Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:10, курсовая работа
Цель работы: выявление социальных проблем семей военнослужащих на примере батальона милиции Минского городского управления департамента охраны МВД РБ.
Задачи:
Рассмотреть основные социальные проблемы семей военнослужащих.
Проанализировать сущность и особенности социальной работы с семьями военнослужащих.
Провести эмпирическое исследование социальных проблем семей военнослужащих; на примере батальона милиции Минского городского управления департамента охраны МВД РБ.
Военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные льготы, права и гарантии в соответствии с настоящим Законом, вправе пользоваться также иными социальными льготами, правами и гарантиями, установленными для других граждан, если иное не определено законодательными актами. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной льготы, права или гарантии по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная льгота, право или гарантия по одному основанию [17].
Военнослужащим возмещается вред, причиненный:
-их жизни и здоровью при исполнении обязанностей военной службы;
-незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов и иных организаций, в том числе в случае незаконных привлечения к уголовной ответственности, заключения под стражу, ареста в дисциплинарном порядке, отстранения от должности, снижения в должности, воинском звании, перемещения по военной службе, привлечения к материальной и иным видам ответственности;
-повреждением, уничтожением или утратой их личного имущества или имущества их членов семьи либо иных лиц, которых военнослужащий обоснованно признает своими близкими (далее, если не определено иное, – близкие), в связи с исполнением обязанностей военной службы.
Военнослужащие женского пола пользуются социальными правами и гарантиями, связанными с охраной материнства и детства, установленными законодательством.
Социальные права и гарантии, связанные с охраной материнства и детства, установленные для женщин-матерей, распространяются на отцов-военнослужащих, воспитывающих детей без матери (в связи с ее смертью, лишением родительских прав, длительным – более месяца пребыванием в организации здравоохранения и другим причинам), а также в случаях, когда мать не может осуществлять уход за ребенком в связи с инвалидностью I группы либо болезнью, препятствующей осуществлению ею ухода за ребенком, подтвержденной медицинским заключением в порядке, установленном законодательством [17].
Члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, при равной производительности труда и квалификации пользуются правом преимущественного оставления на работе при сокращении численности или штата работников, а также правом на первоочередное направление их органами государственной службы занятости населения на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Женам (мужьям) военнослужащих выплачивается выходное пособие в размере двухмесячного среднего заработка при увольнении их с работы в связи с переводом мужа (жены) на военную службу в другую местность.
Работающим женам (мужьям) военнослужащих трудовой отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском их мужей (жен) и может предоставляться кратковременный отпуск без сохранения заработной платы с учетом продолжительности отпуска мужа (жены).
На органы государственной службы занятости населения возлагается трудоустройство не позднее двухмесячного срока со дня обращения жен, мужья которых призваны на срочную военную службу. В случае невозможности трудоустройства им выплачивается пособие по безработице в порядке, установленном законодательством.
Детям военнослужащих, а также детям супругов военнослужащих гарантируется предоставление мест в учреждениях образования для получения дошкольного образования в течение трех месяцев со дня подачи заявления.
С гражданами, проходившими срочную военную службу, уволенными с военной службы и направленными на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места, запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора [17].
В соответствии со статьей 5 Закона РБ от 4 января 2010 г. № 100-З «О статусе военнослужащих»:
Военнослужащие в зависимости от занимаемой должности, воинского звания, квалификации, продолжительности и условий военной службы, качества и результатов служебной деятельности с учетом особенностей военной службы обеспечиваются денежным довольствием за счет средств республиканского бюджета.
Денежное довольствие военнослужащих состоит из основных и добавочных видов. Основные виды денежного довольствия включают в себя должностной оклад в соответствии с занимаемой должностью и оклад по воинскому званию в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад денежного содержания военнослужащих. Добавочные виды денежного довольствия состоят из ежемесячных и единовременных (разовых) выплат.
Размеры должностных окладов, окладов по воинским званиям и добавочных видов денежного довольствия военнослужащих устанавливаются законодательством.
Военнослужащим за периоды временной нетрудоспособности, пребывания на лечении, в служебных командировках, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, также за периоды пребывания в отпусках сохраняется выплата основных и добавочных видов денежного довольствия. Возмещение военнослужащим командировочных расходов осуществляется в размерах и порядке, установленных законодательством [17].
Жилищное обеспечение военнослужащих — одно из приоритетных направлений работы военного ведомства.
В соответствии с подпунктом 1.8 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2008 г. № 195 «О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих, судей и прокурорских работников» военнослужащим в воинском звании до полковника включительно, имеющим не менее 5 календарных лет выслуги на военной службе (за исключением периодов обучения в военных учебных заведениях), нуждающимся в улучшении жилищных условий, независимо от отнесения к категории малообеспеченных трудоспособных граждан, предоставляется право на использование льготного кредита для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений в порядке, предусмотренном законодательством, с учетом требований настоящего Указа.
В настоящее время льготные кредиты предоставляются военнослужащим, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту военной службы, гражданам, уволенным с военной службы, сохранившим право состоять на таком учете по месту военной службы, и включенным в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение льготного кредита.
Гражданам, уволенным с военной службы,
принятым на учет нуждающихся в улучшении
жилищных условий в местных исполнительных
и распорядительных органах по избранному
ими месту жительства в течение 6 месяцев
со дня увольнения с военной службы, льготные
кредиты предоставляются по спискам на
получение льготных кредитов, утверждаемым
в установленном порядке соответствующими
районными, городскими, районными в городах
исполнительными и распорядительными
органами.
Военнослужащие (гражданский персонал
- ГП), имеющие в соответствии с законодательством
Республики Беларусь право на получение
льготных кредитов для строительства
(реконструкции) или приобретения жилых
помещений (далее – льготные кредиты),
включаются (включается) в списки на получение
льготных кредитов в порядке очередности
исходя из времени принятия на учет нуждающихся
в улучшении жилищных условий по месту
военной службы (работы).
Вне очереди в списки на получение льготных кредитов включаются военнослужащие (ГП), имеющие в соответствии с законодательством Республики Беларусь право на внеочередное включение в списки на получение льготных кредитов [18].
В случае необходимости получения льготного кредита на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, обращаются в воинскую часть с заявлением и необходимыми документами, предусмотренными в законодательстве Республики Беларусь [46].
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих»
В случае гибели или смерти военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава члены их семей имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения относятся также к:
-партизанам и членам их семей;
-рабочим и служащим соответствующих категорий, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, работавшим в период Великой Отечественной войны в районах военных действий (на прифронтовых участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, военно-морских баз, аэродромов и др.), и членам их семей;
-гражданам, находившимся в составе истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, и членам их семей;
-военнообязанным, призванным на военные или специальные сборы, гражданам, находившимся на занятиях или учебных сборах в период прохождения ими службы в резерве, и членам их семей;
-работникам военизированной охраны, не подлежавшим государственному социальному страхованию, лицам младшего начальствующего и рядового состава службы специальной связи Министерства связи бывшего СССР и членам их семей.
-членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, лиц начальствующего и рядового состава и пенсионеров из числа этих военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава — со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачены денежное довольствие или пенсия, кроме следующих случаев назначения пенсий с более поздних сроков:
- членам семьи, приобретшим
право на пенсию после смерти
кормильца в связи с
- родителям или супругу, приобретшим право на пенсию в связи с утратой ими источника средств к существованию, — со дня обращения за назначением пенсии;
-членам семей уволенных военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, лиц начальствующего и рядового состава, не получавших пенсии за выслугу лет как недостигших предельного возраста состояния на военной службе или на службе, — со дня смерти указанных лиц [45].
На первый взгляд, военнослужащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельствах, по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится под постоянным наблюдением врачей, наконец, представители Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво, хотя и недостаточно.
Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, содержит в себе определенные объективные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций. Это характерно для армии любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Республике Беларусь обусловливаются сложностью их социальной ситуации, и это не может не сказаться на их самочувствии и деятельности [19, c.172].
Сокращение Вооружённых Сил, других силовых ведомств в плане реформирования, утверждённого главой государства на 2002-2005 годы, вполне логично порождает острую социальную проблему, связанную с адаптацией к новым условиям жизни и деятельности офицеров, прапорщиков, уволенных с военной службы, и членов их семей, оказавшихся в непростых условиях современного рынка труда в республике.
После планового сокращения и переформирования соединений и частей большая часть уволенных военнослужащих этих органов остаётся проживать в местах их бывшей дислокации.
Усугубляет ситуацию значительное число семей военнослужащих, уволенных или увольняемых в ближайшее время из республик СНГ (выходцев Беларуси), планирующих переезды на постоянное место жительства в Республику Беларусь.
Большинство уволенных военнослужащих, находящихся в трудоспособном возрасте, имеют высокий образовательный уровень, опыт работы и готовы реализовать свой потенциал в гражданских условиях, стать важной опорой экономических реформ.
А.В. Герасимов отмечает, что характер деятельности военнослужащих приводит к тому, что территориальная трудовая мобильность крайне тесно сопряжена с социальной мобильностью как самого военнослужащего, так и его семьи. Учитывая данную особенность, следует отметить большую роль семьи, как одного из определяющих факторов при миграционных процессах в армии [11, c.21].
Как отмечает Г.Ф. Бедулина, проблематика семьи в целом, а также семей находящихся в социально опасном положении (СОП) на современном этапе напрямую связана с разрабатываемыми технологиями социальной и социально-педагогической работы [3,с. 33].
Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности [9, c.47].
Проблемы военнослужащих и их семей обусловлены возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев его семьи) отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек, проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты [47, c. 163].
Информация о работе Социальная работа с семьями военнослужащих