Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 23:53, курсовая работа
Социология досуга приобретает многозначность, обозначая, во-первых, развитие культурных стратегий проведения свободного времени в рамках определенного сообщества, субкультуры. В социальном аспекте рассмотрения культуры досуга, важным является подчеркивание тех целей и ценностных ориентиров, которыми руководствует человек при выстраивании собственного видения досуга
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава I. Теоретические основы изучения досуга молодежи в городе
1.1. Основные понятия и черты молодежи ………………………….6
1.2. Досуг молодежи в городе ……………………………………….12
Глава II. Место молодежи в современном обществе
2.1. Роль молодежи в современном обществе ……………………….19
2.2. Проблемы молодежи и негативные явления …………………..…29
Глава III Социологическое исследование на тему: «Досуг молодежи в
г. Чебоксары»
3.1. Социологическое исследование..……………………………………32
3.2. Результаты проведенного исследования……………………………33
Заключение…………………………………………………………………….34
Список источников и литературы
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Социология досуга молодежи в пространстве города.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы изучения досуга молодежи в городе
1.2. Досуг молодежи в городе ……………………………………….12
Глава II. Место молодежи в современном обществе
2.1. Роль молодежи в современном обществе ……………………….19
2.2. Проблемы молодежи и негативные явления …………………..…29
Глава III Социологическое исследование на тему: «Досуг молодежи в
г. Чебоксары»
3.1. Социологическое исследование..……………………………………32
3.2. Результаты проведенного исследования……………………………33
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы……………………………………………37
Приложение …………………………………………………………………38
Введение
Социология досуга приобретает многозначность, обозначая, во-первых, развитие культурных стратегий проведения свободного времени в рамках определенного сообщества, субкультуры. В социальном аспекте рассмотрения культуры досуга, важным является подчеркивание тех целей и ценностных ориентиров, которыми руководствует человек при выстраивании собственного видения досуга. Немаловажная роль при определении границ досуга, а также форм его проведения, принадлежит этнокультурным стереотипам, конституирующим определенные образы досуга и транслирующим данные образы в рамках охватываемого этими стереотипами сообщества.
Молодежь - это социальное явление, выступающее в качестве большой социально-демографической группы населения, которая играет существенную роль в жизни общества.
В свою очередь, от общества, от уровня его социального развития, от устройства социальной системы существенным образом зависит жизнь молодежи, это особенно заметно в эпохи резких изменении в жизни общества: изменения в материальных и духовных условиях жизни, принципиальные изменения в устройстве нашего общества за последние десятилетия, например, существенно усложнили условия социализации целого поколения людей, что не может не отразиться на качестве всего населения, на происходящих социально-демографических процессах. Особенно остро проблема социальной адаптации молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная… и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать..
Актуальность данного исследования. Неотъемлемым компонентом образа жизни является досуг, который в условиях современного российского общества привлекает к себе все больше внимания исследователей, в связи с тем, что социальная значимость этой сферы жизнедеятельности в последнее десятилетие заметно возросла. Проблемы досуга изучаются в настоящее время не только социологией, но и культурологией, социальной философией и многими другими науками в области социального знания. Задачи, решаемые сегодня в сфере досуга, настолько масштабны, широки и многообразны в своей социальной направленности, что это позволяет исследователям подходить к досугу как к значимой части социальной системы, во многом определяющей содержание и характер всех других сфер общественного развития.
Потенциал досуга предоставляет большие возможности для формирования нравственных ориентиров, как отдельной личности, так и различных социальных групп современного общества. Досуговая сфера активно влияет на общественное сознание, формируя в нем ценности, одобряемые обществом и, как правило; им же поощряемые; располагает безграничными возможностями для реализации многообразных духовных потребностей общества и каждой личности в отдельности. В современном досуге присутствуют моменты творчества, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания. Вместе с тем сфера досуга — значимая часть экономической жизни общества, она приносит существенную прибыль и в ней заняты десятки тысяч людей, заинтересованных в клиентах сферы досуга.
Цель работы: развитие досуга молодежи в пространстве города.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Ознакомится с досугом и занятостью молодежи города
2. Роль и значение молодежи в обществе
3. Провести социологическое исследование на тему «Досуг молодежи в г. Чебоксары».
Предметом исследования данной работы является досуг молодежи в городе Чебоксары.
Объектом исследования является молодежь в городе Чебоксары.
Глава I. Теоретические основы изучения досуга молодежи в городе.
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
Полемика между учеными
по поводу определения
В отечественном
В настоящее время
в определении возрастных
1. демографический –
рассматривает молодежь как
2. статистический – за
основу определения возрастных
границ берутся временные
3. социологический – когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т.е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психолгическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет. Кроме того, молодежь по социологическому подходу делят на следующие возрастные группы:
Сегодня ученые определяют
молодежь как социально-
В книге «Социология
молодёжи» под редакцией В.Т. Лисовского
молодежные проблемы
Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т. д.).
Наряду с коммуникативной
(общение с друзьями) досуг выполняет
в основном рекреативную
Выбор тех или иных
культурных ценностей чаще
Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.
Досуговая самореализация
молодежи осуществляется вне
учреждений культуры и
Возникновение такой,
а не иной, с указанными особенностями
молодежной субкультуры
1. Молодежь, живет в общем
социальном и культурном
Информация о работе Социология досуга молодежи в пространстве города