Социокультурная значимость досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить досуговую деятельность и выявить ее роль в наши дни, а особенно ее социокультурное содержание, направленное на преобразование индивида и общества вцелом.
В процессе работы выдвигаются следующие задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть понятие досуга, дать ему свое определение для современной ситуации, и охарактеризовать его теоретические аспекты (уровни, виды, принципы организации);
- раскрыть социокультурное значение досуга, через изучение его функций, выявить его ценность;
- изучить перспективы туристической деятельности в сфере реализации социокультурного потенциала досуга.

Содержание

Введение
Раздел 1. Досуг как культурный феномен. Теория понятия
1.1 Понятие досуга. История развития досуговой деятельности
1.2 Теоретические аспекты: уровни, виды и принципы организации досуга
Раздел 2. Социокультурная значимость досуговой деятельности
2.1 Социокультурные функции досуговой деятельности. Значимость досуговых институтов
2.2 Туризм как одна из перспективных форм досуга, выполняющая социокультурную роль
Выводы
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

социокультурное содержание досуга.курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Особенностью культурных учреждений в Болгарии (как и во Франции) являлось  соблюдение масштаба, соответствующего назначению. Не гнались за гигантскими размерами и представительностью зданий. Их главная цель - непринужденный воспитательный процесс и определение интересов населения.

В ГДР начали строиться и детско-молодежные учреждения. Они подразделялись на: централизованные молодежные клубы, молодежные секции при ДК, учебных заведениях, дома пионеров, Дома науки и техники для школьников, спортивные залы, комплексы и зоны отдыха. Были также примеры объединения молодежного и спортивного центров - Молодежный центр «ФРАНКЕНХОФ» в Эрланген.

В Японии – молодежные центры вынесенные, за городскую черту (молодежный комплекс в префектуре Сига, молодежный центр на острове Окинава), решают проблему развлекательного отдыха; в черте города центры выполняют еще и просветительные, обучающие функции (общественный центр и дом молодежи в г. Титибу).

Во многих городах США, Канады, Англии и др. культурные центры располагаются при комплексах. В г. Беркли (США) функционировал «центр активности» – комплекс общественно-культурного центра Калифорнийского университета. Здание просветительного центра в г. Этибикок (Канада), которое входит в состав общественного центра города, является местом, где собираются студенты, преподаватели и жители города, обмениваются опытом и получают разностороннюю информацию по всем областям знаний.» [6.58-73].

 Начиная с 60-х годов, отвечая  требованиям времени, наряду с  практическими, ведутся теоретические  разработки многофункциональных комплексов, универсальных досуговых центров, и в частности молодежных творческих центров.

Итак, рассмотрев теорию понятия досуга, мы пришли к следующему выводу: досуг – это деятельность в  свободное  время  вне  сферы  общественного  и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает  свою  способность к труду и развивает в себе в  основном  те  умения  и  способности,  которые невозможно усовершенствовать в сфере  трудовой  деятельности.  Раз  досуг  – деятельность, то это означает,  что он  не  пустое  время  провождение,  не простое бездельничанье и вместе с тем  не  по  принципу:  «что  хочу,  то  и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле  определенных  интересов  и целей, которые ставит перед собой человек.  Усвоение  культурных  ценностей, познание  нового,  любительский  труд,  творчество,  физкультура  и   спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим  может  быть  занят  он  в свободное время. Все эти занятия  укажут  на  достигнутый  уровень  культуры досуга.    

Досуг является универсальным культурным феноменом, присущим каждой исторической эпохе и каждому культурному типу.

Зарубежными учеными понятие досуга рассматривается как синоним прогрессу и либерализации; как социальная ценность, необходимое условие для всестороннего развития личности; смысл жизни, всеобщая ценность; возможность получения удовольствия; современное воплощение свободы; компенсационное средство.  

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Теоретический аспект: уровни, виды  и принципы организации досуговой  деятельности

«Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности ко все более сложным, от пассивного отдыха – к активному, к удовлетворению более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п.» [4.163].

Учитывая множество и разнообразие классификаций досуга, общепринятой считается классификация досуга по таким признакам:

- по виду активности (пассивный  и активный отдых);

- по периодичности (ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный);

- по длительности (кратковременный, долговременный, эпизодического характера);

- по направлению деятельности (творческий, рекреационный, культурный, спортивный, декоративно-прикладной, туристический).

Досуг имеет свой объем и структурное содержание. Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

«Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых (как самый примитивный уровень организации досуга) характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает состояние покоя. Это может быть просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален, одержит лишь зачатки позитивного досуга». [11.134-135].

И, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека, он позволяет освободится от производственного переутомления, психологически расслабится а также служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

«Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, функции развития и гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела». [11.136-138].         

Между работой и отдыхом социологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь. В культурно-досуговой деятельности также был проведен ряд исследований в этой области. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Ю.А.Стрельцова, который считает «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы» (24,с.39) конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но есть и свои различия.

Традиционно «развлечениями» (которые являются второй по сложности формой организации досуга) именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть и пассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления, они способствуют эмоциональной и физической разрядке.

Развлекательный досуг включает: прогулки, спортивные и зрелищные шоу, посещение театров, игры, рекреационные мероприятия и т.д.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности (следующий по сложности уровень досуга), состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок, общение в хобби-группах. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Четвертый, и самый серьезный способ проведения свободного времени – это творческая досуговая деятельность, поскольку она рассчитана непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования, обогащения, социальной активности. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества.

Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.

Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении. Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми.

Но кроме уровней организации и видов, досуг имеет еще и свои принципы. Это – теоретические,  социальные, культурные, политические и организационные аспекты формирования досуга. Рыбакова Н.В. определяет такие общие принципы досуговой деятельности:

- системность, как целенаправленная и системная организация досуговой деятельности, задачами которой являются рациональное использование свободного времени, развитие социальной активности и индивидуальной инициативы человека, отвлечение его от асоциального поведения;

- добровольность, как определенная независимость досуга, отсутствие регламентации со стороны государства и других структур, свободный выбор человеком досуговых занятий;

- дифференциация, как учет особенностей разных слоев населения, условий труда, профессиональных интересов, возрастной специфики, половых признаков, уровня духовного развития личности;

- доступность и качественность досуговых услуг, как удовлетворение потребностей и запросов клиентов досуговых учреждений, систематическое изучение их желаний, прогнозирование развития сферы досуга;

- соответствие досуговых услуг  местным условиям (социально-демографическим, экономическим, культурно-образовательным, политическим, практической деятельности человека). [16.159-161].

Однако ведущим в досуговой деятельности ученые считают принцип интереса, что значит учет интересов личности, и он способствует не только их удовлетворению, но и пробуждению новых потребностей и запросов, формирует новые духовные ценности. Принцип интереса предусматривает соответствие досугового занятия наклонностям и вкусу личности. 

«В наше время запросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга. Свободное время неравномерно распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения. Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности». [8.93]. В возрастном, профессиональном, в социальном положении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, они должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.

Итак, как мы убедились, досуговая деятельность имеет свою структуру, основные принципы и множество классификаций. Мы рассмотрели формы и виды организации досуга, которые делятся на четыре уровня: пассивный отдых, развлекательный досуг, познавательный досуг, и творческую деятельность. Каждый из них, имеет свои функции. Проанализировав принципы досуга, мы пришли к выводу о том, что они не являются стабильными, они изменяются согласно культурно-историческим условиям и зависят от социальных, идеологических, политических и экономических факторов конкретного государства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Социокультурная значимость досуга

2.1 Социокультурные функции досуговой  деятельности. Значение досуговых  институтов

           « …в структуре личности

          нет ничего устойчивого,

            окончательного,

           неподвижного…»

                             Л.С.Выготский

 

На каждом из этапов исторического развития досуг исполнял разные функции, отвечая социальному заказу общества, потребностям, желаниям и интересам отдельной личности. В научной литературе по вопросам досуга, проблема его функций приобрела подобающее философское, педагогическое и культурологическое раскрытие. В зарубежных научных школах – американской, французской, немецкой, английской – такие понятия, как «функции» и «принципы» различаются по количеству, названию, содержанию. Особенно это характерно при определении функций досуга.

В переводе с латинского языка слово «функция» означает роль, сферу деятельности, круг обязанностей, предназначение. В социальных отношениях это – проявление характерных черт определенного объекта, в социальных институтах – отдельное направление деятельности, которое реализует их общественное предназначение. Вот почему мы обратились к функциям досуговой деятельности, когда перед нами возникла задача раскрыть социокультурную значимость, а иными словами, роль досуга.

Информация о работе Социокультурная значимость досуга