Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:36, реферат

Краткое описание

Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки Социальная педагогика.doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

Из истории известно, что многие выдающиеся педагоги-практики задумывались о том, кого они хотят  воспитать. Одним из довольно полезных и любопытных продуктов подобных раздумий стали критерии готовности к жизни и к социальной интеграции воспитанников детских домов семейного типа, выработанные создателем «детских деревень» австрийцем Теркиной Гнивнером и его сотрудниками. Эти критерии - плод анализа результатов многолетней практики воспитания, а потому довольно / конкретны: законченное школьное или профессиональное образование; работа по специальности, основание собственной семьи; реалистические жизненные цели; социальная зрелость, при которой взаимоотношения с согражданами отличаются уважением, готовностью помочь и терпимостью; собственный вклад в дело дальнейшего развития общества.

Почти каждый выдающийся педагог-теоретик также предлагал  свой взгляд на то, что представляет собой воспитанный человек. Поскольку социальная педагогика рассматривает воспитание в контексте социализации и воспитанность как результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и стихийной социализации, постольку весьма интересным представляется мнение К. Д. Ушинского. который писал, что воспитанность - это «образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни,' спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты»..

Иной взгляд на социализированность  у других исследователей, но тоже в русле субъект-объектного подхода к социализации. Суть их позиции в том, что, поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразный требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

С этой точки зрения залогом  успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психологи педагог Л. Колберг подчеркивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными.

В многочисленных исследованиях  все больше внимания уделяется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем.

Социализированность имеет  «мобильный характер», т. е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.

Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации  социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой изменения статуса больших групп населения, превращают их социализированность в неэффективную для новых условий. Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность проблематичной.

Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей.

 

17. Работа с семьей

 

Работу с семьей соц. педагог начинает с ее изучения. Попробуем рассмотреть несколько разновидностей семей, с которыми чаще всего сталкивается социальный педагог. Это неблагополучные семьи, где ребенок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили еще и безработицу родителей.

Именно в таких семьях у ребенка наблюдаются отклонения в поведении. Когда в семье  нет контактов, когда родители к  ребенку относятся формально, обеспечивая его только материально.

Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании детей.

Типы семей, с которыми приходится сталкиваться социальному педагогу: городская или сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей, семья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:

больные дети, дети-инвалиды;

пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

половая распущенность  и проституция;

алкоголики и наркоманы;

дети-бродяги;

развод родителей.

Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей — это разрешение кризисных  ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

Социальный педагог  кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

Главная цель — мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.

В чем состоит работа социального педагога по оказанию помощи семье?

1-е. Проконсультировать  семью в возможности получения  различных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить многодетная семья.

2-е. Помочь увеличить  доходы семьи, помочь в заработке и взрослых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми  и без работы. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.

4-е. Многие родители  нуждаются в помощи педагога. Консультации можно проводить и индивидуальные, и групповые.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на  положение ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю информацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике.

6-е. Работая с семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребенка. При лишении родителей родительских прав — передачу детей в благополучные семьи. Затем решать вопрос о принудительном лечении родителей.

Методы работы

изучение семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка.

После изучения семьи  перед социальным педагогом стоит  задача — создать в семье новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы, бытовые объединения, труд в саду, в огороде, в быту.

Методом убеждения педагог  может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.

Существует практика, когда социальный педагог составляет «карту семьи», где дается характеристика каждому члену семьи, даты рождения, знаменательных дат в семье. Определяются статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и национальная принадлежность семьи.

Дополнением «карты»  является изучение воспитания ребенка в семье. Как и сколько родители проводят время с ребенком, есть ли у них общие дела, какая форма общения, беседуют ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают клубы.

Социальному педагогу важно  учитывать все взаимоотношения  внутри семьи, отношения взрослых между  собой, между взрослыми и детьми, родственников и неродственников, которые живут в семье. Следует учитывать и особую ситуацию, когда в семье появляется первоклассник или пенсионер.

 

18. Понятие семьи

 

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья является главным  агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический — структура  семьи (большая или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность  жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т. е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Назовем лишь некоторые причины этого процесса.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингзми (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (е домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку  отношения супругов все более  определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее, проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен прийти авторитет личности родителей.

 

19. Роль социального педагога

 

Социальный педагог  семье необходим, так как современная  школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании детей.

Типы семей, с которыми приходится сталкиваться социальному педагогу: городская или сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей, семья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:

больные дети, дети-инвалиды;

пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

половая распущенность  и проституция;

алкоголики и наркоманы;

дети-бродяги;

развод родителей.

Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей — это разрешение кризисных  ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

Главная цель — мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса.

В чем состоит работа социального педагога по оказанию помощи семье?

1-е. Проконсультировать  семью в возможности получения  различных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить многодетная семья.

2-е. Помочь увеличить  доходы семьи, помочь в заработке  и взрослых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми  и без работы. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.

4-е. Многие родители  нуждаются в помощи педагога. Консультации можно проводить и индивидуальные, и групповые.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на  положение ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю информацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике.

Информация о работе Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности