Социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Процесс обновления законодательства о социальном обеспечении на прямую
отражает происходящее в стране коренные преобразования. К ним относятся: становление и функционирование экономики с многообразием форм собственности ; изменения взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации; развитие местного самоуправления ; зарождение основ не государственного социального обеспечения. Указанные явления развиваются непоследовательно и крайне противоречиво, что за частую негативно отражается на материальных интересах подавляющего большинства российских граждан.

Содержание

Введение.
Глава 1.Понятие и предмет права, социального обеспечения.
1.Понятие социального обеспечения.
2.Функции социального обеспечения.
3.Социальное обеспечение и защита.
4.Предмет права социального обеспечения.

Глава 2.Метод и система права социального обеспечения.
1.Метод права социального обеспечения.
2.Система права социального обеспечения.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по обеспечению..docx

— 81.21 Кб (Скачать файл)

С позиции общей теории право понятие (система) означает, что право представляет некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи  (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.) Это обусловлено тем, что содержанием самого права являются его нормы, которые регулируют разнообразные общественные отношения. Данные отношения могут быть сгруппированы. Каждая группа отношений может иметь свой (объект), т.е. свой предмет отношений, которые должны быть регламентированы по средством правовых норм.

   Такие нормы могут  быть систематизированы в основных  законодательных актах – основах  законодательства, кодекса, кодификационных  законах.

Нормы права социального  обеспечения не кодифицированные в виде кодекса или основ законодательства. Лишь некоторые группы отраслевых норм (регулирующие отдельные виды социально – обеспечительных правоотношений) получили свое закрепление в кодификационных актах.  К таковым можно отнести, например, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. (О государственных пособиях гражданам, имеющим детей).

   Между правовыми  нормами существует определенная  связь. Она обусловлена необходимостью  надлежащего регулирования отношений.  Наличие такой связи и придает  им определенное структурное  единство. Несмотря на обилие  таких отношений, нормы характеризуются  внутренним единством, взаимной  согласованностью. Этим обеспечиваются  цельность и общая направленность  правового регулирования. Таким  образом, нормы объединяются в  более общие нормативно –юридические обоснования, каждая из которых обладает определенной самостоятельностью.

   Исходя из выше  изложенного, система права социального обеспечения – это научно обоснованная и объективно существующая последовательность связи отраслевых норм, обусловленная необходимостью надлежащего регулирования социально – обеспечительных отношений, составляющих в целом отрасль права.

   Отраслевые нормы  по своему содержанию можно  классифицировать на две относительно  самостоятельные группы норм. Первая  из них – это нормы общего  характера. В таких нормах содержатся  принципиальные положения, которые  характеризуют право социального обеспечения как отрасль права. Ко второй группе норм относятся те, в которых закреплены правила, регламентирующие конкретные виды социального – обеспечительных отношений, которые, в свою очередь, включены в предмет права социального обеспечения. Наличие такой дифференциации норм позволяет выделять общую и особенную часть права социального обеспечения.

   Общая  часть права социального обеспечения состоит из норм, закрепляющий специфику права социального обеспечения, а именно:

- определяет правовой  статус граждан в сфере социального  обеспечения, указывая на потенциальных субъектов социально обеспечительных правоотношений;

- устанавливают принципиальные  положения, являющиеся основой  для формулирования отраслевых  принципов;

- содержат указания на  правовые источники права социального обеспечения;

- указывают на основания  возникновения, изменения, прекращения  социально – обеспечительных  правоотношений;

- закрепляют формы социального  обеспечения как способы его  организации;

- устанавливают виды обеспечения.

   Особенная часть права социального обеспечения  включает нормы, регулирующие условия предоставления, размеры видов социального обеспечения, порядок их установления, защиту нарушенных прав в области социального обеспечения и т.д. Иными словами, это нормы, которые имеют свой относительно самостоятельный объект регулирования (видов) социально обеспечительных отношений – процедурных, материальных, процессуальных.

   Согласно теории  права, отраслевые нормы могут  группироваться в под отрасли, правовые институты, под институты, которые различают между собой по своему значению (роли), объему и месту в отраслевом правовом регулировании.

   Под отрасль права - это целостное образование норм, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования отрасли права.  Под отрасль не является обязательным элементом системы каждой отрасли права. (В небольших и тесно консолидированных отраслях, например в гражданско – процессуальном праве, под отраслей вообще нет. В праве социального обеспечения пока нет отдельно выделенных под отрслей).

   Отрасли чаще всего  делятся на институты, являющиеся  определенными группами норм, регулирующие  однородные общественные отношения.  Институты могут быть подразделятся  на под институты, которые также составляют обособленную группу норм. Под институты могут состоять из более мелких структурных образований – суб институтов.

В совокупности названные структурные элементы составляют систему отрасли права.

   Подобный структурный  состав существует и в системе  права социального обеспечения.

   В общей части  в самостоятельные правовые институты   можно выделить нормы (группы  норм), определяющие:

- предмет права социального обеспечения;

- метод правового регулирования  социально обеспечительных отношений;

- принципы права социального обеспечения;

- пределы действия отраслевого  законодательства (во времени, в  пространстве по кругу лиц);

- виды социального обеспечения;

- набор оснований для  установления или предоставления  социального обеспечения;

- правовой статус граждан  – получателей соответствующего  вида социального обеспечения;

- функционирование социально  обеспечительных правоотношений  ( основания их возникновения, изменения, прекращения).

   Таким образом,  в общую часть входят институты,  которые содержат положения, (обслуживающие)  практически все институты особенной  части.

Именно правовые институты  общей части показывают специфику  данной отрасли права.

   Особенная часть  часть отрасли представляет собой комплекс институтов, взаимосвязанных как с институтами общей части, так и между собой и имеющих относительно самостоятельный объект регулирования.  В зависимости от норм, регулирующих условия представления, размеры и порядок преследования видов социального обеспечения, обычно выделяют следующие предметные правовые институты: трудовой стаж; пенсионное обеспечение; пособия; компенсационные выплаты; социальное обслуживание; медицинская помощь и лечение; государственная социальная помощь; льготы  по системе социального обеспечения; юридическую ответственность; процедурно процессуальные. Последние два института можно рассматривать в качестве специализированных институтов.

   В середине 70 –  х гг. 20. в. В науке выдвигалась идея о существовании в системе право социального обеспечения такой под отрасли, как пенсионное право.17  К сожалению, данная точка зрения не получило своего дальнейшего развития, хотя пенсионное право вполне можно рассматривать как под отрасль современного отечественного права социального обеспечения. (в ходе исторического развития под отрасли могут выделятся в самостоятельные  отрасли права. Так, например, произошло выделение из гражданского права семейного права. В свое время право социального обеспечения (отпочковалось), от трудового права. Подобные процессы могут происходить внутри отрасли. Вполне возможно, что со временем такие крупные институты особенной части права социального обеспечения, как пенсии, пособия, социальные обслуживание, могут стать под отраслями права социального обеспечения).

   Каждый из выше  указных институтов делится на под – институты. Так, институт трудового стажа делится на под – институты в зависимости от своей служебной роли: страхового стажа, общего трудового стажа, непрерывного трудового стажа. Институт пенсий делится на под – институты: трудовые пенсии по случаю потере кормильца и т. д.

Под институты пенсий могут  иметь свою структуру, состоящую  из суб институтов. Например, под - институт трудовой пенсии по старости может дифференцироваться на следующие субинституты: субинститут (обычной) трудовой пенсии по старости и досрочных пенсий в связи с условиями труда. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение:

Учитывая имеющиеся точки  зрения по вопросу о понятии социального  обеспечения, следует вместе с тем  выявить основные современные его  критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид  обеспечения следует называть социальным. Таковыми, на наш взгляд, являются: 1.источники финансирования. Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования СССР таковыми являлись общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных государственных внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения. Круг лиц, подлежащих обеспечению. С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (в том числе по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные, и т.д. Круг этих лиц устанавливается применительно, к конкретным видам обеспечения;

Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является ему крайне необходимой;

Цель предоставления обеспечения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Список  используемой литературы:

1.Право социального обеспечения : учебник для студентов, средней проф. Учеб. Заведений, В.П. Галаганов, С.В. Харитонова. – 2 – е изд., перераб.

2. Учебник Сулеймановой  Г.В. Учебное пособие. (серия ПСО ) – Ростов на Дону.

3.  Ожогов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 1995.- С.220.

4.  См.: Право социального обеспечения : Практикум. Нормативные акты. Образцы документов. Э. Г. .Тучковой. – М.,1997.- С 19.

5. Право социального обеспечения, под редакцией. К.Н. Гусова. – М., 2001. – с. 10.

6. . Ст.25. Основные права человека и в сфере труда и их защита. Основополагающие международные правовые документы – стандарты. Комментарии специалистов. – библиотека российской газеты. Вып. Номер 22-23. М., 1999. С. 37. (2).Вступил в силу для СССР 3 января 1976 г. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. Номер 12.

7.  Хансен М. Социальное страхование и социальная защита: доклад  Генерального директора МОТ (человек и труд). 1993. Номер 9.

8. Лепихов М.И. Право социальная защита населения (социальное право). М., 2000. С 7.

9.Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. право социального обеспечения. М., 2000.С

10.  Теория Государства и права: Явич Лев Самойловмч. Общая теория права.

11. .  Кобзева С.И. Право социального обеспечения. Сборник нормативных правовых актов – М., Проспект, 2009.

12. Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2001.

13. Диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Д. И. Рогачев.

14 . Право социального обеспечения: учебник / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. — М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 469 с. — Серия: Основы наук.

15. См: Захаров М.Л. Советское пенсионное право. – М., 1974.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ожогов С.И., Шведова Н.Ю.  Толковый словарь русского языка.  – 1995.- С.220.

Информация о работе Социальное обеспечение