Социальная работа в системе образования: тенденции, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – определить основные тенденции, проблемы и перспективы развития социальной работы в системе образования.

В данной работе поставлены следующие задачи:
образовательное пространство как сфера социальной работы;
роль и место социального работника в образовании;
проблемы содержания социального образования;
организационные аспекты социального образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В НЁМ…………………………………………………………….5
Образовательное пространство как сфера социальной работы……...5
Роль и место социального работника в образовании………………...8
Проблемы содержания социального образования…………………..14
Организационные аспекты социального образования……………...20
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ……..24
Особенности, формы и методы социальной работы………………..24
Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков……………………………………………………………..34
Социальный работник и социальный педагог: сущность и различия………………………………………………………………. 35
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………...........44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая раб., Чекмарева Н.В..docx

— 96.79 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то что деятельность специалиста по социальной работе в  учреждениях дошкольного образования  преимущественно носит организационно-профилактический характер (выявление детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение  причин неблагополучия, организация  системы адресной социальной помощи детям), ее значение трудно переоценить: эффективно организованная система  социальной помощи детям в учреждениях  дошкольного образования является условием сокращения числа случаев  неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательной школы.

Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное  социальное развитие при получении  ими начального общего (1-4 кл.), основного  общего (1-9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). Причем следует  иметь в виду, что «требование  обязательности основного общего образования  применительно к конкретному  обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее  образование не было получено обучающимся ранее» (ст. 19 раздела 2 Закона «Об образовании»)4.

Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном  уровне, руководствуется действующим  законодательством, стремится удовлетворить  потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей. В данных условиях он превращается в политика и стратега по организации  социальной помогает нуждающимся детям  и оздоровлению семейной среды. В  поле его зрения находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального  положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, также их отношения со сверстниками, учителями  и родителями. Учителя  не обязаны стремиться устранять  причины бедности, девиантного или  делинквентного поведения своих  учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия. Социальный работник, посещая семьи  учащихся, зная положение ребенка  в школе и классе, его нужды  и беды, поощряет родителей максимально  использовать образовательные возможности  школы, например, возможность наладить межличностные отношения в семье  с помощью школьного психолога, принять участие в общественной акции, организуемой социальным работником, использовать возможности дополнительного  образования, если ребенок проявляет  особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.п.

Особую сложность для  социального работника могут  представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально  дезадаптированных детей, а его  семья имеет низкий воспитательный потенциал, то есть в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические  болезни, антисанитария и т.д. В  таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения  специалистов (социального педагога, классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и др.) не обойтись.

В должностные обязанности  социального работника, осуществляющего  свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям  при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования  в котором в большей степени  соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается  в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни  родителей, отсутствия одного из родителей  и т.п.; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление  детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение  вопроса об их обучении; поддержка  детей, получающих образование вне  школы; пресечение случаев жестокого  обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере  образования) и родителям (в использовании  социальных привилегий, предоставляемых  школьникам); организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, то есть обучение эффективным методам  решения бытовых проблем, а также  различных массовых мероприятий  – благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.

Процесс профессионального  функционирования специалиста по социальной работе состоит из нескольких этапов: изучение условий жизни учащихся – оформление социальных паспортов  – формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в  ней школьникам и координация  усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблем  детей «группы риска».

Стоит отметить, что подобная деятельность в России осуществляется в основном лишь в школах инновационного типа, где ребенок является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса и родители принимают активное участие в делах учебного заведения.

Свою специфику имеет  социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования. Социальный работник должен учитывать  возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и  молодежь в возрасте 15-19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере  труда и, что самое главное, должен организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможность  найти социально приемлемые способы  заработка денег на карманные расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. При этом работа с семьей учащегося спецшколы, ПТУ, техникума по-прежнему рассматривается как опосредованная помощь подростку. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер – вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым людям, получающим начальное или среднее профессиональное образование.

Социальная работа в вузах  – еще одно из возможных направлений  профессионального функционирования социальных работников в области  образования.

Как правило, студенты вузов  из малообеспеченных семей пытаются «подрабатывать» в свободное  от учебы время, а из обеспеченных – получать дополнительное образование. И тем и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-психологический  центр, поддерживающий связи с другими  учебными заведениями, предприятиями  и социальными организациями, может  оказать существенную помощь молодым  людям, желающим избавиться от нужды  и самостоятельно зарабатывать. Социально-психологический центр может принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д.

В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим лишения, унижения и многие другие неудобства, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами, социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников. Кроме того, он оказывает помощь студенческим семьям.

Компетентный в работе со студенческой молодежью специалист расценивает профессиональную коммуникацию, решая вопросы: что может послужить  условием, которое позволит студенту проявить самостоятельность в добывании  средств для жизни и получения  образования социально приемлемыми  способами? Когда? Для кого из его  подопечных это может послужить  условием? Каким образом? Эти вопросы  социальный работник должен задавать себе применительно к всей своей  работе, но при функционировании в  вузе – обязательно.

В вузах обучаются также  молодые люди с ограниченными  физическими возможностями, которым  сложно занять свое место в сфере  труда, дети-сироты, дети из многодетных  семей, студенты, имеющие детей, и  многие другие категории социально  незащищенной молодежи. Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой  гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о  том, куда, к кому, каким образом  можно обратиться, чтобы изменить свое незавидное положение, предложив  свои услуги.

О возможностях своих клиентов социальный работник должен осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого из них.

Особого внимания заслуживают  студенты, демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств  к продолжению образования, вынужденные, чтобы заработать себе на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделения, сужающие свои возможности, так как не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности и др. Они нуждаются в поддержке социального работника и в той помощи, которую он может оказать в соответствии с действующим законодательством.

 

  1. Проблемы содержания социального образования

 

Переживая период трансформации, обновления, адаптации к новой  социальной практике, формирующейся  социальной культуре, социальное образование  оставалось не вполне эффективным. Причем его неэффективность связана  как с несовершенством содержания, так и с издержками организации, качеством работы педагогических кадров

Вполне определенно обозначился  круг проблем, с одной стороны, профессионального  социального образования, а с  другой -  общего социального образования. Как относительно самостоятельная  многоаспектная задача встала проблема социального воспитания, массового  социального просвещения.

Прежде чем обозначить важнейшие подходы к пониманию  и решению данных групп вопросов с позиций совершенствования  содержания и организации социального  образования, необходимо рассмотреть  его определение как явления  современной образовательной ситуации. От этого во многом будет зависеть характер описания содержательных сторон социального образования вообще и его конкретно-исторической реализации в России середины 90-х годов.

Содержание и объем  понятия «социальное образование» в современном российском обществе существенно расширились5. Это произошло, во-первых, благодаря введению новых специальностей и развертыванию подготовки кадров по нетрадиционным специализациям, ориентированным на социальную сферу, управление и воспроизводство специалистов в области социальных наук. Во-вторых, это связано со значительным обогащением программ социального образования за счет привлечения литературы, представляющей различные парадигмы социального мышления. В-третьих, расширение произошло в связи с активным освоением зарубежного и дореволюционного отечественного опыта решения социальных проблем. Наконец, в-четвертых, данное обстоятельство обусловлено растущей сложностью, многообразием социокультурного развития, его темпов, возникновением новой социальной культуры, требующей нетрадиционных форм и содержания социального образования.

Все это привело к тому, что под социальным образованием к исходу столетия стали понимать:

  • подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук;
  • обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;
  • подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;
  • социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства – времени;
  • формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности6.

В узком смысле социальное образование иногда сводят или к  социологическому (нередко к обществоведческому), или к подготовке кадров для учреждений социальной сферы. В широком смысле оно трактуется как овладение  основами социальной культуры, умение жить в обществе.

Если говорить об изменениях в содержании социального образования, то в главном они заключаются  в следующем. Во-первых, конечно, это  изменение содержания учебных планов и программ, составляющих основу подготовки и переподготовки специалистов в  области социальных наук. В России эти изменения последнего десятилетия  были связаны в основном с радикальным  реформированием всех сторон жизни  общества, сменой государственного строя, господствующей идеологии, а с другой – с массовым распространением зарубежной литературы по проблемам социального  развития, а также признанием полипарадигмального  статуса социальных наук, прежде всего  социологии.

Нельзя не отметить в этой связи и саморазвития социальных наук, их интеграции и дифференциации, трансформации в связи со сменой, эволюцией научных картин мира и  способов познания во второй половине текущего столетия. Показательным в  данном плане следует считать  и гуманизацию социальных наук, сближение  наук  о человеке и обществе.

Это сближение вместе с  тем оказалось многократно осложнено  многообразием парадигм социального  знания вообще и социологии как науки  об обществе, его строе как типах  функционирования и развития – в  особенности. В ХХ веке получили дальнейшее развитие, пережили ренессанс не только многие из классических социологических  парадигм (понимающая социология, социобиология, социология конфликта и др.), но и  возникли новые направления, школы  и теории.

В результате существенно  изменилось содержание классических социальных дисциплин, наук о человеке и обществе, прежде всего социологии, психологии, истории, политологии и др. Возникли новые социальные науки, отражающие как тенденцию углубления, дифференциации социального знания, так и его  интеграцию, взаимодействия смежных  научных дисциплин. Так, возникли теория и методика социальной работы, конфликтология, валеология, социальная психология, этнопсихология, социальная история, социальная экология, этнология, социогенетика, социальная антропология и др.

Еще одним направлением эволюции, совершенствования содержания социального  образования является дифференциация общего социального образования  в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (например, образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы и др.). Все более глубокая и детальная  «привязка» общего социального образования  к сфере деятельности, где предстоит  работать специалисту, связана как  с усложнением общества и человека в целом, форм социальности, так и  с растущим разнообразием, а также  универсализацией организационных  основ осуществления профессиональной деятельности во всех отраслях хозяйства, областях общественной жизни в целом.

Информация о работе Социальная работа в системе образования: тенденции, проблемы и перспективы развития