Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть основные аспекты социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную.
Объект исследования - процесс социализации ребенка находящегося в трудной жизненной ситуации средствами социальной работы.
Предмет исследования – направление организации социальной работы с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность социальной проблемы в научной литературе;
2. Охарактеризовать причины попадания детей в трудные жизненные ситуации;
3. Охарактеризовать состояние проблемы детей попавших в трудную жизненную ситуацию в Республике Башкортостан;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации………………………………………………….5
1.1. Социальные проблемы детей находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………………………………...5
1.2. Причины попадания детей в трудные жизненные ситуации……………11
1.3. Современное состояние социальной работы в Республике Башкортостан с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации…………………….16
Выводы по главе I………………………………………………………………..26
Глава II. Исследование состояния социальной работы с детьми-сиротами, в Республике Башкортостан ……………………………………………………...27
2.1. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – как объект социальной защиты в Российской Федерации……………………………...…27
2.2. Республиканские программы в помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………….34
2.3. Специфика работы органа опеки и попечительства муниципального района Бирский район Республики Башкортостан …………………….……37
Выводы по главе II………………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………….…...49
Проводимые в республике мероприятия, посвященные проблемам социальной защиты детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, еще раз подчеркивают, что эти дети - это тот социальный слой, который требует постоянного внимания и заботы со стороны общества и государства.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
Теоретический анализ проблемы социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации позволил выявить, что к данной категории относят ребенка, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые он не может преодолеть самостоятельно, и если ребёнок испытывает в результате этого недостаток или отсутствие определенных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для его выживания и развития. В сложившейся трудной жизненной ситуации одновременно взаимодействуют несколько факторов:
Поведенческий, когнитивный, витальный, экзистенциальный, вероятностно-прогностический. В результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедеятельности индивида обнаруживаются деформации, появившиеся на основе социальных, психологических и физических травм.
Причинами попадания детей в трудные жизненные ситуации являются такие, как семейное неблагополучие. Главными признаками семейного неблагополучия являются трудное материальное положение, бедность; жилищные проблемы; потеря членами семьи связи с рынком труда; конфликтная ситуация в семье; безответственное родительство, жестокое обращение с детьми; алкоголизм, наркомания и т.д.
Глава II. Исследование состояния социальной работы с детьми - сиротами, в Республике Башкортостан
2.1. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – как объект социальной защиты в Российской Федерации.
В России, так же, как и
в любой стране, создается, развивается
и укрепляется система
«Детские приюты должны вообще прекратить свое существование в качестве постоянного дома для детей» - утверждал известный английский общественный деятель Роберт Ридер в дискуссии между сторонниками и противниками жизни ребенка в детских учреждениях [49]
«Семья не является панацеей
от всех социальных зол и не надо
ее рекламировать как «
В XVIII — XIX веках сирот отдавали на воспитание, выплачивая при этом денежное пособие новоявленным родителям. Детей тогда брали в основном бедные семьи, подвергали сирот физической эксплуатации, кормили впроголодь, а деньги расходовали по своему усмотрению, словом, сельские жители превратили благородное, казалось бы, дело в новый способ получения дохода. Тогда даже название этому явлению было найдено, само за себя говорящее, — «доходный промысел». Впрочем, наряду с ним в ходу было и другое выражение — «позорный промысел». Не секрет, что и в настоящее время фиксируются подобные проблемы.
Ко второй половине XX века западное общественное мнение стало склоняться в пользу семейной заботы. Так, в 40-х годах группа английских психологов, возглавляемая Анной Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда, детский психоаналитик, автор книги «Детский психоанализ»), привела неопровержимые доказательства того, что условия институционального воспитания отрицательно влияют на развитие ребёнка[28].
В конце 70-х годов Александр Кадушин, проанализировав ряд сравнительных исследований о развитии ребенка в условиях детского дома и профессиональной замещающей семьи, пришел к заключению о практически полной согласованности выводов ученых с опытом воспитателей: в замещающих семьях развитие детей по всем направлениям происходит значительно успешнее, чем в сиротских учреждениях[23].
Россия и страны западной Европы и США шли несколько разными путями в развитии системы воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Историю общественного воспитания в США и странах Западной Европы можно разделить на четыре этапа.
Первый этап характеризуется стремлением извлечь из благотворительных приютов, работных домов и тюрем «эффективных», то есть социально сохранных, детей и поместить их в учреждения с более благоприятными для нормального развития условиями.
Второй этап характеризуется отказом от существующих крупных воспитательных учреждений и созданием воспитательных домов семейного типа, называемых «коттеджами».
На третьем этапе, с начала XX века, а в большей степени после Второй Мировой войны, начинает развиваться институт профессиональной семьи, который предполагает проживание приёмных детей непосредственно в семье и родительскую ответственность за детей на период патроната.
На четвертом этапе деинституционализация воспитания детей-сирот стала ведущей тенденцией в социальной политике стран Западной Европы и Америки. Детские дома и приюты практически прекратили своё существование. В оставшихся проживают дети, которые по медицинским показаниям не в состоянии удержаться в замещающих семьях. Подавляющее большинство детей, лишенных родителей, воспитывается в приемных семьях, в том числе и профессиональных.
По международным данным около трети всех детей-сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходится на долю России 73]
По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2012 года в стране около 800 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (это 2,68% от всего детского населения). (Естественно, эта цифра постоянно меняется: выявляются новые дети, воспитанники выпускаются из учреждений и передаются на воспитание в семьи). Причем в год в России выявляется более 100 тысяч таких детей. Из них более 150 тыс. детей находятся в учреждениях, около 440 тыс. детей переданы на воспитание в семьи (что составляет 63% от всех учтенных детей ОБПР) [71]
Данные Федеральной службы государственной статистики на начало 2012 года:
Гистограмма 2
Статистика положения детей ОБПР в России
Из гистограммы видно, что всего детского населения в России – 27,055 млн. чел. Выявлено детей ОБПР за 2011 год – 114715 (0,44% от всего детского населения) Всего детей ОБПР – 768563 (это 2,68% от всего детского населения) Из них воспитываются на семейных формах – 440 029 (это 63% от всех детей ОБПР)
Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель[50].
Социальный сирота - это
ребенок, который имеет биологических
родителей, но они по каким-то причинам
не занимаются воспитанием ребенка
и не заботятся о нем. В этом
случае заботу о детях берет на
себя общество и государство. Это
и дети, родители которых юридически
не лишены родительских прав, но фактически
не заботятся о своих детях. Социальное
сиротство - социальное явление, обусловленное
наличием в обществе детей, оставшихся
без попечения родителей
Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство - норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово "сирота", мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту[5].
К 2000 году в России было отмечено снижение выявленной численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей:
Гистограмма 3
Динамика численности детей ОБПР
Затем шло ежегодное увеличение числа таких детей:
Гистограмма 4
Динамика численности детей ОБПР
Численность детей в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 2000 по 2011 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 2000 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные - социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 2000-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 2005 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30%[41].
Государство несет ответственность
за систему призрения сирот, но не
решает все вопросы в этой сфере.
В последние годы появились новые
силы (партии, религиозные и общественные
организации), которые готовы взять
или уже взяли на себя значительную
часть забот по содержанию детей и стараются
увеличить свое влияние на воспитание
и обучение, выбор форм устройства детей,
а также на контроль и управление. Можно
сказать, что в последние годы в России
появились признаки перехода от государственно-общественного
устройства детей к государственно-общественно-
Наиболее распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - опека (детей до 14 лет) и попечительство (детей 14-18 лет). Под опеку/попечительство детей берут, прежде всего, родственники. Практически последние десять лет росло число детей, находящихся под опекой/попечительством. Однако можно сказать о незначительном росте в 2001 году, а затем - о спаде доли таких детей среди общего количества учтенных детей-сирот. Это же касается соотношения выявляемых ежегодно и взятых под опеку (попечительство), на усыновление детей-сирот: в 2000 году было взято под опеку/усыновлено 91% от числа выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2005 году - 60%
В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления внутри России и вне нее. При уменьшении числа случаев усыновления детей жителями России резко возрастает число случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор, но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание ребенка. Такая ситуация привела к пересмотру и изменению существующего законодательства в этой сфере[53].
Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, признала право ребенка на воспитание в семье приоритетным
Решить проблему семейного воспитания в некоторой степени помогли детские дома семейного типа, появившиеся в 1988 году по инициативе Детского фонда. За 10 лет существования фонда в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление[31].
В середине 90-х годов Семейным кодексом вводится новая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, - приемная семья, которая, по сути, заменяет детские дома семейного типа. В постановлении Правительства от 17 июля 1996 года № 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного типа, что не позволяло создавать новые дома[28].
В последнее десятилетие в России стала развиваться система патроната. Воспитанный в детском доме ребенок отдается в семью на воспитание до достижения им 18-летнего возраста, но не усыновляется (следовательно, право получения жилья по достижении совершеннолетия остается за ребенком в случае отсутствия жилой площади). "Патрон" получает зарплату воспитателя и пособие на ребенка. Будущий родитель должна пройти несколько отборочных туров, среди которых - ролевые игры и различные психологические тренинги[49].
2.2. Республиканские программы в помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
В Республике Башкортостан разработан и реализуется широкий комплекс мер, направленных на поддержку семьи, материнства и детства.
Действует
ряд законодательных и
Информация о работе Социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию