Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:52, курсовая работа
Краткое описание
Особую тревогу вызывают выпускники этих учреждений. Трудности перехода воспитанника государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовала всегда во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот. В 80-е годы в России получило распространение стремление различных общественных организаций активно участвовать в преодолении этих трудностей. Но их деятельность, как правило, сводилась к решению конкретных социальных проблем детей-сирот и защите их прав. Им во многом не хватало системности, глубины анализа и желания вести в этом направлении профилактическую работу.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ДЕТИ – СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.1Проблемы социального сиротства 1.2.Формы жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ОСОБЕННОТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 2.1. Нормативно – правовое обеспечение социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2.2. Социально – правовая защита как условие постинтернатной адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НАПРИМЕРЕ «ДЕТСКОГО ДОМА» 3.1.Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 3.2.Анализ основных направлений деятельности защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
с нарушениями функций опорно - двигательного аппарата
с выраженными нарушениями
эмоционально - волевой сферы
умственно отсталые
со сложными недостатками
16 воспитанников школьного
возраста ГКОУ «Специального (коррекционного)
детского дома №9» г.Ставрополя
для детей – сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» обучаются в
различных образовательных учреждениях
города.
3.2 Анализ основных направлений
деятельности защиты детей-сирот
и детей оставшихся без попечения родителей
в «Детском доме №9 г. Ставрополя»
Жизнеустройство детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
представляет самостоятельную и трудную
проблему для любого государства. Необходимо
не только предоставить этим детям жилье
и обеспечить их содержание, но и воспитать
так, чтобы они были готовы к будущей самостоятельной
жизни и стали достойными гражданами своей
страны.
В настоящее время существует
два вида устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, -
замещающая семья (усыновление, опека,
попечительство, приемная семья, патронатная
семья, семейная воспитательная группа,
детская деревня и др.) и учреждение (детский
дом, детский дом-школа, школа-интернат
для детей, оставшихся без попечения родителей,
др.) [2 с. 55].
Сейчас в России функционируют
1314 детских домов, 92 дома-школы, 152 школы-интерната
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, 215 специальных (коррекционных)
школ-интернатов для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
ГКОУ «Специальный (коррекционный)
детский дом № 9» является государственным
образовательным учреждением для сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья.
Для полноценной и счастливой
жизни наших воспитанников, администрация
и педагоги детского дома стараются сделать
каждый день наших детей ярким и запоминающимся.
Поэтому главной задачей является формирование
у детей сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей активной жизненной
позиции. Всеми своими силами мы разрываем
грань между понятиями «сиротство» и «ограничение
возможностей». Для полноценной жизни
детей в детском доме требуется немало
усилий и средств, поэтому мы будем рады
принять от вас любую помощь.
Большую поддержку нашему учреждению
благотворители и спонсоры Ставропольского
края, частью нашей большой дружной семьи
стали сотрудники Управления Федеральной
Налоговой Службы по Ставропольскому
краю.
Одним из главных направлений
деятельности нашего детского дома является
семейное устройство воспитанников, а
именно усыновление, опека и попечительство,
приемная семья, а также восстановление
биологической семьи.
В нашем детском доме действуют
такие направления работы по восстановлению
биологической семьи как:
в размещении информация о воспитанниках
в СМИ и Интернете.
в консультировании потенциальных
опекунов и усыновителей;
в налаживании коммуникаций
с кровными родственниками;
в социально – правовом консультировании
потенциальных кандидатов в опекуны и
усыновители;
в подготовке документации
для процесса оформления опеки или усыновления.
Успешно реализуется план семейного
устройства воспитанников.
за 2011 год устроено в семьи 9
человек, из них:
под опеку – 3;
усыновлено - 4;
возвращен в родную семью -1;
в приемную семью -1.
за 2012 год устроено в семьи 11
человек, из них:
под опеку – 5;
усыновлено – 5;
возвращен в родную семью -1.
за 1 полугодие 2013 года, устроено
в семьи 4 воспитанника:
усыновлен – 1;
возвращены в родную семью -2;
под опеку-1.
В учреждении созданы комфортные
условия для общения воспитанников с родственниками.
В наличии специальное помещение, обрадованное
мягкой мебелью и журнальным столиком,
где воспитанники могут общаться со своими
родственниками. Также имеется уютный
психологический кабинет.
В детском доме созданы условия,
приближенные к домашним. В каждой возрастной
группе для детей воспроизводятся условия,
напоминающие общение членов семьи в жизни.
В нашем детском доме созданы
оптимальные условия для воспитания и
развития личности ребенка:
демократический стиль отношений
между всеми участниками образовательного
процесса;
возможность проявления детских
инициатив и их поддержка со стороны взрослых.
В наших детях мы воспитываем
уважение к личности, развиваем стремление
найти хороших друзей, получить образование,
работу. Мы учим самостоятельности и движению
вперед!
Государственное казенное образовательное
учреждение «Специальный (коррекционный)
детский дом №9 для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с
ограниченными возможностями здоровья»
было основано в 1994 году. 8 сентября 2009
года прошла реорганизация путём присоединения
ГОУ «Детский дом (смешанный)» города Ставрополя.
Проектная мощность учреждения
составляет 40 воспитанников. Фактическая
наполняемость учреждения на данный момент
40 воспитанника. Количество групп – 4.
Возрастной состав наших воспитанников
составляет от 3 до 18 лет.
Из 40 воспитанников 25 имеют
статус инвалидов детства и один инвалид
I группы, остальные дети имеют те или иные
ограничения в здоровье.
Приоритетом воспитательно–образовательной
деятельности детского дома стала организация
социально–реабилитационного пространства
для детей–сирот с ограниченными возможностями
здоровья. Группы для детей устроены по
квартирному типу, с развитой пространственно
– развивающей средой. В каждой возрастной
группе воспроизводятся условия, которые
напоминают общение членов семьи. В одной
группе находятся воспитанники с лёгкими
заболеваниями и дети с тяжелыми нарушениями
здоровья. Это помогает им формировать
толерантное отношение друг к другу и
предоставляет равные возможности для
самореализации.
Огромное значение уделяется
и духовно–нравственному воспитанию
наших детей. Разработана и апробируется
специальная программа «Вера, Надежда,
Любовь».
По инициативе Федеральной
налоговой службы по Ставропольскому
краю в ноябре 2010 года на территории детского
дома возведен храм – часовня Казанской
иконы Божьей матери. Также, храм был возведен
с привлечением средств частных предпринимателей
города и края. В храме – часовне проводятся
воскресные и праздничные службы с приглашением
священнослужителя храма Успения Божьей
матери г.Ставрополя.
Здание детского дома полностью
приспособлено для проживания и обучения
воспитанников. На первом этаже располагаются
административные помещения, музыкальный
зал, спортивный зал, плавательный бассейн,
кабинет психологической разгрузки, методический
блок, медицинский блок, столовая, пищеблок.
Оборудован кабинет бытового самообслуживания
с целью подготовки воспитанников к самостоятельной
жизни.
Приоритетом воспитательно-образовательной
деятельности детского дома является
организация социально-реабилитационного
пространства для детей-сирот и детей
с ограниченными возможностями здоровья.
С этой целью создаются условия, приближенные
к домашним. Группы устроены по квартирному
типу, с развитой пространственно-развивающей
средой. Состав групп разновозрастной.
В группе воспроизводятся условия, напоминающие
общение членов семьи в жизни. В одной
группе находятся дети с тяжелыми нарушениями
здоровья и дети с более легкими заболеваниями.
Это помогает формировать толерантное
отношение друг к другу и предоставляет
каждому ребенку равные возможности для
самореализации.
Пополнение материально-технической
базы происходит за счет привлечения спонсорских
и благотворительных средств. По инициативе
Федеральной налоговой службы по Ставропольскому
краю, с привлечением средств частных
предпринимателей города и края построена
современная многофункциональная спортивная
площадка для игры в минифутбол и баскетбол
со специальным покрытием для воспитанников,
территория площадки огорожена забором,
построены трибуны для зрителей.
По инициативе Фонда поддержки
детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, совместно с ООО «Киа Моторс
РУС» и при участии администрации региона
был в октябре 2012г. реализован партнерский
проект «К движению без ограничений!»,
предполагающий создание в учреждениях
для детей-инвалидов, детей и подростков
с ограниченными возможностями здоровья
специализированных развивающих площадок-автогородков.
Состоялась торжественная церемония открытия
развивающей площадки, в открытии которой
участвовали представители ООО «Киа Моторос
РУС», руководители органов исполнительной
власти Ставропольского края, представители
Фонда поддержки детей, сотрудники ГИБДД
ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
Для более глубокого и осознанного
формирования у детей культуры поведения
на дорогах, правового самосознания и
ответственности отношения к своей жизни
как ценности, учитывая социально-педагогическую
значимость проекта «Движение без ограничений»,
были приглашены к сотрудничеству МДОУ
д/с комбинированного вида №18 г.Ставрополя
и МБОУ СШ №64 г.Ставрополя.
Таким образом, оборудованный
автогородок для маленьких пешеходов
и юных водителей, расположенный на территории
детского дома, позволяет детям адаптироваться
в городской среде, узнавать правила дорожной
азбуки на практике.
В ноябре 2010г. на территории
детского дома возведен храм – часовня
Казанской иконы Божьей матери по инициативе
Федеральной налоговой службы по Ставропольскому
краю, с привлечением средств частных
предпринимателей города и края. В храме
– часовне проводятся воскресные и праздничные
службы с приглашением священнослужителя
храма Успения Божьей матери.
На территории детского дома
также имеются оборудованные игровые
площадки с павильонами, новыми песочницами.
В 2011 -2012 учебном году на территории детского
дома появился современный многофункциональный
игровой комплекс «корабль», установлены
функциональные уличные тренажеры, которые
предназначены для широкого применения,
так как рассчитаны на различные возрастные
группы, на тренировку различных групп
мышц, а также отдых с минимальными нагрузками.
Заключение
Интернатное учреждение является
в настоящее время наиболее распространенной
формой устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, уступая
место только опеке и попечительству.
Общество и государство не готовы отказаться
от данной формы заботы о сиротах. Поэтому
проблема социально-правовой помощи детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей
еще долго будет сохранять актуальность.
Наличие разных форм устройства
детей, оставшихся без попечения родителей,
свидетельствует о необходимости создания
новых подходов и организации деятельности
органов опеки и попечительства, позволяющих
создавать уполномоченные организации,
главными задачами которых будут раннее
выявление детского неблагополучия, организация
социальной защиты детей в их кровных
семьях, а также социальная работа, как
и с детьми, так и с их семьями, подбор и
подготовка семей, желающих стать приемными
родителями, воспитателями, опекунами
или усыновителями.
Семейный кодекс РФ расширил
сферу деятельности органов опеки и попечительства,
возложив на них решение всех вопросов
организации жизнедеятельности детей,
оставшихся без попечения родителей, включая
вопросы защиты семейных прав.
К сожалению, в большинстве
случаев право ребенка жить и воспитываться
в семье не рассматривается в пространстве
кровной семьи. Основное внимание уделяется
не осмыслению способов сохранения семьи,
не подходом к разрешению проблемы профилактике
сиротства и реабилитации неблагополучных
семей, не созданию необходимой для этого
инфраструктуры, а формам и методам изъятия
ребенка из неблагополучной семьи и устройства
его под опеку или в детский дом. Поэтому
главной задачей органов опеки остается
работа по изоляции ребенка от родителей,
социальная работа с родителями ведущие
асоциальный образ жизни и не занимающихся
его воспитанием, и устройство его в государственное
учреждение или замещающую семью. При
этом меньше всего принимается во внимание
интерес самого ребенка. Теряя право иметь
свою семью, ребенок автоматически лишается
возможности реализовать и другие свои
права в объеме, необходимом для наилучшего
развития. Необходимо изменить коренным
образом государственную социальную политику
в интересах детей на принципиально новых
основаниях.