Современные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:52, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современном мире молодёжь является стратегическим ресурсом, главным носителем будущего, основным источником инноваций. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны в ближайшей исторической перспективе. Это закономерно требует постоянного и самого пристального внимания к молодежи со стороны государства и старших поколений общества. Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств.

Содержание

Введение……………………………………………….……………….…………3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения молодежи………………………………………………….………………………8
§1.1.Основные подходы к изучению молодежи как социальной группы…….8
§1.2 Социальный портрет молодежи Республики Башкортостан…………….18
§1.3.Жизненные установки и инновационный потенциал
современной молодежи…………………………………………………...……..26

Глава 2. Содержание и актуальные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан…………………………………………….……...36

§2.1. Основные направления государственной молодежной политики Республики Башкортостан…………………………………………………..….36
§2.2. Федеральный и региональный аспекты молодежной политики……….53
§2.3 Актуальные проблемы и перспективы развития государственной молодежной политики Республики Башкортостан……………………..…….68
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованной литературы……………………………………….78

Вложенные файлы: 1 файл

Работа бакалавра. Айгуль Итог.docx

— 165.45 Кб (Скачать файл)

Основными перспективными направлениями  молодежной политики Республики Башкортостан выступают сегодня содействие и  поддержка молодых граждан в  обеспечении охраны их здоровья (пропаганда здорового образа жизни, создание и культивирование новых идеалов и ценностей, образцов для подражания, стилей жизни, моды на здоровье и физическое совершенство, развитие практики проведения всероссийских, межрегиональных и региональных спортивных соревнований, турниров молодежи по массовым малозатратным видам спорта, создание условий для развития массовых малозатратных видов молодежного туризма, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений в указанной сфере).

Так же представляется необходимой  поддержка в сфере образования, досуга, развития, научно-технического и культурного творчества (обеспечение молодежи наводящей справочной информацией и ориентирующей рекламой в данной сфере услуг); поддержка и поощрение талантливых молодых граждан и навыков самоорганизации.

Важным направлением развития государственной  молодежной политики Республики Башкортостан является реформирование системы обеспечения занятости, трудоустройства и предпринимательства молодежи (гарантии первого места работы, адаптация и повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда; содействие программам получения профессионального образования и интеграции в трудовой коллектив; обеспечение финансовой поддержки мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи, в первую очередь для лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста; разработка и осуществление долгосрочных мер по обеспечению занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений, по поддержке их стабильной, полноценной трудовой деятельности и др.).1

Учитывая тот факт, что институт семьи переживает сегодня глубокий кризис, на первый план в государственной  политике в отношении молодежи должна выступить система поддержки молодой семьи, стимулирование рождаемости (организация просветительской работы с молодыми гражданами по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания и развития обеспечения детей, организации семейного и детского отдыха; популяризация семейных ценностей в обществе; развитие форм семейного труда и досуга).

Государственная молодежная политика Республики Башкортостан в настоящее  время является  актуальной   темой для молодежи, для этого  Министерство молодежной политики и  спорта Республики Башкортостан создала  республиканскую  долгосрочную  целевую  программу,  которая называется «Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан» на 2012-2017 годы.1 Программа направлена на создание условий для интеллектуального и физического развития, формирования нравственной устойчивости, социальной активности, самостоятельности и экономической самодостаточности молодого поколения Башкортостана как стратегического ресурса социально-экономического развития республики и гражданского общества.

Необходимость разработки Программы  вызвана тем, что молодое поколение  является стратегическим ресурсом государства  и одновременно одним из важных субъектов его социально-экономической политики. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны. Государственная молодежная политика выступает ключевым фактором решения стратегических задач в сфере обеспечения преемственности поколений, раскрытия и развития инновационного и созидательного потенциала молодежи, ее конкурентоспособности, что должно обеспечить становление гражданского общества и укрепление национальной безопасности России, дальнейшее поступательное развитие страны и ее регионов.

Программой определены два этапа  в решении поставленных задач.

На первом этапе (2012-2013 годы) предусматриваются:

-создание устойчивых  идеологических, содержательных, информационных, научно-методических предпосылок,  организационных основ, кадрового  и ресурсного обеспечения реализации  Программы;

-целенаправленная реализация  исполнителями Программы системы  ведомственных и межведомственных  мероприятий, идеологических, просветительских  и воспитательных функций.

На втором этапе (2014-2017 годы) – дальнейшее расширение и реализация исполнителями Программы целенаправленной деятельности, конкретных мероприятий.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

Формирование гражданского  и патриотического мировоззрения  молодежи, повышение ее социальной и творческой активности;

-увеличение доли детей,  подростков и молодежи вовлеченных в деятельность детских и молодежных общественных объединений от общего числа молодежи (в %)1:

2012 г

2013г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

20%

21%

22%

23%

24%

25%


 

- доля детей, подростков  и молодежи, вовлеченных в волонтерскую (добровольческую деятельность) от  общего числа молодежи 14-30 лет  (в %)2:

2012 г

2013г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

15%

16%

17%

18%

19%

20%


 

-доля молодых людей,  участвующих в реализуемых органами  исполнительной власти проектах  и программах в сфере поддержки  талантливой молодежи, от общего  количества молодежи (в %)3;

2012 г

2013г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

5%

6%

7%

8%

9%

10%


 

 

 

-снижение доли лиц  в возрасте от 14 до 30 лет, страдающих  алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией,  состоящих на учете в наркодиспансерах1;

2012 г

2013г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

0,006

0,005

0,005

0,004

0,004

0,003




 

-снижение доли лиц  в возрасте от 14 до 30 лет, совершивших  преступления, от общей численности  населения данного возраста;

-расширение инфраструктуры  и улучшение материально-технической  базы органов и учреждений  молодежной политики, детских и  молодежных общественных объединений;

Количество учреждений по годам:

2012 г

2013г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

267

267

270

270

272

272


 

-количество молодых людей,  посещающих учреждения молодежной  политики на постоянной основе (тыс. чел)

2012 г

2013г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

44

45

47

50

52

55


 

-доля трудоустроившейся  молодежи от общего числа обратившихся  ГАУ Республиканский центр содействия  трудоустройству молодежи (в %)2:

2012 г

2013г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

22

23,5

25

27

28

30


 

Привлечение молодежи к участию  в экономических и социальных преобразованиях, развитие молодежного  предпринимательства:

-доля молодых предпринимателей  по отношению к населению, занятому  предпринимательской деятельностью  (%)1:

2012 г

2013г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

35

36

38

39

40

41


 

Государственная молодежная политика Республики Башкортостан не стоит на месте, а все больше развивается и пытается, как больше решать  актуальные проблемы молодежи. Ведь молодежь составляет большую часть населения и это будущее нашей Республики. Государственная молодежная политика создает различные программы, учреждения, проекты для помощи молодежи. 2009 год в нашей Республике объявлен годом развития и поддержки молодежных инициатив. Сегодня стремительно возрастает значимость государственной молодежной политики. Действуют законодательные акты, отражающие те или иные аспекты жизнедеятельности молодежи. Молодежь должна рассматриваться властью как важнейший стратегический ресурс развития города, республики, страны по демократическому пути. Это означает, что государственная молодежная политика в полной мере должна учитывать интересы молодежи, как социальной группы, которая в ближайшей перспективе должна стать главной социальной опорой республики2.

 

 

 

Заключение

Молодежная политика – социально-экономический  и общественно-политический процесс  развития, которому свойственны общие  для мировой цивилизации социальные и экономические закономерности и тенденции, а также характерные  национальные и присущие молодому поколению  черты.   

Одной из важных стратегических задач развития государства является формирование жизнеспособного подрастающего  молодого поколения. Поэтому взаимодействие с молодежью является одной из ключевых проблем для государства, стремящегося работать на перспективу, ставящего перед собой долговременные стратегические планы. Мобильность, инициативность, способность генерировать и воспринимать инновации делают молодежь бесценным  ресурсом страны.

 Молодежь – один из главных  факторов обеспечения развития  российского социума. Инвестиции  в молодежную политику, в социальное  развитие молодых людей, их  привлечение к созидательному, активному  участию в жизни общества и  государства  –  это вместе  с тем инвестиции в развитие  производительных сил государства  в целом.

На сегодняшний день проблемы государственной  молодежной политики выражаются в следующих  моментах:

  1. отсутствии глубокой научной обоснованности государственной молодежной политики, логической скоординированности с другими сферами государственной политики;
  2. преобладании в практической сфере реализации государственной молодежной политики «мероприятийного» подхода;
  3. отсутствии соответствующей потребностям инфраструктуры учреждений по работе с молодежью, направлений их деятельности, адекватно отвечающим потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;
  4. отсутствии на федеральном уровне и в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы;
  5. недостаточной разработанности нормативной базы;
  6. отсутствии единого информационного банка данных о действующих в сферах государственной молодежной политики государственных органах управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, социальных, педагогических, иных технологий работы с молодежью;
  7. отсутствие механизма привлечения молодежи к формированию и реализации государственной молодежной политики;
  8. недостаточном уровне кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики.

В современном обществе именно молодежь несет в себе огромный потенциал обновления страны, являясь важнейшим фактором ее устойчивого развития и в определенной  степени движущей  силой коренных преобразований  общества, поэтому главное в молодежной политике – повышение активности молодежи как социальной группы в реализации личных и общественных интересов, направленных на дальнейшее социально-экономическое, общественно-политическое и культурно-духовное развитие Башкортостана, и социальное развитие личности.

Информация о работе Современные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан