Социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть основные аспекты социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную.
Объект исследования - процесс социализации ребенка находящегося в трудной жизненной ситуации средствами социальной работы.
Предмет исследования – направление организации социальной работы с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность социальной проблемы в научной литературе;
2. Охарактеризовать причины попадания детей в трудные жизненные ситуации;
3. Охарактеризовать состояние проблемы детей попавших в трудную жизненную ситуацию в Республике Башкортостан;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации………………………………………………….5
1.1. Социальные проблемы детей находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………………………………...5
1.2. Причины попадания детей в трудные жизненные ситуации……………11
1.3. Современное состояние социальной работы в Республике Башкортостан с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации…………………….16
Выводы по главе I………………………………………………………………..26
Глава II. Исследование состояния социальной работы с детьми-сиротами, в Республике Башкортостан ……………………………………………………...27
2.1. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – как объект социальной защиты в Российской Федерации……………………………...…27
2.2. Республиканские программы в помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………….34
2.3. Специфика работы органа опеки и попечительства муниципального района Бирский район Республики Башкортостан …………………….……37
Выводы по главе II………………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………….…...49

Вложенные файлы: 1 файл

Sotsializatsia_detey_nakhodyaschikhsya_v_trudnoy_zhiznen.docx

— 162.73 Кб (Скачать файл)

Проводимые в республике мероприятия, посвященные проблемам социальной защиты детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, еще раз подчеркивают, что эти дети - это тот социальный слой, который требует постоянного внимания и заботы со стороны общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ  I

Теоретический анализ проблемы  социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации  позволил выявить, что   к данной категории относят ребенка, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые он не может преодолеть самостоятельно, и если ребёнок испытывает в результате этого недостаток или отсутствие определенных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для его выживания и развития. В сложившейся трудной жизненной ситуации одновременно взаимодействуют несколько факторов:

Поведенческий, когнитивный, витальный, экзистенциальный, вероятностно-прогностический. В результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедеятельности индивида обнаруживаются деформации, появившиеся на основе социальных, психологических и физических травм.

Причинами попадания детей  в трудные жизненные ситуации являются такие, как семейное неблагополучие. Главными признаками семейного неблагополучия являются трудное материальное положение, бедность; жилищные проблемы; потеря членами семьи связи с рынком труда; конфликтная ситуация в семье; безответственное родительство, жестокое обращение с детьми; алкоголизм, наркомания и т.д.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Исследование состояния социальной работы с детьми - сиротами, в Республике Башкортостан

2.1. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – как объект социальной защиты в Российской Федерации.

В России, так же, как и  в любой стране, создается, развивается  и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка, оставшегося  без попечения родителей: сохранение ребенка в родной семье, возвращение  в семью, усыновление внутри страны, усыновление иностранными гражданами, передача на воспитание в замещающую семью, передача в специальные воспитательные учреждения. Чему отдать предпочтение – замещающей семье или сиротским учреждениям? Вопрос о том, какой из этих двух способов воспитания сирот более приемлем, встал перед обществом несколько веков назад. Только в России его пытаются разрешить уже четвертое столетие, но до сих пор он не имеет общепризнанного ответа[31].

«Детские приюты должны вообще прекратить свое существование в  качестве постоянного дома для детей» - утверждал известный английский общественный деятель Роберт Ридер в дискуссии между сторонниками и противниками жизни ребенка в детских учреждениях [49]

«Семья не является панацеей от всех социальных зол и не надо ее рекламировать как «успокоительный  сироп» социальной работы», - спорил с ним С.Лангес [23]

В XVIII — XIX веках сирот  отдавали на воспитание, выплачивая при  этом денежное пособие новоявленным родителям. Детей тогда брали  в основном бедные семьи, подвергали сирот физической эксплуатации, кормили  впроголодь, а деньги расходовали  по своему усмотрению, словом, сельские жители превратили благородное, казалось бы, дело в новый способ получения  дохода. Тогда даже название этому  явлению было найдено, само за себя говорящее, — «доходный промысел». Впрочем, наряду с ним в ходу было и другое выражение — «позорный промысел». Не секрет, что и в настоящее время фиксируются подобные проблемы.

Ко второй половине XX века западное общественное мнение стало  склоняться в пользу семейной заботы. Так, в 40-х годах группа английских психологов, возглавляемая Анной  Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда, детский  психоаналитик, автор книги «Детский психоанализ»), привела неопровержимые доказательства того, что условия  институционального воспитания отрицательно влияют на развитие ребёнка[28].

В конце 70-х годов Александр  Кадушин, проанализировав ряд сравнительных исследований о развитии ребенка в условиях детского дома и профессиональной замещающей семьи, пришел к заключению о практически полной согласованности выводов ученых с опытом воспитателей: в замещающих семьях развитие детей по всем направлениям происходит значительно успешнее, чем в сиротских учреждениях[23].

Россия и страны западной Европы и США шли несколько  разными путями в развитии системы  воспитания детей, оставшихся без родительского  попечения. Историю общественного  воспитания в США и странах  Западной Европы можно разделить  на четыре этапа.

Первый этап характеризуется  стремлением извлечь из благотворительных  приютов, работных домов и тюрем  «эффективных», то есть социально сохранных, детей и поместить их в учреждения с более благоприятными для нормального  развития условиями.

Второй этап характеризуется  отказом от существующих крупных  воспитательных учреждений и созданием  воспитательных домов семейного  типа, называемых «коттеджами».

На третьем этапе, с  начала XX века, а в большей степени  после Второй Мировой войны, начинает развиваться институт профессиональной семьи, который предполагает проживание приёмных детей непосредственно  в семье и родительскую ответственность  за детей на период патроната.

На четвертом этапе  деинституционализация воспитания детей-сирот стала ведущей тенденцией в социальной политике стран Западной Европы и Америки. Детские дома и приюты практически прекратили своё существование. В оставшихся проживают дети, которые по медицинским показаниям не в состоянии удержаться в замещающих семьях. Подавляющее большинство детей, лишенных родителей, воспитывается в приемных семьях, в том числе и профессиональных.

По международным данным около трети всех детей-сирот  на земном шаре, проживающих в сиротских  учреждениях, приходится на долю России 73]

По данным Федеральной  службы государственной статистики на начало 2012 года в стране около 800 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (это 2,68% от всего детского населения). (Естественно, эта цифра постоянно меняется: выявляются новые дети, воспитанники выпускаются из учреждений и передаются на воспитание в семьи). Причем в год в России выявляется более 100 тысяч таких детей. Из них более 150 тыс. детей находятся в учреждениях, около 440 тыс. детей переданы на воспитание в семьи (что составляет 63% от всех учтенных детей ОБПР) [71]

 

Данные Федеральной службы государственной статистики на начало 2012 года:

 

 

 

 

 

 

 

 

Гистограмма 2

Статистика положения  детей ОБПР в России

  Из гистограммы видно, что всего детского населения в России – 27,055 млн. чел. Выявлено детей ОБПР за 2011 год – 114715 (0,44% от всего детского населения) Всего детей ОБПР – 768563 (это 2,68% от всего детского населения) Из них воспитываются на семейных формах – 440 029 (это 63% от всех детей ОБПР)

Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический  мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в  обыденной речи и в теоретических  исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и  социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба  или единственный родитель[50].

Социальный сирота - это  ребенок, который имеет биологических  родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка  и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это  и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное  наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания  родителей недееспособными, безвестно  отсутствующими и т.д [56].

Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей" опека и попечительство - норма устройства таких детей  для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека  устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается  над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово "сирота", мы будем иметь  в виду и ребенка, оставшегося  без родителей, и социального  сироту[5].

К 2000 году в России было отмечено снижение выявленной численности детей  и подростков, оставшихся без попечения  родителей:

Гистограмма 3

Динамика численности  детей ОБПР

Затем шло ежегодное увеличение числа таких детей:

Гистограмма 4

Динамика численности  детей ОБПР

Численность детей в России в возрасте до 14 лет все эти  годы уменьшалась (с 2000 по 2011 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 2000 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные - социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 2000-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 2005 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30%[41].

Государство несет ответственность  за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые  силы (партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять  или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. Можно сказать, что в последние годы в России появились признаки перехода от государственно-общественного устройства детей к государственно-общественно-церковному[62].

Наиболее распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - опека (детей до 14 лет) и попечительство (детей 14-18 лет). Под опеку/попечительство детей берут, прежде всего, родственники. Практически последние десять лет  росло число детей, находящихся  под опекой/попечительством. Однако можно сказать о незначительном росте в 2001 году, а затем - о спаде доли таких детей среди общего количества учтенных детей-сирот. Это же касается соотношения выявляемых ежегодно и взятых под опеку (попечительство), на усыновление детей-сирот: в 2000 году было взято под опеку/усыновлено 91% от числа выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2005 году - 60%

В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления внутри России и вне нее. При уменьшении числа случаев усыновления детей жителями России резко возрастает число случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор, но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание ребенка. Такая ситуация привела к пересмотру и изменению существующего законодательства в этой сфере[53].

Россия, ратифицировав Конвенцию  о правах ребенка в 1990 году, признала право ребенка на воспитание в  семье приоритетным

Решить проблему семейного  воспитания в некоторой степени  помогли детские дома семейного  типа, появившиеся в 1988 году по инициативе Детского фонда. За 10 лет существования  фонда в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление[31].

В середине 90-х годов Семейным кодексом вводится новая форма семейного  воспитания детей, оставшихся без попечения  родителей, - приемная семья, которая, по сути, заменяет детские дома семейного  типа. В постановлении Правительства  от 17 июля 1996 года № 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного  типа, что не позволяло создавать  новые дома[28].

В последнее десятилетие  в России стала развиваться система  патроната. Воспитанный в детском доме ребенок отдается в семью на воспитание до достижения им 18-летнего возраста, но не усыновляется (следовательно, право получения жилья по достижении совершеннолетия остается за ребенком в случае отсутствия жилой площади). "Патрон" получает зарплату воспитателя и пособие на ребенка. Будущий родитель должна пройти несколько отборочных туров, среди которых - ролевые игры и различные психологические тренинги[49].

 

2.2. Республиканские программы в помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

В Республике Башкортостан разработан и реализуется  широкий комплекс мер, направленных на поддержку семьи, материнства  и детства.

Действует ряд законодательных и нормативных  документов по основным направлениям в области семьи, материнства  и детства - это законы Республики Башкортостан «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан», «О государственной  поддержке многодетных семей  в Республике Башкортостан», «Об  оплате труда приемных родителей  и льготах, предоставляемых приемной семье в Республике Башкортостан», «О профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав», «Об организации опеки и попечительства в Республике Башкортостан», «О порядке и размере выплаты денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка»; Указы Президента Республики Башкортостан «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», «О мерах государственной поддержки семьи, материнства и детства и улучшении демографической ситуации в Республике Башкортостан», «О медали «Материнская слава», постановление Правительства Республики Башкортостан «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье в Республике Башкортостан», внесены изменения и дополнения в Закон Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие, защищающие интересы несовершеннолетних детей. 

Информация о работе Социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию