Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:15, курсовая работа
Актуальность данной темы связана с тем, что социальные и экономические преобразования, которые осуществляются в нашей стране, непосредственным образом связаны с уголовно-исполнительной системой. Разнообразные репрессивные и карательные модели, которые прошли апробацию в различных странах мира были не оправданы. И поэтому, отсюда вытекает такой момент, что стали распространяться широкомасштабные процессы криминализации общества, рост социальных болезней, а так же личностные потери.
Введение
I Глава. Подготовительный этап к выходу на свободу у лиц, отбывших наказание
Существующие проблемы, возникающие в процессе социальной работы с заключенными
Юридический аспект подготовки осужденных к выходу из мест лишения свободы
Индивидуальная подготовка заключенных к освобождению
II Глава. Основы социальной работы с бывшыми заключенными
2.1. Проблемы бывших осужденных социального характера
2.2. Основные принципы работы с данной категорией граждан
2.3. Этические и моральные принципы в социальной работе с лицами, отбывшими наказание
Заключение
Список литературы
Согласно ст. 182 УИК РФ: « Осужденные, освобождаемые от наказания в виде лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами». 8
Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, также составляет правовую основу социальной работы с осужденными, так как одной из задач службы является организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации. В указанных федеральных законах, Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации и Положении о Федеральной службе исполнения наказаний регулируются и некоторые организационные вопросы социальной работы с осужденными. Однако конкретику и развитие, правовая и организационная основа этой области деятельности получает в ведомственных нормативных документах.9
Уголовно-исполнительная система как система управления имеет структуру, которая представляет собой определенным образом расположенные и взаимосвязанные органы и учреждения. Организационную структуру можно сравнить с каркасом, несущей конструкцией, которая связывает воедино все части системы или подсистемы. Она выявляет и устанавливает взаимосвязи и иерархию взаимоотношений сотрудников внутри УИС. Приказ ГУИН Минюста России от 20 марта 2000 г. № 41 «Об утверждении типовых структур штатов подразделений УИС Министерства юстиции Российской Федерации» в соответствии со ст. 6 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» утвердил: « Типовые структуры всех видов исправительных учреждений и следственных изоляторов, типовые перечни их подразделений и должностей начальствующего состава, рабочих и служащих ИУ и следственных изоляторов за счет сметы УИС и примерную штатную численность должностей начальствующего состава, рабочих и служащих ИУ и СИЗО, содержащихся за счет сметы УИС».
«Впервые указанным нормативным актом вместо отдела (группы) по воспитательной работе с осужденными образован отдел (группа) социально-психологической работы с осужденными как структурное подразделение ИУ. Отделы (группы) социально-психологической работы с осужденными образованы только в исправительных колониях и участках ИК для содержания лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Непосредственное руководство отделом осуществляет заместитель начальника колонии по кадрам и воспитательной работе. В состав отдела входят: начальник отдела (группы); старший специалист по социальной работе; старший психолог; психолог ".10
Приказом Минюста России от 5 апреля 2001 г. ввелась должность старшего специалиста по социальной работе с осужденными. Положение о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных (утвержденное приказом Минюста России от 28 марта 2002 г. № 73) закрепило основные цели, задачи и функции таких групп, определило назначение и содержание их деятельности в ИК, лечебно-исправительных учреждениях (ЛИУ) уголовно-исполнительной системы. Кроме того, в нем содержались обязанности и права сотрудников группы, а также перечень документации, которую должен вести ее персонал.
Таким образом, юридическую основу в подготовке к освобождению лиц из мест лишения свободы в процессе социальной работы, контролируют следующие документы:
Подготовка заключенного к освобождению, может включать в себя повышение уровня образования, обучение по профессиональным профилям либо повыешние производственной квалификации, так же специальные мероприятия, направленные на охрану здоровья, эстетические и бытовые мероприяти, а так же занятия, которые будут направлены на формирование определенных навыков в реальном мире.
Деятельность, которая направлена на подготовку осужденных к освобождению, включает в себя несколько этапов:11
Сам процесс подготовки к освобождению, включает в себя несколько составляющих: психологический компонент, нравственный и практический.
Нравственный аспект, нацелен в первую очередь на активизацию всех нравственных качеств человека, которые будут необходимы ему в дальнейшей жизни в обществе.
Психологический аспект, предполагает, что начнут активизироваться адаптивные способности человека, а так же начнут формироваться способности к действию и самостоятельной жизни.
Практическая полностью ориентирована на приобретение умений и знаний, которые необходимы для «свободной» жизни на свободе.
Необходимо сказать, что наказание отбывают различные категории граждан, такие как: пожилые, инвалиды, бомжи, несовершеннолетние, женщины, которые имеют детей в ИУ. Для каждой из указанных категорий граждан, существует своя система социальной работы. Некоторые из категорий, являющимися основным, мы рассмотрим ниже.
В России одной из наиболее социально уязвимых групп населения являются подростки, а организация социальной работы с ними – труднейшая задача в любых учебно-воспитательных учреждениях и тем более в воспитательных колониях.
Основные задачи социально-психологического тренинга с осужденными, готовящимися к освобождению:13
– «развитие и коррекция представлений о себе;
– познание других людей, формирование гуманистической установки по отношению к ним;
– развитие адекватной самооценки и уверенности в себе;
– прояснение и формирование жизненных планов;
– развитие коммуникативных навыков;
– развитие жизненных умений: устанавливать контакт с людьми, решать вопросы трудового и бытового устройства, разрешать конфликтные ситуации некриминальным способом.»
Большое внимание нужно уделять организации свободного времени воспитанников, например привлекать их к участию в работе кружков по интересам. Социальные работники совместно с учителями общеобразовательной школы могут организовать такие кружки, как: «Родное слово», «Занимательная биология», «В мире поэзии», «Отечества достойные сыны», «Клуб любознательных», «Глобус», «За страницами учебника математики», а в женских ВК – «Хозяюшка», «Лакомка» и др. Положительный эффект могут дать занятия в кружках художественной самодеятельности: хореографическом, театральном, вокальном, духовного песнопения; в женских колониях – секции шейпинга. Участвуя в различных мероприятиях социального характера, воспитанники учатся общению с людьми.14
Словосочетание «осужденная женщина» состоит из антонимов – слов, которые трудно соединить в одном понятии. Тем не менее оно существует в третьем тысячелетии и даже довольно распространено не только в России, но и зарубежных странах.
Осуждение и изоляция человека в местах лишения свободы ставят его в сложную жизненную ситуацию. Гендерные особенности женщин обусловливают дополнительные негативные последствия, связанные с трудными обстоятельствами их жизнедеятельности в период отбывания уголовного наказания. Самостоятельно разрешить трудную жизненную ситуацию, вернуться к нормальной жизни после освобождения удается далеко не многим. Возникают необратимые потери для женщины, ее микро- среды, семьи, общества в целом.
Очевидно, что осужденным женщинам необходима специальная комплексная правовая, психологическая, педагогическая, социальная помощь, система которой составляет суть и особенности социальной работы с ними. «Осужденная-мать» – понятие широкое. Это лицо, чьи дети находятся не только в доме ребенка при ИУ, но и у родственников, а также на социальном попечении государства. К данной категории, необходимо отнести осужденных женщин, которые имеют детей дошкольного, подросткового и иных возрастов, даже взрослых самостоятельно живущих детей, а также молодых женщин, которые отбывают наказание в ИУ, из числа беременных и «потенциальных» (имеющих реальные перспективы родить ребенка) материнства) матерей.15
Социальный портрет осужденной, содержащейся в местах лишения свободы, включает в себя уголовно-правовые характеристики. Они подтверждают выводы о значительных личностных деформациях: наибольшую долю (77,8%) совершаемых преступлений, составляют тяжкие, наименьшую – менее тяжкие. С увеличением возраста растет доля тяжких преступлений и почти вдвое – особо тяжких.
Одновременно уменьшается доля менее тяжких преступлений. Наиболее криминогенный возраст – 20–49 лет. В этом возрасте совершается 89,3 % преступных деяний от всей совокупности женских преступлений. Параллельно с тяжестью деяний растет средний возраст осужденной женщины: от 31,5 года, когда совершаются менее тяжкие преступления, до 35,2 года, когда совершаются особо тяжкие преступления. Психологическая помощь, воспитательная и социальная работа с женщинами должны осуществляться в комплексе, но вместе с тем дифференцированно по содержанию и методикам. Наиболее глубокое представление о личности конкретной осужденной дает психодиагностика. Следующим этапом организации воспитательной и социальной работы является прогнозирование вариантов развития трудной жизненной ситуации и личности осужденной, комплексное планирование, составление программ ее исправления и ресоциализации. Важным реабилитационным направлением работы с различными категориями осужденных (особенно матерями) является удовлетворение биосоциальной потребности в индивидуальном пространстве.
Среди лишенных свободы нечасто встречаются лица, у которых старение является естественным физиологическим процессом постепенного снижения психофизиологических функций, увядания организма и изменений личности. Нормально стареющие осужденные характеризуются высокой физической и психической активностью, развитыми компенсаторными и адаптационными механизмами, значительной способностью к трудовой деятельности. Имеющиеся у них отдельные элементы старческой патологии успешно компенсируются за счет опыта, развитого логического мышления, запаса знаний и т. п. 16
При наличии у данной категории осужденных положительных устремлений, ценностных ориентаций, широких интересов работа с ними не представляет больших трудностей, хотя требует учета их возрастных особенностей. Организация социальной работы с осужденными престарелого возраста и инвалидами начинается с выявления и учета лиц данной категории. Для этого, прежде всего, необходимо установить: состояние их здоровья, наличие трудового стажа и права на получение пенсии после освобождения, родственные связи, специальности, мотивацию и цели жизни, наиболее характерные психические состояния, старческие аномалии.
В работе с престарелыми осужденными и инвалидами следует опираться на присущие им положительные качества (их опыт, знания, общую эрудицию и т. п.), нейтрализовать отрицательные особенности возраста, заболеваний. Этого можно достичь, если исходить из основного принципа социальной работы с этой категорией осужденных – сделать жизнь этих лиц деятельной.
II Глава. Основы социальной работы с бывшыми заключенными
Положение человека, который отбыл свое наказание , является очень тяжелым, так как в тот период, когда он проходил свое наказание, он каждый день подчинялся строжайшим правилам распорядка тюрьмы, и поэтому утратил способность к самостоятельной деятельности. Так же, такая личность может отвыкнуть от заботы о самом себе, предусмотрительно полагаясь на администрацию.
Когда человек освобождается, он не всегда может проявлять достаточно энергии для того, что бы сразу включиться в трудовую деятельность, а иногда и склонен к тому, что бы пойти по легкому пути, который будет снова чреват преступностью.
Самая важная проблема, это проблема трудоустройства. На личность человека, который совершил преступление, невозможно воздействовать эффективно, если не вносить корректировки в его окружающую среду.
Информация о работе Социальная работа с осужденными, отбывшими наказание