Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:36, реферат

Краткое описание

Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки Социальная педагогика.doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

в-четвертых, изучая самоотношение  человека, выявляет причины восприятия им себя жертвой социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.

Объективные факторы  превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации

Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

Виктимизация - процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

Виктимность характеризует  предрасположенность человека стать  жертвой тех или иных обстоятельств.

Объективные факторы, предопределяющие то или способствующие тому, что те или иные группы/ конкретные люди становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, многочисленны и многоуровневы.

Фактором виктимизации человека могут стать:

1. природно-климатические условия

2. общество и государство.

3. специфические особенности  тех поселений, конкретных микросоциумов. 

4. группа сверстников

5. семья

 

23. Объективные факторы превращения человека в жертву

неблагоприятных условий социализации

 

Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

Виктимизация - процесс  и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

Виктимность характеризует  предрасположенность человека стать  жертвой тех или иных обстоятельств.

Объективные факторы, предопределяющие то или способствующие тому, что те или иные группы/ конкретные люди становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, многочисленны и многоуровневы.

Фактором виктимизации человека могут стать:

1. природно-климатические условия той или иной страны, региона, местности, поселения. Как уже говорилось выше, климат влияет на здоровье людей по-разному. Суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека. Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, самоубийствам). Это подтверждается ситуацией, характерной для ряда районов Севера и Дальнего Востока, Кемеровской области, г. Магнитогорска и т. д.

2. общество и государство. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, их многообразие, количественные, половозрастные, социально-культурные характеристики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из которых может рассматриваться как непосредственно виктимогенные. В любом обществе наличествуют инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства. Соответственно и статус, и субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств.

Во многих странах  имеются большие или меньшие группы мигрантов из других стран, а также из деревни в город и из региона в регион, которых, как уже говорилось, можно рассматривать как потенциальных жертв социализации. Но то, какая часть из них станет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, преступниками и др.), в какой мере они будут ощущать себя жертвами, зависит от уровня социально-культурного развития общества и государственной политики.

Помимо всего прочего, виктимизация в этих случаях связана с возникновением не только психических травм и пограничных состояний, но и таких социальных и социально-психологических явлений, как появление «потерянных поколений», т. е. с массовой утратой социальной и личностной идентичности, смысла жизни и перспективы, с формированием «вьетнамского синдрома», «афганского синдрома», комплекса вины (например, у немцев после войны), комплекса жертвы (например, у армян после геноцида в начале XX в.) и т. д.

3. специфические особенности тех  поселений, конкретных микросоциумов.  Большое значение имеют такие характеристики поселения и микросоциума, как экономические условия жизни населения, производственная и рекреативная инфраструктуры, социально-профессиональная и демографическая структуры населения, его культурный уровень, социально-психологический климат. От этих параметров зависит наличие типов жертв неблагоприятных условий социализации в конкретном поселении и микросоциуме, количественный и демографический состав каждого типа, они же определяют категории жителей - потенциальных жертв.

4. группа сверстников, особенно  в подростковом и юношеском  возрастах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный характер.

5. семья. В семье может формироваться  определенный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, которые для нее характерны - идентификации, импринтингу и др. Так, в неполной семье может сформироваться несколько поколений женщин-мужененавистниц, т. е. они станут обладателями определенного психического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи.

 

24. Коррекционное воспитание

 

Коррекционное воспитание - создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях.

Этот вид воспитания необходим и реализуется по отношению к ряду категорий жертв неблагоприятных условий социализации: определенным группам инвалидов; детям, лишенным речи, зрения, слуха или имеющим тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющим тяжелые формы недоразвитости мозга и существенные задержки или дефекты психического развития; отдельным категориям правонарушителей.

Коррекционное воспитание осуществляется в специальных организациях (закрытого и открытого типа), специализирующихся на воспитании определенных категорий детей, подростков, юношей. Это и закрытые специнтернаты, и школы-интернаты, и санаторно-лечебные учреждения, и центры адаптации и реабилитации и др.

Ряд групп инвалидов, а также детей с задержками в развитии, не имеющих органических поражений мозга, необходимо воспитывать в организациях социального воспитания, создавая специальные дополнительные условия для выравнивания их развития.

Задачи и содержание коррекционного воспитания зависят  от характера и степени тяжести  аномалии в развитии ребенка. В наиболее тяжелых случаях речь может идти лишь об элементарном приспособлении ребенка к жизни в ближайшем социуме (например, обучение гигиеническим умениям, умениям самостоятельно принимать пищу и т. п. детей, страдающих тяжелым аутизмом и некоторыми другими аномалиями).

В менее тяжелых случаях, не связанных с органическими  поражениями систем и органов, речь идет о максимально возможном для конкретной аномалии и конкретного ребенка развитии дефектных функций и параллельной адаптации ребенка к жизни в доступных пределах. Особое значение имеет развитие и использование компенсаторных возможностей ребенка. Так, глухих детей учат произношению, словесной речи, чтению.

С точки зрения субъект-субъектного  подхода адаптация - это способность  человека активно взаимодействовать  с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей.

В связи с этим необходима специальная работа по переориентации отношения человека к своей судьбе. Это становится реальным, если у него формируются определенные социальные установки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окружающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль может сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания становится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспитателями или, наоборот, они будут блокироваться.

Особое место занимает перевоспитание, которое в идеале включает в себя коррекцию личностных свойств, установок, ценностных ориентации ряда категорий правонарушителей и адаптацию их к просоциальной жизнедеятельности. Поскольку среди правонарушителей немало ребят с различными дефектами и отклонениями в развитии, постольку перевоспитание реально лишь при сочетании медицинских, психологических и педагогических мер.

Коррекционное воспитание становится более эффективным в том случае, если в обществе создаются условия для вовлечения детей, подростков, юношей (да и взрослых) в участие в различных сферах социальной практики. Так, в последние десятилетия развернулась большая работа по вовлечению инвалидов в спортивные соревнования, конкурсы музыкантов, умельцев и т. д. (вплоть до международного уровня). Все это способствует их социальной реабилитации. Аналогичные тенденции можно отметить в социальной практике развитых стран и по отношению к некоторым другим типам жертв неблагоприятных условий социализации.

Особо следует отметить то обстоятельство, что в последнее  время в наиболее экономически развитых странах помощь тем или иным группам людей-жертв в их приспособлении к жизни в обществе дополняется законодательными и экономическими мерами по приспособлению среды обитания к особенностям этих людей. Наиболее яркий пример - законы, принятые в ряде штатов США, стимулирующие создание и резервирование рабочих мест для инвалидов, требующие строительства жилья, общественных зданий таким образом, чтобы они были доступны для инвалидов-колясочников, создание специально приспособленных для этой категории людей общественных средств транспорта и т.д.

Однако если иметь  в виду само соц явление в целом -наличие в любом общ-ве многообразных типов людей - жертв неблаг-ных условий соц-ции, то, что делается в соц практике, как правило, не имеет системного хар-ра. Объясняется это многими обстоятельствами. Одним из них м считать отсутствие спец отрасли знания, ориентированной на иссл-ние и решение проблем, хар-ных как для жертв неблаг-ых условий соц-ции в целом, так и специфических - для кажд типа жертв в отдельности.

 

25. Социально-педагогическая работа в социуме

 

Социально-педагогическая работа в социуме, будь то микрорайон учреждения, в котором работает специалист, или пространство жизнедеятельности личности, должна соответствовать принципам комплексности, системности.

Социально-педагогический комплекс (СПК) — структурно упорядоченная разветвленная сеть восп-обр-ных учреждений, соц-психол служб, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на соц защиту и осуществление прав кажд своего члена в творческой самореализации, успешном физическом психическом и социальном развитии личности.

В задачи СПК входит: обеспечение  необходимых условий по месту  проживания детей для них эффективного социального воспитания; проведение ранней диагностики, коррекции и реабилитации; оказание оперативной социальной помощи; координация усилий в работе с семьей и в микросоциуме; социально-педагогическая поддержка детей и семей со специфическими нуждами.

СПК, создающиеся сегодня  преимущественно энтузиастами на местах, разнообразны по основным характеристикам  и предназначению. Обобщая известный нам опыт, представляется возможным выделить:

СПК школьного, ведомственного и межведомственного уровня;

СПК территориального и  проблемно-ориентированного типов;

СПК широкого профиля  и ориентированные на отдельные  категории обслуживаемых.

 Структура СПК не  жестко очерчена. Как правило, в звене управления широко используют уже известную форму педагогический совет плюс «попечительский совет» либо организуют единый координационный совет.

Исходя из специфики  содержания д-ти, создают тематические центры, службы, советы или строят работу по принципу программирования.

В случае выбора принципа программирования опр-ся круг проблем, среди к-ых выделяются наиболее значимые. Эти проблемы дополнительно диагностируются, прогнозируются возможные направления их дальнейшего развития, дается оценка имеющимся в настоящее время негативным факторам и средствам их нейтрализации. Система работы над каждой проблемой в отдельности разрабатывается по схеме целевой программы: характеристика проблемы, цель и задачи, содержание и основные направления деятельности, этапность, заказчики и исполнители, источники финансирования, ожидаемые результаты. Данный подход позволяет оперативно реагировать на возникающие в социуме проблемы, варьируя и видоизменяя деятельность по срокам и по содержанию. Реализуемые программы должны обязательно пройти социально-психолого-педагогическую экспертизу, обеспечиваться кадрами и методической поддержкой.

В качестве примера работы СПК сошлемся на опыт работы межведомственного  СПК микрорайона «Домостроитель»  г. Кирова, где используются следующие программы:

«Социальный педагог» —  подготовка социальных педагогов по работе с молодой семьей, с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, с семьями «группы риска»; социальных педагогов-координаторов детских и молодежных инициатив и социальных педагогов-аниматоров. Программа представляет собой цикл занятий, включающих лекции, практические занятия, тренинги, индивидуальное консультирование, работу с методической литературой;

Информация о работе Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности