Социальные конфликты в современной России на почве национальной нетерпимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:44, реферат

Краткое описание

Мы живем в сложное время, на пересечении двух веков двадцатого и двадцать первого, часто этот период называют «смутным». Смена политических лидеров, и, как следствие, политических взглядов и действий приводят к определенному непониманию действительности со стороны простого, заурядного человека. В результате, жизнь в такой период насыщена различными событиями, осмысливать которые нам приходится самостоятельно. Что же есть «хорошо», а что – «плохо»? Казалось бы, совсем недавно, все было просто и ясно, единые политические лозунги однопартийной системы не давали повода усомниться в их правильности, а сейчас, политические деятели все чаще вовлекают нас в свои «игры», но как же разобраться, какую позицию принять и какую отстаивать – непонятно.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………..с. 3
II. Основная часть. Многонациональная Россия, как исторически
сложившаяся действительность………………………………………………… с. 5
1. История зарождения идеи национального неравенства людей
1.1. Зарубежные течения скинхедов………………………………………….с. 5
Зарождение скин-движения в России……………………………………с. 8
2. Распространение национализма в России и его русификация.
2.1. Причины роста численности и усиления активности российских
«бритоголовых» ………………………………………………………... с.10
2.2. Идеология русских националистов. …………………………………….с.20
3. Многообразие видов и особенности движения неформальных групп
3.1 Виды скинхедов в зависимости от их идеологии………………………..с.23
3.2. Обычаи и традиции………………………………………………………..с.27
3.3. Структура и принципы деления на группы. …………………………….с.32
3.4. Обзор деятельности скин-движения на территории РФ……………….с.36
III Заключение. ………………………………………………………………………с.40
Список литературы ………………………………………………………………... с.41

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

     В начале 80-х годов  «скиновская» мода распространяется  по всей Европе. Имидж скинов  в это время был политизирован весьма незначительно, идеология еще не оформилась. Основной девиз скинов в это время очень прост - «пиво, секс и драки». В это время скины воюют с панками (неформальное движение, идейной платформой является анархизм (отрицание правил и законов)) и металлистами (неформальное движение, слушающее музыку в стиле «heavy-metal»), избивают «длинноволосых» хиппи и пацифистов. Подъем ультраправых партий в Европе и, в частности, во Франции, привел к тому, что скины стали появляться на демонстрациях Национального фронта - крупнейшей националистической партии Франции. Впервые это произошло в 1984 году.  
   В Италию субкультура и идеология бритоголовых доходит в начале 80-х годов. До середины 80-х итальянские бритоголовые были сравнительно не активны, как правило, их организации состояли из небольших локальных групп и сборищ, максимальная численность которых не превышала нескольких десятков участников. В это время многие итальянские бритоголовые почти не отличались от агрессивных футбольных фанатов - болельщиков. Однако проникновение субкультуры и идеологии английских бритоголовых в среду футбольных итальянских фанатов привело к резкому всплеску расизма и неонацизма среди итальянской молодежи. На территории Италии начинает функционировать несколько десятков молодежных группировок неонацистской направленности. 
   Примерно в это же время в Испании возникает несколько национал-патриотических объединений, состоящих исключительно из бритоголовых. В Скандинавии скинхеды формируют маленькие, крайне экстремистские группировки неонацистского толка. Значительные группы бритоголовых появляются в Швеции, Дании и Норвегии.  
   Однако самый большой подъем скин-движения произошел после 1987 года. В это время вокруг английской музыкальной группы Skrewdriwer образовалась сеть расистских группировок Blood and Honor («Кровь и честь»). Они политизировали музыку бритоголовых, придавая ей нацистский характер, создали собственную музыкальную субкультуру, разработали идеологию современных бритоголовых - неонацистов. Через несколько лет сеть Blood and Honor расползается по всей Европе, и в 1992 году достигает уже Польши, Словакии, Сербии и Словении. Сильные позиции имеет эта организация и в России.  
   Сегодня наиболее мощные и организованные группировки бритоголовых существуют в Англии, США и Германии. На настоящий момент филиалы этих группировок распространены практически по всему миру. Значительные группы бритоголовых существует практически во всех крупных Европейских странах, а также и за их пределами.

     Таким образом, почва  для зарождения национальной нетерпимости в мировом сообществе имеет политическую, идеологическую и экономическую подоплеку.  Движение появилось и получило свое развитие во времена нестабильности. Почти во всех странах мира движение бритоголовых имеет общие черты: это и внешний вид, и пропагандируемые идеи. Мы не можем точно определить причины возникновения идеи национального неравенства, но причины обострения очевидны. Наиболее активная молодежь своим поведением отражала настроения в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***

      В этой главе  рассмотрим появление идеологии  в России. Почему скин-движение  не прошло стороной нашу страну? И как развивалось движение  бритоголовых в России, ведь идеология  имеет европейское происхождение,  какие отечественные черты она  обрела у нас?

      После второй мировой войны Россия еще оставалась под «железным занавесом» и лишь после окончания идеологической изоляции появились и первые националистические идеи. Идеологическим и духовным центром движения стала Москва и уже в начале 90-х их насчитывалось не более нескольких десятков человек, разделяющих идеологию национализма (идеология, политика, а также психологический подход к национальному вопросу, противоположный так называемому интернационализму. Основа национализма - идея национального превосходства и национальной исключительности, трактовка нации как высшей внеисторической и надклассовой формы общности).

     Изначально, когда движение  бритоголовых в России находилось  в состоянии зарождения, людей,  осознающих себя скинхедами, насчитывалось  крайне мало. Их эстетические и культурные вкусы вполне удовлетворялись записями иностранных нероссийских скин-групп, попадавшими к ним через друзей и знакомых, и иностранными самопереводными статьями заграничных газет и журналов, попадавшими к ним из того же источника. Вполне объяснимое желание послушать или почитать что-либо свое (идеологически близкое) удовлетворялось прослушиванием песен и изучением текстов некоторых отечественных групп экстремального «панк-рока» или «heavy-metal». Уже в начале 90-х годов в текстах песен многих из них появлялись экстремистские и национал-шовинистские(угнетение «малых» народов, подавление национальных меньшинств) черты и оттенки, однако до настоящих скин-песен им было еще очень и очень далеко.  

   В 1993 - 1994 году численность Московских бритоголовых достигла 150-200 человек. Их деятельность уже активно влияла на криминальные сводки столицы. Примерно тогда же первые «команды» скинхедов начинают возникать в нескольких крупнейших городах России и, прежде всего в Санкт-Петербурге, Ростове и Волгограде.  
   Начиная с середины 90-х, в 1994 - 1996 годах, общее число бритоголовых переваливает за 1000 человек их субкультура и идеология становятся заметным явлением в мире современного российского политического экстремизма. Известные неофашистские и ультраправые политические партии и движения начинают искать контакты с наиболее авторитетными и одиозными лидерами российских скинхедов.  
   К середине 90-х годов в узком и тесном мирке скин-культуры наметился определенный рост и оживление движения. В Москве стал выходить журнал «Под ноль» - первый в России печатный орган собственно скин-движения (хотя в одно время - в 1995, 1996 годах - в качестве журнала скинхедов выступал музыкальный «металлический» журнал «Железный марш»).

   С 1994 по 1998 год среди бритоголовых произошел гигантский скачок в численности и организованности. Их общее число увеличивается в несколько десятков раз. В Москве и Санкт-Петербурге появляются довольно крупные группировки, общее число которых доходит до сотни участников. В одной только Москве в 1998 году насчитывалось около 20 объединений. Каждый день их жертвами становятся несколько десятков «инородцев»,  
   К 1998 году в скин-культуре произошли огромные перемены, выразившиеся в популяризации у молодежи скин-движения как такового. Как следствие этого, число скинхедов значительно выросло и начало становиться заметным явлением в стране. Все возрастающее количество скинхедов и выросший вместе с ним спрос на скин-атрибутику породил на свет целую скин-индустрию, созданную исключительно для бритоголовых.  
   Вместо одного единственного скин-журнала «Под ноль», нерегулярно выходившего за довольно долгий период времени, только в Москве появляется несколько новых скин-изданий: журналы «Стоп», «Удар», «Уличный боец», «Отвертка». А число музыкальных скин-групп стало исчисляться несколькими десятками.

   С 1998 по 2000 год в скин-движении  происходит значительный спад  численности. На бритоголовых  обращают внимание СМИ. Благодаря  многочисленным газетным и журнальным  публикациям, теле- и радиорепортажам и ток-шоу в обществе бритоголовые уже воспринимаются не как еще один вид неформалов - достижение свободного демократического общества, а как злобные и опасные экстремисты. Одновременно на бритоголовых начинает обращать внимание и милиция. Бритоголовых начинают задерживать за внешний вид, поэтому стиль одежды существенно изменяется, маскируясь под общепринятый молодежный стиль одежды. В первую очередь из одежды исчезает белый камуфляж, хромированные цепочки, а также нашивки и символы. При осуждении судьи и прокуроры уже учитывают принадлежность к бритоголовым.

   Несмотря на численный  спад движения, участники становятся  грамотнее и организованнее. В  связи с общим уменьшением  их противоправных акций становится  заметно меньше.  Многие группировки начинают серьезно сотрудничать с политическими объединениями.

    Движение активно распространяется  в регионах, где зачастую носят  лишь «внешний» характер: многочисленные  драки и избиения, внешние атрибуты  и отсутствие идеологии. 

   В настоящее время скин-движение постепенно начинает снова наращивать свою численность. Противоправные акции становятся жестче и профессиональнее. Значительная часть бритоголовых сотрудничает с праворадикальными политическими объединениями или состоит в них в качестве боевиков. Из многочисленных политических объединений, сотрудничающих с бритоголовыми, на первое место выходит Народная Национальная Партия.

    Движение бритоголовых  пришло к нам из западных  стран как модное течение, но  со временем не потеряло свою  актуальность, не исчерпало себя, а скорее наоборот только ширилось и развивалось. Особых изменений в нашей стране оно не претерпело, лишь некоторые незначительные черты. В момент зарождения идеологии национальной нетерпимости Россия была готова к ее принятию, сложились соответствующие условия для распространения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***

 

    Что же выделяет движение  скинхедов от других молодежных  объединений? Почему их идеология  носит более радикальный характер  и что движет молодыми людьми, разделяющими идеи националистического плана даже несмотря на уголовную ответственность некоторых проводимых акций?

   Нынешняя  нестабильная ситуация, сложившаяся  в России резко политизировала  большинство российских бритоголовых. Из молодежного течения оно  постепенно превратилось в неорганизованное политическое движение в основе которого нацистские идеи.

     В отличие от других молодежных  течений и групп, существующих  на настоящий момент, движение  скинхедов - российских бритоголовых  является самым жестким и агрессивным  среди прочих групп. Бритоголовые постоянно устраивают стычки, конфликты, столкновения, причем большинство противоправных действий совершаются на основе расистских идей и нацистской идеологии.

      Такого же рода тенденции возникают  и по всей России в целом.  Все это особенно актуально на настоящий момент, когда национальные и расовые конфликты на территории России, а также противостояние отдельных народностей достигли рекордно высокой отметки.  
   Почему же движение скинхедов не исчезает, почему оно медленно, но неуклонно растет и ширится?

 

 Во-первых, это усиление миграционных и иммиграционных процессов, связанных с массовых переселением людей, и в первую очередь, из регионов Кавказа и Средней Азии. Кроме того, в настоящее время в Россию активно переселяются нелегалы из некоторых азиатских стран - Китая, Кореи, Вьетнама и. т. д.

   По  признаку гражданства переселенцев  можно разделить на два типа: мигрантов - граждан России, мигрирующих  из неблагоприятных (в экономическом,  и политическом смысле) регионов  в более благоприятные места проживания, и иммигрантов - граждан других государств, приезжающих в Россию из сопредельных стран и стран ближнего зарубежья.  
   Особенно заметно и наглядно плоды массового переселения проявились на широких улицах крупных столичных центров, стихийно возникающих рынках и в регулярных криминальных сводках. В настоящее время на территории России находится более 10 миллионов нелегальных иммигрантов из стран Ближнего Востока, Африки и Центральной Азии.  
   «Если не будут приняты законодательные меры, число «нелегалов» к 2010 году может вырасти до 19 миллионов человек. Трудно представить себе положение, когда седьмая часть населения будет жить на нелегальном положении. И давайте задумаемся о размере экономических потерь, которые уже несет страна».(1)

Естественно, что значительное переселение некоренного  населения происходило и во время  существования советского строя. Однако в то время оно не носило такого массового характера, как в период 1990-2000 гг. и достаточно жестко контролировалось государственными структурами. В связи с наличием так называемого «Железного занавеса» многие расовые и этнические группы просто не имели возможности переселиться на территорию СССР.

 

 

 

       1.В.Головачев: «Как гостей ждет Россия»// «Аргументы и Факты» 2002.№15.

 

     Кроме того, надо отметить, что переселение населения из  менее престижных регионов в  более престижные и из сельской  местности в город происходило  постепенно и подчинялось определенному  планированию со стороны государства.  При переселении в первую очередь учитывались личные качества человека и та польза, которую он мог принести на новом месте. Возможность переехать на новое место жительства давалась в основном тем, кто мог принести на новом месте наибольшую пользу.  
   Именно государство могло предоставить работу, жилплощадь, решить иные социальные и бытовые проблемы, возникающие у приезжего. В связи с наличием такого рода отбора среди основной массы переселенцев преобладали представители творческих и научных профессий, высококвалифицированные инженеры и специалисты, то - есть так называемый средний класс.  
   По словам зам. Начальника отдела межнациональных отношений правительства Москвы Омари Маргалитадзе: «На мой взгляд, следует выделить две основные категории приезжих из СНГ. Это интеллектуально - творческая, которая достаточно «органично» входит в московскую среду, и те люди, которых ситуация вынудила покинуть родной дом и искать пристанища в столице»(1).  
   В настоящее время среди основной массы приезжих преобладают представители низко квалифицированных рабочих профессий, а также асоциальные и криминальные элементы. В первую очередь из своей страны уезжают те, кто не может в ней нормально существовать, у кого нет работы, места для проживания.  
   После распада СССР и начала коренных преобразований нового российского государства огромное количество населения из регионов Кавказа и Средней Азии устремилось именно в крупные города центральных регионов России, в том числе и в самый большой и богатый город России - Москву.  
   Многие из приезжих сохранили основы своей национальной культуры, обычаев, традиций, а также религиозные нормы. Резкое увеличение численности приезжего «не русского» населения не слишком обрадовало большое число «коренных» Москвичей. Тревога и опасения проявились в постепенном нарастании межэтнического напряжения, раздражения и глухой неприязни. Это вызвано даже не непониманием, а нежеланием понимать, активным неприятием чужого менталитета.  
   В 90-х годах в России неуклонно нарастали признаки межэтнической и меконфессиональной напряженности. Как показывают социологические исследования ВЦИОМ, не менее трети россиян испытывают «особую антипатию» к представителям тех или иных национальностей. А «просто» негативное отношение к цыганам, чеченцам, азербайджанцам, характерно для многих - причем они даже не задумываются о причинах, мотивах.  
   Например, в Москве «по данным переписи 1901 г. проживало 1 миллион 200 тысяч человек. Из них русских - 1.121.120, немцев - 18.190, поляков - 11.046, татар, башкир и чувашей - 5.648, евреев - 4.879, французов - 2.805, армян - 1.705, грузин - 223.  
   В 2001 г. в Москве насчитывается 1 миллион азербайджанцев, 500 тысяч армян и более 1 миллиона татар. В последние несколько лет в Москве появилось огромное количество азиатских иммигрантов. «По некоторым данным, в столице уже живет около 1 миллиона нелегалов из азиатских стран»».  
   Естественно, что между такими непохожими типами национальных и социальных групп, как мигранты, иммигранты и коренное население, будут происходить многочисленные конфликты и трения, причин и поводов которых будет находиться сколько угодно:

Информация о работе Социальные конфликты в современной России на почве национальной нетерпимости