Современные технологии организации досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель исследования – определить современные технологии организации досуга.
Для достижения поставленной цели решались такие исследовательские задачи:
определить феномен досуга в контексте СКД;
сформировать понятие и функции досуга;
выделить цели и мотивы культурно-досуговой деятельности;
определить основные технологии организации досуга на примере различных возрастных групп населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН ДОСУГА В КОНТЕКСТЕ СКД…………………..6
Понятие и функции досуга…………………………………………...6
Цели и мотивы культурно-досуговой деятельности………………..9
Основные черты технологий культурно-досуговой деятельности..13
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ……………………………………..16
2.1 Технологии организации досуга детей и подростков……………..16
2.2 Организация досуговой деятельности молодежи…………………..21
2.3 Технологии организации семейного досуга………………………..26
2.4 Реализация развивающего потенциала досуга людей пожилого возраста…………………………………………………………………………...29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Яковлева_курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

      Последние, в данной взаимосвязи, являются движущей силой способностей. В связи с  этим указанная задача предполагает всестороннее развитие способностей человека и столь же всестороннее удовлетворение его потребностей. Ясно, что решение данной задачи невозможно без сферы досуга, где находит удовлетворение целый комплекс потребностей, в том числе и потребность личности в развитии, самосовершенствовании. Она проявляется как ее сознательное желание специально воздействовать на себя определенными занятиями, упражнениями с целью самосовершенствования, развития. [24, c. 234]

      Значение  данной потребности чрезвычайно  велико, ведь наличия только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, чтобы и сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость. А если он по натуре и мироощущению Обломов, если он не приучен ставить перед собой задачу, быть активным, самосовершенствоваться, то, сколько не строй для него, например, стадионов, спортивных площадок, он не пойдет заниматься физкультурой и спортом. Активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Упор на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека – вот путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени.

      Второе  требование к организации молодежного  досуга состоит в том, что он, несомненно должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. С помощью каких же средств  достигаются названные качества досуга? Разумеется, тут важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься юношами и девушками. Единственный способ обеспечить именно такой досуг – это предоставить возможность каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

      Наиболее  удобные формы для этого уже  выработаны жизнью – любительские объединения и клубы по интересам. Чем привлекательны эти клубы? Они, прежде всего, многопрофильны: политические, спортивные, туристические, здоровья, любителей природы, научно-технического творчества, читателей, самодеятельной песни, коллекционеров, книголюбов, выходного дня, молодой семьи и др. [8, c.182]

      Клуб  – сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием. Он является – школой учебы воспитания и общения. В клуб приходят люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответствующие формы занятий.

      Но  клуб по интересам – это также  искусный воспитатель. Может быть, в  этом состоит главный критерий его  деятельности. Дело в том, что каждый из членов этого объединения стремится  вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы научиться чему-то, а научаясь не хочет уходить, потому что по-настоящему сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности.

      Наблюдения  за работой клубных объединений  убеждают: чтобы досуг стал действительно  привлекательным для молодежи, необходимо строить работу обеспечивающих его  учреждений и организаций на интересах каждого молодого человека. Надо не только хорошо знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них регулированием соответствующих форм и видов досуговых занятий. [10, c.23] 

     2.3  Технологии организации семейного досуга 

      Отечественная философская мысль определяет семью  как ячейку общества и важнейшую  форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе  и родственных связях. [8, c.207]

      Важнейшей функцией семьи в жизнедеятельности является организация досуга. Ее главная цель – общение, поддержание гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле.

      Совместный  семейный досуг является достаточно совершенным механизмом сплочения членов семьи, разрешения конфликтов, достижения общих целей и ценностей. Через досуговую деятельность возможно проведение психолого-педагогических мероприятий учреждениями социально-культурной сферы, для восстановления дефицитарности функций семьи и в первую очередь воспитательной, эмоциональной, социального контроля.

      Учреждения  социально-культурной сферы, направленные на работу с семьей, обладают значительным педагогическим потенциалом для  взаимодействия с институтом семьи, развитием и совершенствованием ее функций.

      Характер  организации семейного досуга, который  является неотъемлемым компонентом  воспитательного потенциала семьи, поддается воздействию и существенно  зависит от взаимодействия образовательного учреждения с семьей. [12, c.55]

      Досуг в семье – это вид развивающей деятельности, представляющий возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей. Теоретический анализ работ по проблеме досуга в семье позволил выделить следующие его характеристики:

– это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов; - выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы, коллектива;

  • препятствует проникновению в нее таких враждебных разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение;
  • оказывает развивающее воздействие на всех ее членов: повышает их образовательный, общекультурный уровень;
  • сплачивает общностью интересов, переживаний;
  • - является действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д. [8, c.236]

     Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности, отношение  к организации досуговой деятельности, родительское отношение к ребенку, ценностно-ориентационное единство семьи определяют уровень организации семейной досуговой деятельности.

     1. Наличие опыта самореализации  в семейной досуговой деятельности  определяется возможностью родителей  организовать содержательный развивающий досуг и зависит от знаний, практических умений и навыков в различных видах досуговых занятий.

     2. Отношение к организации досуговой   деятельности (пассивное, активное, творческое) зависит от личностной  позиции каждого члена семьи.  Именно творческая активность обеспечивает личностно-деятельностную включенность в данный процесс.

     3. Родительское отношение к ребенку   характеризуется адекватностью   восприятия своего ребенка и   признанием его субъектом воспитания.

     4. Ценностно-ориентационное единство  семьи интерпретируется как наличие  устойчивых семейных традиций, целостность  миропонимания, образа и стиля  жизни, наличие значимой совместной  деятельности. [20, c.69]

     Совместная  деятельность формирует систему  ценностей семьи, положительно и  эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. «В процессе совместной деятельности предстают в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей».

     Выделяются  особо значимые для досуговой  деятельности ценности семьи, к которым  относятся такие понятия, как  нравственность, ответственность, открытость, коллективизм, контактность.

     Под нравственностью понимается построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. [8, c.233]

     Ответственность трактуется как добровольное принятие семейным коллективом на себя моральных  и других обязательств перед обществом  за судьбу каждого ее члена. Семья – коллектив разновозрастной, объединяющий равноправных членов, связанных родственными узами и вытекающими отсюда обязанностями.

     Под открытостью семьи понимаются добрые отношения с родственниками, с  соседями, с друзьями и знакомыми, с различными общественными организациями, в том числе образовательными учреждениями.

     Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов семьи об его успехах, стремление противостоять тому, что  разобщает, разрушает семейный коллектив. Для подлинно коллективистских отношений  характерна контактность, т.е. хорошие  личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов семьи, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку. [8, c.217] 

    1. Реализация  развивающего потенциала досуга людей 

        пожилого  возраста 

     Основная  задача развития личности в пожилом  возрасте представляется как адаптация к двум одновременно протекающим процессам – индивидуальному возрастному развитию и развитию общества. Адаптация к старению заключается в преодолении психологического кризиса, приспособлению к изменению социального статуса и социальных ролей, а также физическим изменениям. Необходимым условием для достижения успешной адаптации является использование оптимальной приспособительной стратегии – социально-культурной интеграции, которая предполагает освоение и использование существующих в человеческой культуре средств для поддержания физического здоровья, включения в социальную среду и решения психологических проблем. Социокультурное развитие, т.е включение людей пожилого возраста в социум и культуру, осуществляется посредством процессов социализации, инкультурации, которые имеют свои особенности в позднем возрасте. В силу жизненной компетентности пожилые люди чаще других становятся агентами  социализации. Интенсивность процесса инкультурации зависит от культурной компетентности и функционального состояния. Человек в позднем возрасте может включаться и в процесс самореализации. [17, c.10]

     Люди, которые занимались ранее творческой деятельностью, не утрачивают этой способности  в старости, т.к. наряду с инволюционными процессами, на всех уровнях организации  человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, которые позволяют предупреждать и преодолевать деструктивные явления в пожилом и старческом возрасте, что условия жизнедеятельности людей пожилого возраста обусловлены особенностями формирующегося информационного

общества  – глобализацией и модернизацией, которые ведут к возникновению  как благоприятных, так и неблагоприятных  для людей пожилого возраста тенденций  в развитии общества.

      Дифференцированный  подход к удовлетворению культурных потребностей различных социально-демографических групп населения – важное условие повышения статуса досуговой деятельности. Социологические исследования подтверждают значительные различия в приобщении к культуре молодежи, людей зрелого и пенсионного возрастов.

      Специфика старшей возрастной группы состоит  в том, что ее культурный потенциал  может быть реализован в условиях деятельности социально-культурных организаций, при воспитании подрастающего поколения, выполнении общественной работы в рамках консультирования, обмена опытом и др. Пожилые люди активно участвуют в создании объединений совместно с молодежью, в которых совпадают интересы различных возрастных групп. Особую ценность в наши дни приобрела такая интегрированная форма социально-культурной деятельности, как семейные клубы, клубы «трех поколений» и др. [8, c.188]

      Отношение к пожилым людям являлось всегда критерием гуманности общества. Конец  XX века породил такое явление, как одиночество. Животрепещущая актуальность этой проблемы понимается философами, социологами, психологами, антропологами, этнографами, психиатрами и другими представителями науки о человеке. Одиночество человека может быть как объективным (ситуативным), т.е. спровоцированным внешними обстоятельствами, так и субъективным (внутренним). В типологии одиночества ученые отмечают крайние его полюса – детство и старость. В пожилом возрасте любое нарушение привычных нравственных канонов может привести к одиночеству, к предельному отчуждению. Решению этой проблемы может помочь система расширения духовных контактов людей старшего поколения с другими возрастными группами и объединениями.

      Трудно  переоценить роль клубов и различных  ассоциаций в организации досуга ветеранов. Неоднократно в печати высказывались  предложения о необходимости  создания Всемирной общественной организации ветеранов войны и труда. «Лучшие люди уже понимают, что они должны не только твердить о путях красоты и мудрости, но действенно вносить их в свою и общественную повседневную жизнь», – писал Н.К. Рерих в «Путях благословения» много лет назад. Именно в досуговой деятельности (художественной, гуманитарной, научной, прикладной, экологической и т.д.) становится возможным свободное творчество людей различных возрастных категорий. Благодаря ему, оптимально используются интеллектуальные и эмоциональные, духовные и физические ресурсы человека, что влечет за собой стабилизацию его жизни во всем многообразии ее форм. Деятельный досуг укрепляет веру в себя, стимулирует жизненный оптимизм, способствует успешному взаимодействию человека с окружающим его обществом, природой. Особенно это важно для людей пожилого возраста. [17, c.16]

Информация о работе Современные технологии организации досуга