
Разделение ролей внутри семьи соответствовало
традиционным представлениям. Родители
имели широкие права и
Однако необходимо отметить, что, несмотря на всю жесткость, закон старался, как в имущественном, так и в моральном плане, поддерживать наименее защищенных членов семьи — женщин и детей.
При этом закон был крайне гибок в вопросах материальной составляющей брака, а также учитывал географические, религиозные и другие различия.
Хотя дореволюционное русское законодательство в целом отставало от западноевропейского, в некоторых вопросах (например, право распоряжаться собственным имуществом в браке), оно опережало его.
Основной проблемой, с которой сталкивалось законодательство, было несоблюдение норм права, которое приводило к тому, что их потенциал не реализовывался полностью.
Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что семейная политика в дореволюционной России достигала своих целей — преобладали прочные брачные союзы, опиравшиеся на нравственные идеалы, семья была в основном независима от государства, поэтому решение вопросов, касающихся внутренней жизни семьи, было прерогативой самой семьи.
Очень хорошо традиционный взгляд на семью выразил русский философ Павел Флоренский. «Прежде всего требуется оздоровить семью. Вопреки взглядам, составляющим задний фон многих высказываний современности, общество слагается не из индивидов-атомов, а из семей-молекул. Единица общества есть семья, а не индивид, и здоровое общество предполагает здоровую семью. Распадающаяся семья заражает и общество. Государство должно обязательно (создать) наиболее благоприятные условия для прочности семьи, для (прочности) должна быть развита система мер, поощряющих крепкую семейственность» .
Уже в середине XIX века И. Киреевский писал о том, что если мы захотим… «вникнуть во внутреннюю жизнь нашей избы, то заметим, что каждый член семьи никогда в своих усилиях не имеет в виду своей личной корысти. Мысли о собственной выгоде совершенно отсек он от самого корня своих побуждений. Цельность семьи есть одна общая цель и пружина». Патриархальная семья в России – это особый мир теплых человеческих взаимоотношений, взаимоподдержки и защиты, мир, в котором каждый вносил свою посильную лепту в общее семейное дело. Патриархальная семья прежде всего экономическая ячейка общества, содружество соработников. Тот, кто работал для общего семейного блага, был в почете и уважении, а того, кто по тем или иным причинам не работал, рассматривали на периферии семьи.
1.2. Советская Россия
Перейдем теперь к анализу
эволюции/революции семьи и
Интенсивность динамики социокультурной
среды превышала исторические аналоги,
требуя новых адаптационных стратегий,
превращая в «музейные
Информация о работе Семья в контексте истории России. Современное состояние