Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:10, курсовая работа
Цель работы: выявление социальных проблем семей военнослужащих на примере батальона милиции Минского городского управления департамента охраны МВД РБ.
Задачи:
Рассмотреть основные социальные проблемы семей военнослужащих.
Проанализировать сущность и особенности социальной работы с семьями военнослужащих.
Провести эмпирическое исследование социальных проблем семей военнослужащих; на примере батальона милиции Минского городского управления департамента охраны МВД РБ.
Особую остроту в социальной сфере вызывает уровень денежного содержания военнослужащих, наличие в Вооруженных Силах значительного количества бесквартирных офицеров, неразвитость инфраструктуры социальных служб в гарнизонах и воинских частях и особенно в отдаленных и обособленных. Наиболее проблемными факторами, влияющими на социальное благополучие и адаптацию семей военнослужащих, являются:
• регион дислокации части; жизненные условия, материальное положение семьи; материально-бытовые условия в гарнизоне; обеспеченность работой жены; наличие школы и дошкольных учреждений для детей, возможностей для культурного развития;
• социальные и материально-вещественные условия службы (возможность повышения профессионального и культурного уровня, материальное стимулирование, режим служебной деятельности и отдыха, моральное стимулирование);
• организация службы (соответствие планов боевой подготовки современным требованиям, обеспеченность служебной деятельности необходимой учебно-материальной базой, выполнение работы, не связанной с должностными обязанностями, соблюдение нормативных актов и планов учебно-боевой деятельности);
• морально-психологический климат (отношения между руководителем и подчиненным, отношения с сослуживцами);
• функциональное содержание службы [43, c.231].
По мнению авторов (Липский
И.А., Дубограй Е.В.), основные проблемы
социальной работы с военнослужащими
и их семьями, которым в силу служебных
обстоятельств приходится переезжать
с места на место, лежат в сфере организационно-
Действительно, одной из основных причин невозможности нормальной социальной адаптации на новом месте семей военнослужащих является элементарное отсутствие материальной базы (развитость инфраструктуры в региональном масштабе, проблемы с жильем и обустройством быта и пр.). При явной проблеме несоблюдения элементарных прав этого контингента юридическо-правовая база не дает возможности выхода на правовое регулирование вопроса. Таким образом, органы военно-социальной работы так или иначе должны брать на себя регуляционную роль по адаптации семей военнослужащих к новым условиям жизни, налаживанию бытовой сферы и обеспечению необходимых социальных услуг. Так же в эту категорию следует отнести и благополучное вхождение вновь прибывших семей в систему межличностных и межсемейных отношений в части, военном городке; военнослужащего – к новому воинскому коллективу [40, c. 166].
Семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка — нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.
Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей [33, c. 322].
Еще одна проблема семьи военнослужащего — малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.
Основные социальные проблемы военнослужащих-контрактников, принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат), могут быть сходными:
• малообеспеченность;
• проблемы с образованием и воспитанием детей;
• проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи;
• проблемы с жильем;
• проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего.
Напряженность в семье военнослужащего может обусловливаться не только общими семейными проблемами, но и целым рядом специфических факторов; неуверенность в будущем, усталость от материальных лишений и частых переездов на необустроенные места, трудной и напряженной службы; недовольство жены недостаточным участием мужа в семейной жизни и воспитании детей, нереализованность своих возможностей; тревога за судьбу детей [24, c.24].
Такое состояние может усугубляться ощущением вынужденности своего пребывания на военной службе, невозможностью изменить свою жизнь, неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной службы влечет за собой утрату права на какие-то льготы (не секрет, что для значительной части военнослужащих-контрактников военная служба — это единственная или наиболее подходящая возможность получить жилплощадь для семьи).
Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с военной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис, глубина которого зависит от длительности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с военной службы, степени решенности их социальных проблем.
Непредсказуемость и стохастичность отношений, характерные для гражданских лиц, противоречат четкости и определенности военной службы; навыки директивного обращения с людьми не всегда оказываются применимыми в гражданских условиях. Кроме того, многие военнослужащие не могут найти применение своим способностям в условиях рыночных отношений, адаптироваться к этим отношениям [23, c.187].
Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с конфликтами, однако образ жизни семьи военнослужащего, сформированный под влиянием условий закрытой социальной системы армии, заведомо предполагает возникновение большого количества конфликтопорождающих ситуаций, что отличает семьи военнослужащих от семей в гражданской среде. Автор классифицирует и подробно анализирует данные ситуации:
⎯ ограничение возможностей личностного роста, включая проблемы роста профессионального и самореализации каждого из членов семьи;
⎯ низкий уровень материального благополучия, стесненные жилищные условия;
⎯ финансовые разногласия, связанные с решением вопроса о вкладе каждого из супругов в семейный бюджет;
⎯ низкий уровень кооперации, взаимопомощи и взаимоподдержки в решении хозяйственно-бытовых проблем семьи;
⎯ неэффективная система отношений нуклеарной семьи с расширенной семьей;
⎯ несогласованность супружеских представлений об оптимальном режиме проведения досуга, отсутствие возможностей для совместного проведения досуга семьей;
⎯ ревность, супружеская измена;
⎯ дистантность семьи;
⎯ территориальная мобильность семьи [15, c.92].
Социальная работа — оказание помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов [13, c.42].
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей – это комплекс мероприятий предназначенных для создания условий эффективного несения военной службы; система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социально-экономических гарантий [39, c.267].
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и осуществляется посредством практической реализации закрепленных в законодательных актах их прав и свобод, обязанностей и ответственности (в том числе предоставления им социальных льгот и гарантий органами военного управления и иными государственными органами), а также других мер, направленных на обеспечение благоприятных условий их жизни и деятельности, соответствующих особому характеру военной службы.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и другие организации в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).
Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями различаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе.
Так, безусловно, материальные трудности и социальные ограничения, испытываемые солдатами срочной службы и их семьями (малое денежное довольствие, жизнь в казарме, вдали от семьи), могут быть не характерными для солдат особых специальностей (музыканты, спортсмены), которые порой живут в семье и получают определенное вознаграждение за свой труд в период воинской службы [38, c.119].
Военнослужащие и их семьи нуждаются в защите своих прав и в проведении воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военной службы, в постоянном окружении одних и тех же людей.
Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военнослужащих и их семей, скорректировать их личностные установки, научив терпимо относиться к принудительному общению с другими: внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной службы [14, c.165].
Социальная работа с семьями военнослужащих осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны заниматься социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учреждений. Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из важнейших задач — соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу [42c.367].
Принципиально важным является акцентирование внимания специалистов военно-социальной работы на том факте, что не только сам человек как таковой, не только сама по себе социальная военная среда или конкретный воинский социум являются объектом и предметом этого вида социальной деятельности (на их изучение направлены усилия и других социальных наук). Именно взаимосвязь человека и социальной военной среды обусловливает три основных задачи военно-социальной работы:
• организация и осуществление воздействий на человека в целях его социализации в военной среде, обеспечение вхождения в конкретный воинский социум;
• совершенствование социальной военной среды в интересах человека;
• оптимизация взаимодействия человека и социальной военной среды [42,c.86].
Деятельность институтов и специализированных служб данной сферы, реализующих реабилитационную функцию, должна быть в значительной мере ориентирована на профилактику, своевременное предупреждение социальных отклонений и факторов, их формирующих.
В результате анализа литературы были изучены следующие технологии социальной работы.
Анимационная технология обусловливает формирование и функционирование сферы социально-культурного развития. Институтами данной сферы являются различные учреждения культуры (театры, кинотеатры, Дома офицеров, гарнизонные клубы, клубы воинских частей, библиотеки) и специализированные службы, создаваемые негосударственными организациями в воинском социуме.
Превентивная, профилактическая и коррекционная технологии военно-социальной работы формируют сферу социальной профилактики и коррекции поведения его обитателей, условий и факторов воинской среды. Ее влияние распространяется на членов воинского социума и на весь социум в целом, на отдельные его части, структуры и институты. Необходимо отметить, что вышеуказанные технологии применяются и в других сферах военно-социальной работы ввиду того, что они являются базовыми, системообразующими технологиями социальной работы [37, c.36].
Образовательная технология военно-социальной работы обусловливает функционирование сферы подготовки и переподготовки кадров. Она охватывает военнослужащих, увольняющихся или уже уволившихся с военной службы, а также членов их семей и связана с их профессиональной ориентацией, переподготовкой на новые для них специальности, а также и трудоустройством в соответствии с потребностями местного или регионального рынков труда.
Организационно-
Информация о работе Социальная работа с семьями военнослужащих