Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В современном мире молодёжь является стратегическим ресурсом, главным носителем будущего, основным источником инноваций. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны в ближайшей исторической перспективе. Это закономерно требует постоянного и самого пристального внимания к молодежи со стороны государства и старших поколений общества. Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств.
Введение……………………………………………….……………….…………3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения молодежи………………………………………………….………………………8
§1.1.Основные подходы к изучению молодежи как социальной группы…….8
§1.2 Социальный портрет молодежи Республики Башкортостан…………….18
§1.3.Жизненные установки и инновационный потенциал
современной молодежи…………………………………………………...……..26
Глава 2. Содержание и актуальные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан…………………………………………….……...36
§2.1. Основные направления государственной молодежной политики Республики Башкортостан…………………………………………………..….36
§2.2. Федеральный и региональный аспекты молодежной политики……….53
§2.3 Актуальные проблемы и перспективы развития государственной молодежной политики Республики Башкортостан……………………..…….68
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованной литературы……………………………………….78
Если говорить о работе, к которой
стремится современная
Стоит отметить, что создать бизнес хотели бы меньшее число представителей молодежи, чем добиться успехов в работе. Хотя 10% современной молодежи уже имеют его, а 34% считают, что им это по силам, бизнес ее привлекает в меньшей степени, чем интересная и престижная работа и карьера. И все же следует отметить: предпочтения молодежи в сфере работы несколько изменились за последние 10 лет. Ее представители стали чаще желать и рассчитывать как на престижную работу, так и на создание собственного бизнеса1.
Сегодня для молодежи, впрочем, как и 10 лет назад, одним из основных жизненных установок является занятость, так же хорошее образование. Около трети россиян в возрасте 17-26 лет - что составляет 34% его уже получили, а 51% рассчитывают это сделать. Недоступным для себя получение хорошего образования считает 11% молодежи.
Особая ценность для современной молодежи – возможность заниматься любимым делом. По крайней мере, добиться данной цели хотели бы почти все – 98% молодых людей, правда, 11% считают при этом, что вряд ли смогут добиться реализации подобного желания.
Современная молодежь вообще высоко ценит возможность быть самому себе хозяином 92%, побывать в разных странах мира 93%, иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие 83%. Но для значительного числа молодых людей реализация этих целей видится невозможной.
Если говорить о честолюбивых устремлениях молодежи, то стоит отметить, что деньги привлекают ее значительно больше, чем власть и слава. При этом само богатство около 20% россиян в возрасте от 17 до 26 лет как в 1997, так и в 2007 году не считали для себя важным. А вот стремление быть знаменитым несколько актуальнее у нынешней молодежи 37%, нежели это было 10 лет назад 26%1.
Таким образом, современная молодежь
в целом чаще старшего поколения
стремится к различным
В целом, современную молодежь можно разбить на ряд групп согласно их жизненным притязаниям. Существует значительная группа представителей молодежи, которую нельзя отнести к тому или иному из выделенных типов, поскольку она представляет некий синтез сразу нескольких из них2.
Первый тип можно условно назвать «семейными» 13%. Это молодые люди, которые в первую очередь говорят о том, что хотят и считают, что им по силам создать прочную семью и воспитать хороших детей. Стоит заметить, что ценность семьи и детей, как уже было отмечено выше, присуща практически всем россиянам, поэтому в эту категорию вошла только та молодежь, для которой была отличительна достижительная мотивация лишь в этой группе задач.
«Труженики» 17% – это та часть молодежи, которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу, заниматься любимым делом. При этом, как и предыдущая, это та группа молодежи, которая нацелена на достижение успехов преимущественно в сферах своих основных жизненных устремлений.
Третья группа, «предприимчивые» 20%, – это россияне в возрасте от 17 до 26 лет, которые говорят о том, что они в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных стран мира, достижения богатства и материального достатка.
Четвертая группа – «гедонисты» 10%, молодые россияне, которые в первую очередь рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие.
При этом значительную часть молодежи 19% составляют «максималисты», которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах.
Существует и группа «карьеристов» 6%: это молодежь, которая полагает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремится жить в свое удовольствие или быть самому себе хозяином. Но если для последних бизнес – больше работа и возможность обеспечить себе безбедное существование, то для первых это еще и возможность реализации честолюбивых планов: стать известными, обладать властью и т. д.
«Отчаявшаяся» молодежь 5% – седьмая группа – не видит в себе сил достичь тех или иных успехов.
«Тщеславные» 1% – восьмая группа – рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти.
На формирование устремлений молодежи влияют и достижения родителей. По мнению большинства «максималистов» 56% , их родители добились успеха в жизни, что вселяет оптимизм и в них самих, именно поэтому они рассчитывают достичь успеха во всем.
Единственное в чем молодые в большей или меньшей мере, схожи со старшими – отношение к свободе. И те и другие считают, что свобода – это то, без чего жизнь теряет смысл. Правда, стоит отметить, что у молодых россиян с 1997 года несколько повысилась толерантность к несвободе, если ранее свобода была необходимым компонентом жизни для 71% молодежи, то сейчас этот процент равен 66%1.Таким образом, российская молодежь достаточно практична. Она ценит материальный достаток, работу, стремится во всем положиться на себя.
О необходимости развития инновационного потенциала молодежи сегодня говорят все: политики, бизнесмены, ученые, педагоги, журналисты.
Изучая основные подходы к
определению понятия «
Инновация- это «...результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.».1
Из этого можно сказать, что инновационный потенциал молодежи- это комплекс неких свойств, присущих молодым людям и позволяющих им заниматься инновационной деятельностью.
В более широком смысле инновационный потенциал молодежи- готовность проектировать изменения в сфере мысли или деятельности, имеющие целью перемены действительных обстоятельств жизни людей независимо от направленности, масштабов и последствий таких перемен.
Исходя из этого, оценка инновационного потенциала молодежи предполагает:
1) установление намерения к
Надо заметить, что лишь в немногих
исследованиях эти три
Можно сказать, что молодёжь является
носителем интеллектуального
Поэтому молодёжь сегодня – это
один из основных объектов вложения средств,
капитала для экономической, политической
и общекультурной выгоды государства.
Государственная политика, направленная
на развитие молодёжи, предполагает долговременные
капиталовложения в качественное обучение,
временное возмещение упущенного заработка
(выплата стипендий, некоторые льготы),
психологическую поддержку
Однако, основным фактором, определяющим уровень развития инновационного потенциала молодёжи, является социокультурная среда. Она отражает состояние четырёх подсистем общества в виде таких показателей, как уровень и качество жизни, экономический, интеллектуальный и культурный ресурсы общества.
Современное состояние общества отображает
объективную необходимость
В процессе становления молодежи в
качестве субъекта инноваций, обладающего
определенным потенциалом, происходит
как ее собственное развитие, так
и социальное обновление общества.
Вместе с тем, молодежь, как социально-демографическая
группа, достаточно разнородна по своему
составу и внутренне
Из-за недостаточного развития социальных
навыков и ценностных ориентаций
при одновременно высокой креативности
и отсутствии страха ошибок, инновационный
потенциал молодежи представляет собой
«гремучую смесь», которая может
быть использована как на благо общества,
так и во вред ему. Это объясняет,
почему общество и государственные
структуры относятся к
Рассматривая точку зрения российских специалистов, которые определяют инновационный потенциал молодежи как специфический феномен и считают, что его следует отличать от её же новационных свойств.
Новационные свойства – это атрибутивные свойства, присущие молодежи в любых общественных условиях в любые исторические эпохи. Как естественное средство поддержания социальности новационные свойства молодежи достаточно примитивны, но, благодаря им, субъект ориентируется в окружающей среде при отсутствии необходимого опыта. По сути, новационные свойства молодежи – это ни что иное, как особенность её восприятия и отсутствие в её сознании страха ошибиться.
Первое выражается не только в стремлении ко всему новому, но и в независимости от логики и неоспоримости уже существующего знания: молодежь с энтузиазмом может осваивать пути, на которых более зрелые и опытные люди заранее ставят себе непреодолимый барьер. Второе состоит в том, что стремление молодежи к новому опыту, как правило, не обременено рефлексией по поводу риска потерпеть неудачу2.
Кроме того, сложность, количество и
разнообразие задач, стоящих сегодня
перед обществом, заставляют его
кардинально изменить своё отношение
к инновационному потенциалу молодежи
как основному источнику
Таким образом, между присущими человеку как социобиологическому существу новационными свойствами, находящимися в период молодости на пике своего развития, и инновационным потенциалом молодежи как специфического социального образования лежит дистанция, которая преодолевается или, напротив, увеличивается в зависимости от того, насколько масштабны, концептуально и технологически обеспечены инновационные возможности молодежи. Определенная часть таких возможностей может регулироваться системами управления обществом и в этом своем аспекте становиться частью государственной и общественной молодежной политики. В такие моменты независимо от того, как реагирует на эти вызовы институционализированное общество, в молодежной среде возникают мощные импульсы к инновациям, и они находят дорогу в реальную жизнь. Но готовность к таким всплескам инновационной активности молодежи необходимо формировать, создавая условия для самореализации новых поколений не от случая к случаю, а в соответствии с сознательной стратегией развития общества2.
Глава 2. Содержание и актуальные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан
§2.1. Основные направления государственной молодежной политики Республики Башкортостан
В Республике Башкортостан из четырех миллионов населения молодежь от 14 до 30 лет – составляет 27,5%.1
Информация о работе Современные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан