Социологическое изучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:33, реферат

Краткое описание

Изучение социальной структуры общества в обществоведении в социологии, в частности, всегда занимало одно из главных направлений исследований. Это и понятно. Социальная структура общества — важнейший показатель состояния, степени зрелости общественных отношений. С одной стороны, она как бы выступает (является) итогом экономического, политического и духовного развития общества. А с другой стороны, она есть не только пассивное отражение всех сторон жизни общества. Социальная структура сама активно воздействует на экономическое, политическое и духовное развитие общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Социологическое изучение....docx

— 49.75 Кб (Скачать файл)

Учитывая значение школы как  важного средства социальной мобильности, правящие группы в ряде стран пытались закрыть доступ к образованию  представителям низших слоев. Так, в  Англии в XIV в. был выпущен указ, где говорилось, что ни один крепостной не должен отправлять детей в школу, чтобы не дать им возможность продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «циркуляр о кухаркиных детях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию детей из низших сословий.

Социальная дифференциация

Слово «дифференциация» происходит от латинского корня, означающего различие. Социальная дифференциация — это  разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Многие исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же был влиятельный и унижаемый вождь и его приближенные, а также живущие «вне закона» отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным.

Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциации. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление политической дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.

Таким образом, уточняя понятие  социальной дифференциации, можно сказать, что под ним подразумевается  не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними с точки зрения их общественного положения, объема и характера права, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.

Устранимо ли это неравенство? На этот вопрос даются разные ответы. Например, марксистское учение об обществе, исходит  из необходимости и возможности  устранения этого неравенства как  наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликвидировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако оно не устранимо. Люди должны принимать такое положение как неизбежность.

Согласно иной точке зрения, неравенство  расценивается как положительное  явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальная же однородность приведет общество к гибели. При  этом многие исследователи отмечают, что и большинстве развитых стран  происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним общественным полюсам.

Тенденции в развитии социальных отношений

Социальная структура, как и  другие стороны жизни общества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы знаете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современного человечества также пестра и подвижна. Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиозно-общинной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.

Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной  из тенденций является рост «нового» среднего класса. К нему относят  большинство интеллигенции, управленцев  среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастает значение высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.

Определенное  регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях — и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных  забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения — престарелых, инвалидов, многодетных семей.

 

Изменение социальных отношений  в нашем обществе

Обобщив данные различных социальных исследований, можно попытаться нарисовать картину социального строения российского  общества. Исследователи относят  к низшему классу – 80% российских граждан, к среднему – 15% и к высшему  – 5%.

Приведенные данные весьма условны  и дают лишь общее представление  о социальной структуре. Более дифференцированная структура общества описана в  трудах Т. И. Заславской. По ее мнению, современное  российское общество, с определенной долей условности, можно разделить  на 5 основных социальных слоев: элиту, верхний, средний, базовый и «социальное  дно» (андеркласс). При этом структура  работающего населения, по данным Т. И. Заславской, в процентном соотношении  выглядит следующим образом: доля элиты  составляет не более 1%, верхний слой – 5-6%, средний слой – 66%, нижний слой - 10%. Процентное соотношение представителей «социального дна» не определялось, т.к. данную категорию граждан, по мнению Заславской, «вряд ли следует включать в работающее население». Среди российских граждан велико желание «быть  не хуже других», даже если для этого  нет достаточных оснований. Поэтому  на вопрос: «К какому социальному классу вы себя относите?» 55% ответили к среднему. Не менее 1/3 населения страны не приемлют сложившуюся социальную реальность и готовы активно протестовать. Этих людей и еще определенную часть, не сумевших приспособиться к новым  условиям, но менее активных, можно  условно отнести к маргинальным слоям общества.По данным института  комплексных социальных исследований, в 2003 г. 46,9% россиян относили себя к  тем слоям, которые в результате реформ «проиграли», 1/3 – «остались  при своих» и лишь 6,8% считают себя «победителями».Разрыв в доходах  между 10% наиболее богатых граждан  России и 10% наиболее бедных (децильный  коэффициент) составляет примерно 40, т.е. наиболее состоятельные в 40 раз богаче нищих. Для сравнения: В СССР децильный  коэффициент в разные периоды  колебался в пределах от 5 до 7.

Заключение

В наше время социологи в социальной структуре общества выделяют ряд  проблем.

Острой социальной проблемой становится значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий (учителя, врачи, инженеры), интеллектуального труда в целом, включая научную деятельность. Известно, что в странах Запада эти профессиональные группы входят в средний класс, а профессура относится к социальной злите. В России же, к примеру, зарплата преподавателя едва превышает уровень пенсии по старости. Это заставляет многих людей высококвалифицированного умственного груда бросать специальность и заниматься деятельностью, не требующей высокого уровня образования. Актуальной остается проблема «утечки мозгов»: многие специалисты ищут приложения своим силам за рубежом.

По оценкам социологов, в ближайшее  время может значительно увеличиться безработица. Тяжелое положение сохраняется у наименее защищенных групп населения, так называемых «групп социального риска». К ним относятся многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры.

Итак, социальная сфера сегодня  — тугой узел острых социальных проблем. Истоки их, как видно, лежат не только в экономике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере — задача долговременной перспективы.

Но вместе с тем очевидно, что  достижения или просчеты именно в  этой области во многом решат судьбу реформ в России. Поэтому уже сейчас, социальная политика становится приоритетной в деятельности государства.

Необходимые правовые предпосылки для решения  социальных проблем создает Конституция  Российской Федерации, а также законы, конкретизирующие ее положения. Каждому гражданину республики Конституция предоставляет широкие социальные права.

Так, гарантируется социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются государством. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Основной закон предусматривает  право на жилище, причем малоимущим оно предоставляется бесплатно  или за доступную плату из государственных  или муниципальных жилищных фондом.

Право на охрану здоровья обеспечивается сетью  государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, где медицинская помощь оказывается бесплатно.

Конституция гарантирует общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных учреждениях. В такого же типа учреждениях каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Вместе с тем ряд острейших социальных проблем еще ждет своего решения на основе указанных правовых норм.

В заключение можно подчеркнуть, что, осуществляя текущую социальную политику, важно не упускать из виду магистральное направление социальных изменений. Сегодня в рамках социальной структуры у нас переплелись три группы отношений, принадлежащих к различным цивилизационным типам: традиционному, индустриальному и постиндустриальном. Трудности прорыва в постиндустриальную эпоху связаны со столкновением интересов разных социальных групп, тяготеющих к каждому из этих типов отношении.

Переход на новый уровень развития станет возможным, если укрепятся и  займут лидирующее положение в обществе группы, связанные не с торговлей-распределением, а непосредственно с материальным и духовным производством и ориентированные  на максимально передовые достижения.

 

 

Список используемой литературы

1. Козырев  Г. И. «Основы социологии и  политологии»: учебник. – М. ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009.- 240с.

2. Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 414 с.

3. Энциклопедический словарь / Сост. А. П. Горкин – М.: Изд-во Эксмо; Большая Российская энциклопедия, 2007. - 1440с.


Информация о работе Социологическое изучение