Социальная политика государства: ее цели, задачи, содержание и основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:46, контрольная работа

Краткое описание

Развитие концепций прав человека является по своему характеру эволюционным. За гражданскими и политическими правами, необходимость защиты которых явилась первым толчком к разработке концепций прав человека в XVIII столетии, постепенно последовали экономические, социальные и культурные права. В настоящее время все большее признание получает третье поколение прав, которое отражает законные чаяния всего человечества: права на мир, развитие и охраняемую от разрушения чистую окружающую среду.
В работе поставлены следующие задачи:
- Исследовать сущность социальной политики, цель, задачи и методы,
- Определить основные направления социальной политики,
- Рассмотреть права человека в рамках социального государства.

Вложенные файлы: 1 файл

осн. соц..doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

  В случае принятия  принципа равенства дискриминация  в отношении какого-либо лица  или группы лиц становится  невозможной. Недискриминация основывается  на двух составляющих одно  целое принципах: равенство и  уважение достоинства. Она также предполагает целостность личности человека, в то время как дискриминация определяет человека только по одному из конкретных признаков, будь то пол, раса, цвет кожи, религия и т. д. Дискриминация может превратить человека в безропотного и послушного исполнителя, поскольку при дискриминации человек уже не воспринимается с учетом уникального разнообразия и в то же время целостности его или ее личности.

  Можно сказать, что  дискриминация представляет собой  лишение всех людей их фундаментальных и универсально признанных прав в интересах узкой группы или групп лиц. Дискриминация имеет различные формы. Перечень причин дискриминации, содержащийся во всех соответствующих международных договорах: "...без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения", — не является исчерпывающим. Постоянно появляются новые поводы для дискриминации, что вызвано происходящими в мире изменениями (например, тенденциями в области сексуальной ориентации, распространением вируса ВИЧ/СПИДа), признанием новых свобод, возникновением новых проблем, технологическими и другими тенденциями, которые приводят к изменению образа жизни и существовавших традиций. Принцип противодействия дискриминации по таким причинам означает, что социальные работники должны в своей деятельности постоянно контролировать себя на предмет своих убеждений и принципов.

4. Справедливость

  Необходимо учитывать  различные аспекты справедливости: правовые, судебные, социальные, экономические  и другие аспекты, которые являются  основой общества, построенного  на принципе уважения достоинства  его членов и обеспечения безопасности  и неприкосновенности личности. В международных договорах Организации Объединенных Наций содержатся важные принципы и обязательства с целью недопущения произвольного лишения свободы и вмешательства в личную жизнь и обеспечения защиты в соответствии с законом. В случаях нарушения закона лица имеют право на быстрое и справедливое судебное разбирательство их дел беспристрастным судебным органом. В случае их признания виновными они имеют право на гуманное обращение, цель которого состоит в исправлении и социальном перевоспитании. Во всех этих документах подчеркивается важность независимости органов судебной власти.

  Однако поиски справедливости  имеют более широкие последствия, некоторые из которых весьма  трудно кодифицировать. Социальная  справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Деятельность в этой области направлена на обеспечение общего доступа к таким важным услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей на начальном этапе, защиту лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

  Социальные реформаторы, в том числе и социальные  работники, которые стремятся обеспечить справедливость, считают, что справедливость и социальная справедливость являются основным средством защиты от угнетения во всех формах его проявления и основой для более справедливого развития человечества.

5. Солидарность

  Солидарность является  еще одной важной ценностью, которая  означает не только понимание  боли и страданий людей и  умение поставить себя на их  место, но и участие в борьбе  этих людей за их дело. Можно  быть солидарным с отдельными  лицами, а также с семьями, группами, общинами, населением и даже целыми расовыми или этническими группами. Работники социальной сферы должны солидаризироваться с жертвами насилия, пыток, изгнания или ущемления свобод в любой точке мира.

  Солидарность имеет  большое значение при стихийных бедствиях, а также во многих трагических ситуациях, обусловленных нуждой, несправедливым распределением ресурсов, пренебрежением и социальной несправедливостью. Нищета, голод, недоедание, бездомность и отсутствие средств существования являются, возможно, одними из самых серьезных нарушений прав человека, которые еще не получили достаточного признания. Проявление солидарности чрезвычайно необходимо в этих якобы не столь драматичных условиях, в которых люди испытывают огромные, хотя и неприметные на первый взгляд страдания. В заключение следует отметить, что оказание социальными работниками и многими другими людьми активной помощи уязвимым слоям населения и жертвам нарушений прав человека может изменить их положение благодаря повышению активности этих слоев и их выводу из изоляции.

6. Социальная ответственность

  Социальная ответственность  — это деятельность, осуществляемая  в интересах уязвимых слоев  населения и жертв нарушения  прав человека: оказание им поддержки, защита их интересов, предоставление им помощи. Таким образом, можно сказать, что социальная ответственность — это практическая сторона солидарности. Согласно большинству религиозных учений и философских концепций, добрые намерения и добрые слова должны сопровождаться добрыми делами. Большинство религий внушают своим последователям, что тот, кто находится в "привилегированном положении", имеет определенные обязательства перед теми, кто находится в неблагоприятном положении. Понятие "привилегированное" не означает богатство, а является относительным и подразумевает более благоприятное положение одного человека по сравнению с другими. Выражение "социальная ответственность" также несет дополнительную смысловую нагрузку и означает "попечительство", в соответствии с которым все, чем мы владеем, дано нам для его использования с целью улучшения положения других. Концепция "попечительства" предполагает, что человек не только должен делиться своим богатством, но и использовать свои таланты и способности во имя прогресса человечества.

7. Эволюция, обеспечение мира и отказ от насилия

  Вышеизложенные ценности  и принципы являются не только  основой концепции прав человека, но и факторами, определяющими  качество отношений между людьми. Еще одной важной ценностью, безусловно, является мир, причем не только в форме отсутствия организованного конфликта. Необходимо принимать все меры для сохранения и обеспечения мира, при этом основная цель состоит в достижении гармонии с самим собой, другими и окружающей средой.

  Конфликты в отношениях  между людьми неизбежны, однако способы их урегулирования могут быть мирными или насильственными, конструктивными или разрушительными. Революционный подход "разрушить все до основания и построить заново" привлекал людей на протяжении многих веков, при этом его реализация на практике неизбежно приводила к неслыханным страданиям людей. Эволюционный подход является более медленным и зачастую сразу не дает результатов, но в конечном счете он позволяет найти более надежное и соответственно более эффективное решение. Именно этот подход часто используется социальными работниками для урегулирования конфликтов между отдельными людьми и группами. Этот подход не исключает конфронтации и противостояния при поиске свободы, справедливости и социальной справедливости, но он исключает насилие.

  Весь ход истории  показывает, что насилие и кровопролитие  дают лишь временное решение  проблем и создают почву для  новых революций с целью свержения  вступивших на престол новых  властителей — вчерашних угнетенных. Ненависть порождает ненависть, месть порождает месть. Непрерывное же противодействие или ненасильственные методы давления могут, напротив, дать более прочные результаты.

  И хотя сегодня  мир еще не готов отказаться  от использования оружия, и, без  сомнения, существуют веские основания  для революций, следует признать, что посредничество и примирение являются эффективными средствами для преодоления на первый взгляд непримиримых различий, при условии, что они будут применяться последовательно, на основе уважения, понимания и знания.

  Мирное развитие по-прежнему остается целью для людей, которые стремятся к свободе, справедливости, социальной справедливости и созданию мира, в котором бы конфликты могли разрешаться ненасильственными способами.

8. Отношения между человеком  и природой

Накануне XXI столетия необходимость уважения других видов и поиска гармонии с природой начинает проникать в сознание людей.

Деградация окружающей среды является слишком очевидной, чтобы ее можно было игнорировать. Существующий в мире экономический порядок, несовершенные модели развития, различия в запасах ресурсов, радиоактивное, промышленное и другие виды загрязнения, а также тенденции в области потребления в промышленно развитых и развивающихся странах являются причинами плачевного состояния, в котором находится наша Земля. Алчность, отсутствие информации и необходимость выживания, потребительское отношение и крайняя нищета создают угрозу для природы и уязвимых слоев населения.

  Комплексные программы  с целью предотвращения деградации  окружающей среды и, возможно, ее  восстановления должны быть дополнены комплексными, формальными и неформальными, программами экологического воспитания, а также кампаниями с целью охраны окружающей среды. Таким образом, провозглашенные во Всеобщей Декларации права человека охватывают все стороны человеческой жизни и являются основными человеческими ценностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Механизмы обеспечения прав человека

 

  В ООН функционируют  два вида контрольных механизмов: институциональные и конвенциональные (договорные).

Институциональными структурами, т.е. постоянными институтами ООН, являются Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Центр по правам человека, а с 1993 г. — Управление Верховного комиссара по правам человека, призванное играть центральную роль в процедуре контроля за выполнением всех конвенций в области прав человека.

Соблюдение прав человека в социальной сфере, в соответствии с принятыми международными актами, наряду с вышеназванными институциональными органами ООН обеспечивают такие механизмы, как конвенциональные структуры, которые учреждаются для контроля за выполнением каждого международного договора, вступившего в силу. Такими договорными органами ООН являются Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка, которые призваны осуществлять контроль за соблюдением положений соответствующих международных договоров. [2, стр. 13]

В системе ООН за последнее десятилетие сформировался механизм и технология контроля за соблюдением положений международных договоров по правам человека, в соответствии с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН (1982 г.), касающейся эффективного осуществления документов по правам человека. С 1984 г. проводятся совещания председателей органов, которым поручено рассмотрение докладов государств — участников международных договоров, которые эти государства обязаны регулярно представлять, о выполнении взятых на себя обязательств по соблюдению прав человека.

На международном уровне сделано немало для обеспечения основных норм и стандартов прав человека. Благодаря принятым международным договорам по правам человека, в международном праве восторжествовал принцип уважения прав человека, что, в свою очередь, внесло изменение в саму концепцию международного права. Если раньше субъектами международного права были только отношения между государствами, то сейчас отношение государства к своему населению, уважение его прав и свобод становится объектом внимания мирового сообщества, его обязанностью соблюдать международно-признанные нормы и стандарты прав человека.

При всей важности соблюдения прав человека на международном уровне следует иметь в виду, что решающее значение имеет внутригосударственное законодательство, его нормы, обычаи, юридическая практика и их практическая реализация. Российская Федерация ратифицировала большинство международных конвенций; Конституция 1993 г. признает примат международного права в международных делах. Российская Федерация после вступления в Совет Европы, например, ратифицировала три основополагающих документа — Европейскую конвенцию о правах и основных свободах, Конвенцию против пыток и Хартию о местном самоуправлении, что позволило Российской Федерации стать полноправным членом Совета Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотренные в данной работе понятия  социальной политики  государства раскрывает полностью действия правительства в области социального обеспечения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то, какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса. От концепции политики доходов, принятой государством, зависят реальные доходы предпринимателей, наёмных работников, учителей, деятелей культуры и здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический перечень использованных источников

 

1.   Алексеев, И.А. Юридическая  ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за реализацию полномочий в области образования / И.А. Алексеев, Е.А. Абрамова // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 5. – С. 72 – 75.

2.   Безруков, А.В. Реформирование высшего юридического образования в контексте конституционных преобразований в современной России / А.В. Безруков, И.В. Тепляшин // Российская юстиция. – 2011. –№ 5. – С. 55 – 59.

3.   Гончаров,  П.К.  Социальное  государство:  сущность,  мировой опыт, российская модель / П.К. Гончаров // Социально-гуманитарные зна- ния. – 2000. – № 2. – С. 25 – 29.

Информация о работе Социальная политика государства: ее цели, задачи, содержание и основные направления