Социальные проблемы общества и технологии их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать специфичность и сущность
социальных проблем, и выявить наиболее эффективные технологии их
решения.
Предмет курсовой работы - социальные проблемы общества, как
общественное явление.
Объект курсовой работы - технологии решения социальных проблем
общества

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.10 Кб (Скачать файл)

Важным направлением деятельности государства по уменьшению тяжести безработицы является, то есть должно быть, стабилизация экономической ситуации в стране, борьба с инфляцией. Значение данных шагов огромно, так как в условиях экономического положения в России пособие по безработице установлено в размере 70% от минимальной оплаты труда, а она из-за инфляции значительно ниже уровня бедности. Но в связи с мировым экономическим кризисом, который за относительно небольшой период времени усугубил, и без того сложную ситуацию с безработицей в нашей стране. В связи с этим Правительство повысило пособие по безработице на 2009 год: минимальная величина пособия по безработице в России в 2009 году составит 850 рублей, а максимальная – 3400 рублей. Такие размеры пособия утверждены постановлением от 10 ноября 2008 года № 842, подписанным премьер-министром России Владимиром Путиным. Минимальная величина пособия по безработице в России в 2008 году составляла 781 рублей, а максимальная – 3124.

Активная политика занятости – совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя: мероприятия, связанные с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости); организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

Активная политика занятости осуществляется по нескольким направлениям (правовое, организационное, экономическое), каждое из которых в итоге должно влиять тем или иным способом на состояние безработицы путем ее предупреждения.

К наиболее эффективным технологиям для стимулирования занятости относят развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности, привлечение граждан к оплачиваемым общественным работам.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, не имеющих работы.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право граждан на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Данный вид деятельности службы занятости является одним из главных элементов активной политики занятости, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствие качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии (специальности).

Помимо создания специализированных предприятий для отдельных категорий населения, использование надомных форм работы, укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя, практикуется отпуска без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, предпринимательства, а также новых форм занятости установление квоты приема отдельных категорий населения на предприятиях. Очень важная мера, введение льготных налогообложения и кредитов предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для женщин и молодежи, других категорий граждан.

Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих странах является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:

  • свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;
  • охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ о труде;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

Безработным гражданам обеспечивается:

  • бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;
  • социальная поддержка;
  • компенсация, в соответствии с законодательством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
  • бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;
  • возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностях граждан.

Важное составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций. Государство гарантирует безработным:

  • выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышение квалификации переподготовки по направлению органов службы занятости;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости [2, с.254-255].

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

 

2.3.2 Деятельность  социальных служб по защите  безработных

 

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решение адресных проблем безработного и членов его семьи была создана служба занятости, осуществляющая комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости была образована 1991 году в соответствии с законом РФ «О занятости населения в Федерации». Она является организационно самостоятельной службой на территории России. Ее региональные представительства являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В его задачи входит выработка активной политики занятости, управление национальной системой службы занятости, разработка и финансирование государственных программ содействия занятости населения, контроль за деятельностью системы службы занятости и др.

Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник). В компетенции службы занятости входит:

  • содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного;
  • повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, организация профессионального образования безработных;
  • квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан;
  • информирование население, работодателей, государственные и негосударственные структуры о состоянии рынка труда;
  • территориальное перераспределение работников;
  • помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;
  • обеспечение социальной поддержки безработных;
  • сотрудничество с работодателями для комплексного решения проблем клиентов службы занятости;
  • совершенствование механизма поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществляющих переподготовку персонала.

Технологии деятельности органов службы занятости населения подразумевают работу по следующим направлениям:

  • технология взаимодействия с гражданами, имеющими работу;
  • технология содействия занятости безработных граждан;
  • технология взаимодействия с работодателем;
  • реализация мероприятий по организации альтернативной гражданской службы;
  • партнерство на рынке труда.

Порядок регистрации безработных граждан предусматривает несколько этапов:

  1. Первичная регистрация безработных граждан. Она осуществятся в целях учета общей численности безработных, обратившихся в службу занятости в целях консультирования. Первичная регистрация безработных граждан связана с указанием в регистрационных документах анкетных данных клиента, его профессиональный уровень и причины обращения в службу занятости.
  2. Регистрация в целях поиска подходящей работы. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условием последнего места работы, состоянием здоровья, транспортной доступностью рабочего места.
  3. Регистрация граждан в качестве безработных. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является принятия решения службы занятости о признании его безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорт, трудовой книжки, документы о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы. Граждане, которым отказано в регистрации в качестве безработных, имеют право на повторное обращение. В случае несогласия с решением службы занятости гражданин имеет право в установленном порядке обратиться с иском в суд.
  4. Перерегистрация безработных граждан. Клиенты службы занятости обязаны не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию. Безработные обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации, информировать органы службы занятости в случае поиска работы.
  5. Снятие безработных граждан с регистрационного учета. Оно осуществляется в следующих случаях: когда гражданин признается занятым, в соответствии с трудовым законодательством; если проходит профессиональную подготовку или переподготовку, повышение квалификации по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; когда не являются без уважительной причины в течении 10 дней со дня регистрации их в качестве безработных; при длительной неявке в органы службы занятости без уважительной причины; при переезде в другую местность; в случае назначения гражданину пенсии по старости, за выслугу лет, когда устанавливаются со стороны безработного. 

 

2.3.3 Социально-психологические  технологии в работе с безработными

 

Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний – одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с безработными. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь безработным, включающая в себя консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разного вида психотерапии.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, либо участие в клубе поиска работы или занятия на курсах «Новый старт», в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Психологическая поддержка приобретает особенное значение в тех регионах, где очень мало или практически отсутствуют женские вакансии. Она позволяет остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сфере деятельности, направлению профессионального обучения.

Информация о работе Социальные проблемы общества и технологии их решения