Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:36, реферат

Краткое описание

Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки Социальная педагогика.doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

Работа на развитие конкретного  учреждения и системы образовательных  учреждений дополнительного образования, как учреждений, наиболее перспективных  для развития психологического содержания в образовании.

Основные направления  работы.

1. Психологическое просвещение 

2. Психологическая профилактика

3. Психологическая диагностика  и исследовательская деятельность

4. Коррекционно-развивающая  работа 

5. Консультативная деятельность

6. Рефлексивно-гуманистическое сопровождение

 

36. Работа социального педагога в летних лагерях

 

Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества — летние лагеря различного профиля.

Работа соц. педагога в летних воспитательно-оздоровительных лагерях имеет свои особенности, связанные со стоящими перед ними задачами: укрепления здоровья детей, отдыха и воспитания в разнообразной увлекательной для них деятельности, организуемой на основе ребяческого самоуправления. В лагерях отношения взрослых и детей строятся на основе взаимопонимания и сотрудничества. В лагерь собираются воспитанники разного возраста и социального положения (в том числе дети из приютов, детских домов, школ-интернатов, из многодетных семей, из семей социальной «группы риска»). Все это предполагает очень хорошую подготовленность социального педагога к работе в летнем воспитательно-оздоровительном учреждении. Он должен знать нормы питания, инструкции по организации многодневных походов, игр и купания, по предупреждению несчастных случаев, оказанию медицинской помощи.

Формы работы педагога могут  быть самые разные: спортивные игры и соревнования, походы и экскурсии, просмотры телевизионных передач («Угадай мелодию», КВН, «Поле чудес» и т.п.), шоу, ярмарки, конкурсы (например, актерского мастерства и т.п.).

Самой распространенной формой организации досуга в летних лагерях являются игры. Время лагерной смены (обычно месяц) позволяет подготовить проведение массовых структурно сложных игр, включающих в себя другие формы досуговой деятельности. Такие игры развивают инициативу и творчество ребят, воспитывают у них такие социально ценные качества, как коллективизм и взаимопомощь.

В лагере, на лоне родной природы, создаются благоприятные  условия для воспитания детей  на народных традициях. Например, в летних воспитательно-оздоровительных учреждениях Орловской области ребята изучают песенный фольклор. Занятие начинают с разучивания считалок, детских хороводных игр.

В лагерях проводятся разнообразные конкурсы, например «Музыка и поэзия», они не только пополняют знания детей, но и несут воспитательный заряд. Дети с удовольствием занимаются постановкой спектаклей и представлений. Например, импровизированный спектакль «В гостях у муз»' превращается для них в настоящий праздник, к которому готовятся все отряды и группы. Каждая группа представляет одну из девяти муз древнегреческой мифологии. Роль муз играют вожатые и старшие воспитанники. Ребята исполняют танцы, читают стихи, поют песни, соответствующие той или иной музе.

Среди форм организации досуга в летних лагерях широко практикуются музыкально-ритмические игры («Делай, как я»), разнообразные конкурсы (песни и поэзии, актерского мастерства, юмора, мини-режиссуры и др.).

Интересен опыт проведения в лагере «русской смены», во время которой организуются посиделки с чаем, сушками, изготовление и демонстрация русской одежды, концерты песни и пляски. Во всех мероприятиях смены предполагается участие родителей, бабушек и дедушек, старожилов близлежащих деревень. На протяжении всей смены ребята готовятся к празднику «Русского хоровода» с песнями и танцами. На нем проводятся конкурсы: «Путешествие в народную мудрость» (по произведениям русского народного творчества), считалок, скороговорок и загадок, поделок, нарядных костюмов, юных красавиц, кулинаров и поваров, «Русская коса» и др.

 

37. Успешность социально-педагогической работы

 

Успешность социально-педагогической работы с личностью, группой, общностью  зависит от добровольного участия  многих людей. Для выполнения некоторых  задач социальному педагогу просто необходимо привлечение волонтеров (при использовании опосредованных, косвенных методов работы, организации групп самопомощи, в работе с общиной, органами местного самоуправления). Волонтерская деятельность как проявление милосердия и человеколюбия существует и будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в помощи и ограничены возможности государства удовлетворять потребности граждан в социальной поддержке.

Волонтер — новый  термин, но не новое явление в  общественной жизни нашей страны. В истории педагогики хорошо известны тимуровское движение и общественно полезная деятельность как основа существования детских и молодежных объединений и организаций, операции «Забота» и движение вожатых. Участие в социально ценной деятельности традиционно рассматривается как действенное воспитательное средство.

В работе социального  педагога с добровольными помощниками  можно выделить следующие ориентиры:

  • в качестве самостоятельной задачи нужно рассматривать привлечение добровольных помощников из числа детей и взрослых, проявляющих интерес к социально полезной деятельности. Необходимо поддерживать отдельных добровольцев, стремиться формировать инициативные группы, инициировать образование общественных объединений благотворительной направленности;
  • необходимо определить направления деятельности, в реализации которых можно сотрудничать с несовершеннолетними и взрослыми добровольными помощниками. Эти направления должны быть актуальны, понятны, иметь достаточную степень проработки. Не стоит отдавать на откуп волонтерам те участки работы, где сам социальный педагог зашел в тупик или четко не представляет предстоящий объем и специфику действий, иначе сотрудничество специалиста и добровольных помощников может закончиться взаимной неудовлетворенностью, а отдельные волонтеры разочаруются и покинут ряды добровольцев;
  • желательно не ограничивать участие волонтеров в деятельности социальной службы одноразовыми акциями, а планировать (программировать) их работы, выделяя ближайшие и дальние перспективы. Процесс целеполагания и планирование деятельностиосуществляются совместно, с опорой на опережающую инициативу волонтеров;

• деятельность волонтеров должна получать определенный отклик как у руководителей учреждения, так и у тех, с кем работают добровольцы. Непременными условиями выступают гласность система поощрений (прежде всего морального плана). Особое значение это имеет для детей-волонтеров: тем самым осуществляется стимулирование их дальнейшей активности.

 

38. Особенности зарубежного социально-педагогического опыта (на

примере стран  Западной Европы и США). Участие взрослых в 

воспитательном  процессе

 

Эти особенности представляют интерес для соц педагога, так  как в разных странах создана  своя система соц работы с семьей и детьми, накоплен интересный опыт работы с больными детьми и семьями «риска», работы соц педагога в школе и микрорайоне.

Социальная работа в  европейских развитых странах направлена на оказании помощи нуждающимся.

В Швеции в учреждениях  здравоохранения оказывают больному помощь в выполнении режима лечения, в подготовке к операции, его душевного состояния, помогают родственникам умерших, решают судьбу детей, которые остались без родителей. В психиатрических больницах Швеции соц работник продолжает работать с пациентом, и после прохождения курса лечения.

В Великобритании социальный работник работает в роддомах, психиатрических  больницах. Соц педагог входит в  состав соц службы, где помогают преподавателям школы в работе с трудными подростками. Помогают родителям и ученикам налаживать отношения в семье, отношения родителей и учеников с преподавателями, которые мешают в образовании. Выявляют семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, где ребенок отстает в развитии. Соцпедагог занимается с детьми, которые временно исключены из школы или временно ее не посещают по болезни, организовывая занятия с ребенком дома. Оказывают пом в пользовании социальными привилегиями, в процессе адаптации детей национальных меньшинств, поддерживают детей, которые получают образование вне школы.

В Германии соц педагог  включается в штат школы, работает с трудными подростками, занимается организацией их свободного времени, консультирует родителей. В судах и тюрьмах он работает с малолетними преступниками и до возбуждения уголовного дела, и после решения суда. Занимается предупреждением детской преступности, привлекает детей и подростков к работе с престарелыми одинокими людьми в доме инвалидов, с больными в больницах. В тюрьме соц педагог составляет план обучения и работы осужденного на весь срок, помогает организовывать отдых, регулировать финансы, а после выхода из тюрьмы — устроиться на работу.

В Северной Ирландии существует спец служба, так называемая коллегия пробации, где офицер с командой в 4—5 человек анализируют перед судом положение несовершеннолетнего, надзирает за ним во время отбывания срока наказания, помогает после выхода на волю с тем, чтобы подросток не встал на прежний преступный путь.

О специфике такой  работы с детьми, о традициях соц  помощи детям в Америке пишет в книге «Социальная работа и социальные программы в США» С.И. Чорбинский.

Еще в 1921 г. в США была создана Американская ассоциация соц  работников. Но одной из старейших  организаций, точнее, объединений соцработников является Американская лига помощи детям, созданная в 1920 г. В современных условиях Лига разрабатывает различные программы помощи детям.

Одной из основных является Программа нуждающимся семьям с  детьми на иждивении. Программа была создана в 1935 г. и главным было оказание помощи вдовам с детьми. Так, в 90-х гг. помощь по ее каналам получили 11 млн человек, 90% из них были матери-одиночки.

Выделяется материальная помощь детям и семьям, в которых  небольшой доход, несовершеннолетние матери, матерям-одиночкам, с тем чтобы они смогли окончить школу. Отцы, даже если брак не зарегистрирован, обязаны содержать ребенка. В некоторых штатах за уклонение содержать детей полагается уголовная ответственность, вплоть до тюремного заключения.

В специальных колониях для малолетних преступников и в  тюрьмах работают социальные педагоги.

Взрослые в воспитательном процессе

Взрослые — лица в возрасте после 18 лет, достигшие возраста юридического совершеннолетия, с которым связан переход к выполнению особых социальных задач в обществе и семье.

Взрослость — относительно здоровый период жизни, редко подверженный хроническим или неизлечимым заболеваниям.

Характерной чертой семейной структуры России остается сравнительно высокий процент живущих вне  семьи. Число одиноких и отдельно проживающих членов семьи составляет около 17,1 млн человек, или почти 12% населения страны.

Когда взрослые люди осознают смысл и цель своей жизни, долг и ответственность за свое влияние на подрастающее поколение, на окружающих, когда целенаправленно занимаются своим нравственным и физическим совершенствованием, они становятся субъектом воспитательного процесса. Родители, представители общественности, производственные мастера, в этом случае являются потенциальными воспитателями.

Долгое время в социальной работе со взрослыми социальная педагогика ориентировалась на концепцию Э.Эриксона. Он считал, что взрослая жизнь зависит от успешности более ранних стадий. Поэтому для оказания социальной помощи требуется предварительный анализ биографии взрослого человека, воссоздание всех этапов его жизненного цикла, предшествующих кризисному состоянию. Это необходимо для того, чтобы найти единую, сквозную «линию» в его жизни и тот критический ее поворот, который привел к личным затруднениям. Для этого социальному работнику требуется уяснить для себя самого то, что становление личности — пожизненный процесс, участником которого становится и сам социальный работник. Вовлечение взрослого в процесс самоанализа; определение психосоциального отклонения при разрешении кризисов роста; поиск путей и способов восстановления социальных функций; нормализация контакта с внешней средой; выявление социальных институтов и структур, которые могут способствовать стабилизации личности.

Принципы обучения взрослых

Первый принцип - основная ответственность за обучение лежит на самом учащемся.

Второй принцип основывается на том, что личные или профессиональные потребности стимулируют у специалиста желание учиться.

Третий принцип исходит  из необходимости применения многообразия образования.

Четвертый принцип состоит  в том, что изменение условий, при которых предполагается продолжение  образования взрослых, требует разработки и утверждения новых форм признания и поощрения.

Информация о работе Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности