Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций
Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88
РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118
РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124
Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КУРС ЛЕКЦИЙ
МОСКВА
2002
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность,
типология………………………………………………..…
Лекция
1. Система и иерархия ценностей профессиональной
социальной работы………………………………………………………………
Лекция
2. Специфические ценности и идеал
профессиональной социальной работы………………………………………………………………
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
оснований социальной работы………
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские
и традиционно-прагматические основы
помощи и взаимопомощи………………………………………………
Лекция 2. Социально-идеологический и
социально-философский подходы
Тема 4. Сущность и содержание современной
профессионально-этической системы социальной
работы…………………………………..………………….
Лекция 1. Сущность, функции и составные
элементы профессионально-этической
системы……………………………………………………………
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической
системы социальной работы………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция
2. Место и роль долга в социальной
работе……………………………….…………………….
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118
РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………
социального работника…………………………………………………….
Лекция 1. Особенности
профессионально-этического сознания
социального работника………………………
Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы…………………………………
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное
регулирование профессиональной деятельности
и его кодификация…………………………………
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое
регулирование деятельности социального
работника в условиях влияния
профессионально-этических
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности
социального работника в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Список основной
литературы………………………………………………
Список дополнительной литературы………………………………………187
ВВЕДЕНИЕ
Курс лекций «Профессионально-этические основы социальной работы» раскрывает основное содержание учебного курса «Профессионально-этические основы социальной работы», являющегося одним из базовых в Государственном стандарте подготовки специалистов, бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа». В отличие от ранее читавшегося курса лекций «Этика социальной работы», в данной учебной дисциплине представлен принципиально иной подход к месту и роли профессионально-этической компоненты социальной работы.
Социальная работа рассматривается в курсе лекций как разновидность социальной деятельности общества, направленной на содействие социализации личности и создание для этого благоприятных условий в обществе. Содержание курса отражает современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, а также взаимосвязь и взаимозависимость эффективности и качества социальной работы, ее форм и содержания с условиями и уровнем развития общества и личности.
Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов, обусловливают требования к его личностным качествам, и тем самым детерминируют содержание данного курса. Вместе с тем, признание человека высшей ценностью современной цивилизации делает необходимой социальную работу как в общем смысле, так и в частности, с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. С этой точки зрения ценность человека и общества и необходимость реализации этих ценностей является смыслообразующей компонентой социальной работы.
Учебный курс «Профессионально-этические основы социальной работы» включает в себя основные компоненты профессиональных этико-аксиологических знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной работы.
Целью курса является формирование
у студентов целостного, системного
представления о ценностно-
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности
и типологии профессионально-
- анализ основных этапов
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических
- анализ и обоснование
Профессиональная социальная работа
относится к видам
В итоге изучения курса «Профессионально-этические основы социальной работы» знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта.
Студент должен:
- владеть знаниями в области этико-аксиологических оснований социальной работы, знать их основные элементы и взаимосвязи между ними;
- уметь применять системный
этико-аксиологический подход
- знать основные этапы развития
и становления профессионально-
- владеть навыками этико-
- знать основные компоненты
иерархии профессиональных
- знать основные элементы профессиональной этической системы, границы их применимости, уметь их анализировать и применять в профессиональной практике;
- знать смысл и содержание
профессионального долга
- знать основные положения
- уметь выявлять зоны ценностно-
- знать особенности и противоречия формирования в современной России ценностных ориентаций, ценностно-аксиологического сознания личности вообще и профессионального социального работника в частности;
- владеть навыками ценностно-
Раздел 1. Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология
Место и роль ценностей в социальной работе
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе
Первая тема, изучаемая в учебном курсе, раскрывает понятие ценностей и их роли в регулировании поведения и деятельности человека, его профессиональной деятельности. Ценности и идеалы, признаваемые и реализуемые человеком, служат важнейшими мотиваторами его деятельности, вследствие чего их изучение необходимо для анализа и оценки его деятельности. Профессиональная социальная работа, находящаяся в нашей стране на этапе становления, включает в себя специфическую профессионально-этическую компоненту, изучение которой важно для понимания ее смысла.
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества.
План лекции:
1. Понятие о ценностях. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Потребности, ценности, ценностные ориентации, установки. Аксиология как учение о ценностях.
2. Понятие системы и иерархии ценностей. Структура системы ценностей. Ценностные трансверсии и флуктуации. Идеал, его сущность и содержание. Ценности и ценностные ориентации в профессиональной деятельности. Ценности и цели, ценности и мотивация деятельности и профессиональной деятельности. Идеалы и цели. Особенности ценностного регулирования поведения и деятельности.
3. Профессионально-этическая компонента социальной работы, ее место и роль в системе социальной работы. Сущность этико-аксиологического подхода к анализу и оценке деятельности и профессиональной деятельности. Место и роль этико-аксиологического подхода в профессиональной социальной работе, его функции, цели, задачи.