Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:51, реферат
Анализируя общественную реальности в историческом срезе, Сорокин характеризовал ее как иерархию различных социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными — суперсистемами. Последние существуют на протяжении, столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д. В процессе анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта категория занимает в концепции социокультурной динамики одно из центральных мест.
Жизненный путь и общая характеристика творчества
Как рождаются и организуются группы
Основные разделы динамической общей социологии
Основные повторяющиеся социальные процессы
Анализ процессов
1. Почему и как рождаются социальные группы (процессы контакта и взаимодействия)
2. Почему и как социальные группы становятся организованными
3. Почему и как организованные группы дифференцируются, стратифицируются и обретают названия
4. Название и символ организованной группы
Кризис нашего времени в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина: пророчество о судьбах мира и России
Чувственный, идеациональный и интегральный социокультурный типы общественного строя Сорокина П.А.
Чувственная культура
Идеациональная культура
Интегральная культура
Культурно-динамические процессы и их причины в социальной динамике П. А. Сорокина.
Таким образом, одна часть общества становится более религиозной и нравственной, в то время как другая – склонна к не религиозности и преступности. Одна часть уступает эгоистическим импульсам самосохранения, другая ищет спасения на путях истины, добра и любви.
В промежуточном пространстве между двумя нравственными полюсами образуется некоторая пустота, вызванная оттоком индивидов к той или иной крайности. В дальнейшем по мере укрепления авторитета новых моральных эталонов в рамках победившего типа культурной ментальности это пространство будет заполняться, с одной стороны, за счет усвоения их представителями негативной поляризации, а с другой – за счет отказа от буквального следования им представителей позитивной поляризации. Тем самым сокращается количество индивидов на самих полюсах, как неукоснительных приверженцев нового этического учения, так и сторонников крайнего эгоизма.
В соответствии
с законом поляризации в это
время размываются все
Новая этическая
идея не объединяет общество,
а раскалывает его на две
резко противоположные части.
Дело в том, что общество и
не спасается объединением. В период
кризиса реальное объединение
может произойти лишь вокруг
полюса негативной поляризации,
но это означало бы торжество разрушительных
сил и грозило бы катастрофой
для всего человечества, если вообще
понятия «объединение», «интеграция»
применимы по отношению к эгоистическим
силам хаоса и разрушения, каждая
из которых центробежна по своему
характеру. Поэтому в данном
случае, по-видимому, можно говорить
лишь о чисто количественном
причислении того или другого
индивида к этой хаотической массе.
Поэтому силы позитивной поляризации
– а они подразумевают
Влияние этической
системы на мораль в различные
периоды различно. Сорокин неоднократно
подчеркивает, что великие этические
учения создаются пророками
и нравственными учителями именно
на изломе эпох. Они отбрасывают
обветшавшие ценности и создают
новые, отвечающие духу и потребностям
времени. Причем преображающее
воздействие новых учений является
наибольшим как раз на раннем этапе
их развития. Они тогда имеют наибольшее
число последователей, которые придерживаются
в первую очередь не формальных,
обрядовых правил этих учений, но следуют
самой их сути, являются их ревностными
и искренними сторонниками.
В дальнейшем роль этих учений изменяется.
Они институционализируются, часто
приобретают форму
Анализ фактов негативной религиозной поляризации Сорокин мог подтвердить «громадным» ростом и распространением различных форм атеизма среди населения многих стран 50–60 годов ХХ в. В то же время происходит устойчивый рост различных материалистических, агностических и родственных философий параллельно с упадком разных религиозных и идеалистических. Это заключение Сорокин подкрепляет данными исследований в США и Европе, которые показывали, что резко сокращается количество населения, верующего в те или иные христианские догматы. Одновременно произошел упадок в религиозном искусстве, где почти не возникает новых шедевров. Таким образом, культурная динамика, по Сорокину, является логической цепью, которая связывает социокультурные явления как последствия изменений в виде разных форм обобщения культуры, ее дифференциации, так и причины упрощения, деградации, кризиса, застоя, развивающиеся под влиянием закона поляризации»6.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научное наследие П.А. Сорокина не утрачивает своей актуальности. Сегодня труды П.А. Сорокина имеют не только теоретическое, но и сугубо практическое значение.
Заслугой П.А.
Сорокина является то, что он не только
выявил и типологизировал
Социокультурная динамика или изменение, с точки зрения П.А. Сорокина, включает в себя “способы появления социокультурной системы, длительность ее существования, изменение, разрушение и возникновение другой”9. Типология интегрированных суперкультур П.А. Сорокина основывается на определении их собственной ментальности, собственной системы истины и знания, “имеет собственную философию... особый тип религии... свое собственное представление о правильном и неправильном; особые формы искусства и литературы; нравы, законы, правила поведения; собственную экономическую и политическую организацию: наконец, специфический тип человеческой личности с особым складом ума и манерами поведения. Все эти ценности, одинаково присутствующие и в той и в другой культуре... в рамках каждой и: культур... тесно прилажены друг к другу, будучи связаны логически, а зачастую и функционально”.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Гараджа Е.В. Религиозный смысл «интегрализма» П. Сорокина // Вестник Московского университета, 2005. № 3. С. 100–101.
2 Социологическая классика Сорокин П.А. общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии, 2000 С 56-90.
3В.И. Добреньков, докт. философ. наук, проф., зав. кафедрой истории и теории социологии, декан социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 1
4 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. 350 с
5 В.И. Добреньков, докт. философ. наук, проф., зав. кафедрой истории и теории социологии, декан социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 1
6 КУЛЬТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ПРИЧИНЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ П. А. СОРОКИНА Работа представлена кафедрой теории и истории культуры Тверского государственного университета. Научный руководитель – доктор философских наук, профессор Б. Л. Губман
Информация о работе Социальная и культурная динамика П.А. Сорокина