Социология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:57, лекция

Краткое описание

Объект, предмет, законы и категории социологии
Структура и функции социологии

Вложенные файлы: 1 файл

Основы социологии.docx

— 57.09 Кб (Скачать файл)

Тема №1: Социология как наука и учебная дисциплина

  1. Объект, предмет, законы и категории социологии
  2. Структура и функции социологии

 

1. Термин «социология» в переводе  с латинского означает наука  о законах становления, функционирования, развития общества в целом,  а также развития социальных  отношений.

Впервые этот термин был введен французским  социологом Огюстом Контом. И первоначально  означал «обществоведение». Английский социолог Джон Херд определял социологию как учение о человеческом обществе, его соотечественник Элиас Гидденс рассматривал социологию как учение о двух формах общественной  жизни:

  1. Учение о социальном пространстве (коммуникация, территория, среда обитания);
  2. Социальное время (историческое прошлое, современность и будущее).

В результате этих 2х учений можно  сказать, что социология – учение о человеческой жизни в группах  и обществе.

Объект социологии – это социальная реальность, современное общество, объективная и субъективная, первичная  и вторичная информация о нем, собранные из различных источников с помощью специфических для  социологии методов и методик.

Объект социологии возможно описать  посредством основных информационных объектов:

  1. демографический, представляющий собой совокупность моделей рождаемости, смертности и миграции населения;
  2. психологический, представляющий собой совокупность
  3. общностный предоставляет информацию о классах, группах, слоях и организациях;
  4. отношенческий представлен сведениями о взаимодействии людей, групп, которое обусловлено их социальными ролями и занимаемыми позициями;
  5. культурологический связан с поведением людей, которое обусловлено нормами и ценностями жизни.

Предмет социологии – выявление  и изучение элементов системы  по отношению к ней, как к целостности, в рассмотрении динамики социальных действий и процессов, происходящих в рамках социальных общностей.

Определение сущности и специфики  социологии как науки связана  с выяснением категорий, законов, ее функционирования. Наиболее общей и  широкой по своему содержанию категорией в социологии является категория  социального, которая включает в  себя следующие понятия:

  1. социальная система;
  2. социальная структура;
  3. социальный институт
  4. социальная организация
  5. социальная группа
  6. социальное действие
  7. социальное поведение.

Каждое из них, в свою очередь, предполагает выделение целого ряда более мелких, но не менее важных понятий:

  1. социальный слой;
  2. семья;
  3. класс;
  4. народ;
  5. нация;
  6. и др.

!!Социальное равенство или неравенство,  категория социальной несправедливости, категория социальной свободу.  Д/З. выписать в конспект значение  категорий!!

Классификация законов социологии может быть проведена по различным  основаниям:

  1. по степени общности эти законы могут быть подразделены на:
    1. общие (определяют развитие общества)
    1. специфические (характерные для отдельного элемента социальной системы социальной системы или части общества).
  1. По характеру или способу проявления социальные законы делятся на:
    1. Динамические (выражают жесткую однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направлении, факторы и формы социальных изменений);
    2. Статические (детерминируют социальные явления с определенной степенью вероятности, они отражают основные направления и тенденции социальных изменений в рамках сохранения данного социального целого).

 

Социальное равенство - общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определенной области. Политический аспект социального равенства заключается в рассмотрении правил общественного управления: право на участие в выборах, правила определения лидеров, права и обязанности лидеров, равенство перед законом, тогда как экономический подход рассматривает процесс распределения благ: право на работу, распределение ресурсов, равенство возможностей.

Социальное неравенство - форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Социальная несправедливость – состояние гражданского общества, при котором наблюдается ярко выраженная стратификация, вследствие которой происходят недовольства социальных масс по причине недовольства неравным социальным положением и невозможностью социализации своих личных прав.

Социальная свобода – возникающая и существующая в социальной деятельности неотъемлемая часть личности, проявляющаяся непосредственно при жизнедеятельности субъектов и их взаимоотношений, позволяющая реализовать человеку себя как индивид.

 

2. Социология как самостоятельная  наука имеет свои практические  задачи. Так, изучая общественную  жизнь в тех или иных формах  и сферах, она решает научные  проблемы, которые связаны с формированием  знаний о социальной действительности, разработкой методов социологических  исследований. Также социология  изучает проблемы, которые связаны  с преобразованием социальной  действительности, анализом путей  и средств целенаправленного  воздействия социального процесса. Социология обеспечивает обратную  связь управления обществом.

Функции социологии:

  1. Теоретико-познавательная (предоставляет новые знаний об обществе, социальных группах и индивидах, а также о закономерностях из поведения);
  2. Прикладная (представляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач);
  3. Функция социального прогнозирования и контроля (предупреждает  об отклонениях развития общества, а также прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития);
  4. Коммунистическая (разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества).

Структура социологии. Существуют 3 подхода  к структурированию данной науки:

  1. Предполагает обязательность наличия 3х взаимосвязанных между собой компонентов:
    1. Эмпирии (комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни);
    2. Теории (представляющая собой совокупность суждений, взглядов, моделей и гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов);
    3. Методологии (представляют собой системы принципов, лежащих в основе накопления, построение и применения социологического знания).
  2. «Целевой». Подразделяет социологическую науку на фундаментальную социологию и на прикладную. Фундаментальная социология ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу, которая представляет собой совокупность теоретических моделей и методов исследования, нацеленных на достижение реального социального эффекта).
  3. Делит науку на макро- и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социологические знания, а вторая изучает сферу непосредственного социального взаимодействия.

 

 

 

Тема №2: Общество и его социальная структура

С понятием в человеческом обществе связывают 2 главных периода:

  1. Период досоциального существования человека;
  2. Период социального существования человека.

Исходя из данной периодизации, можно  заключить, что общество определяется, как самая крупная совокупность людей, устойчиво связанных между  собой разнообразным взаимодействием  общей территории, истории и культуры.

В современной науке считают  близкими понятиями общества, государства  и страны, но не тождественными. Если общество – это сами люди, живущие  вместе и взаимодействующие друг с другом, то государство – это  управляющие ими органы власти, а  страна – это определенная территория, на которой обустроена жизнедеятельность  индивидов.

В социологии принято выделять следующие  типы обществ:

  1. По наличию письменности:
    1. Письменные;
    2. Неписьменные.
  2. По демократичности социально-политических отношений и открытости внешнему миру выделяют:
    1. Открытые;
    2. Закрытые.
  3. По виду господствующей религии;
    1. Исламские;
    2. Православные;
    3. Католические и т.д.
  4. По социально-экономическим признакам выделяют 2 подхода (системы):
    1. Марксистская система (формационный подход);
    2. Система 3х стадий (цивилизационный подход). О. Конт создал закон о трех последовательных стадиях развития общества (человека). На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.

Общество в целом является предельно  общим объектом социологического знания, что обуславливается следующими обстоятельствами:

  1. Общество представляет собой условную границу, за рамки которой социология по своей сущности не может выходить;
  2. Возникновение, существование и развитие социологии связано с необходимостью цивилизационного управления обществом, микро- и макросоциальными процессами, протекающими в нем;
  3. Правильное объяснение результатов конкретных социологических исследований на любом уровне оказывается объективно возможным без учета специфики общества, в котором они проводятся.

Общество – это социальная система, представляющая собой исторически  сложившуюся и развивающуюся  форму единства индивидов и социальных групп, обеспечивающую организацию, координацию  и взаимодействие. Общество характеризуется  рядом признаков:

  1. Наличие территории, обычно совпадающей с государственными границами. Территория – это основа социального пространства, в котором складываются и развиваются взаимодействия между индивидами и социальными группами.
  2. Наличие социальной структуры, т.е. устойчивых социальных связей, которые способствуют поддержанию и воспроизводству высокой интенсивности внутренних социальных взаимодействий.
  3. Самодостаточность, т.е. то, что позволяет обществу без вмешательства извне выполнить свое основное предназначение – предоставить людям такие формы организации жизни, которые облегчили бы им достижение личных целей.
  4. Общность культуры, которая представляет собой интегрирующую силу, участвующую в социализации каждого нового поколения и включающую его в сложившуюся системы общепринятых норм и правил.

Системный подход к анализу общества.

Система – это единое целое, состоящее  из взаимосвязанных элементов, и  способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Специфика социальной системы заключается  в том, что она складывается на базе социальных общностей, а ее элементами выступают люди, поведение которых  определяется их социальными статусами, конкретными социальными ролями, уровнем культурного развития, социальными  нормами и ценностями, принятыми  в данной социальной системе.

Каркас любой системы составляет ее структура. Структурой общества  являются индивиды, занимающие определенные позиции и выполняющие социальные функции. Именно социальная структура  определяет устойчивость и стабильность всего общества, как системы.

Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина