Социологи в системе обществееных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 09:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – определить место социологии в системе наук об обществе.
Задачи работы – изучить взаимосвязь социологии с другими науками, определить место социологии в системе наук об обществе и человеке.

Содержание

Введение
Место социологии в системе общественных наук
Социология и другие общественные науки
Взаимодействие социологии с философией
Взаимодействие социологии с историей
Взаимодействие социологии с политологией
Взаимодействие социологии с экономической наукой
Место социологии в системе наук об обществе и человеке
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Соцология реферат).docx

— 41.41 Кб (Скачать файл)

Для философии исходный пункт  исследования - это человек, а для  социологии - общество. Это не означает, что социология уходит от человека, общество в данном случае такой исходный пункт, за которым стоит весь мир  человека: его действия, социальные группы, социальные институты, социальные процессы, которые в конечном итоге  приводят к человеку с его потребностями  и интересами. Если философия изучает  сущность человека, личности, то социология – личность как социальный тип.

Целью для философии выступает  выработка мировоззрения, процесс  формирования, утверждения и ниспровержения которой может длиться в течение  целой эпохи или формации, а  для социологии – получение достоверной, истинной картины современного мира и решение конкретных общественных проблем своего времени.

Если философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, развитие которых происходит на основе цепи логических размышлений, то социология старается решать общественные проблемы на основе научных методов познания действительности. О том, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки, в свое время говорил  еще О. Конт.

Философия использует, например, диалектико-материалистический метод (это свойственно для сторонников марксизма) и исторический подход. Социология вырабатывает свой социологический подход – системный, различные методы: структурно-функциональный, сравнительно-типологический, типологический, интерпретации, социометрии и моделирования.

Философия и социология – это две самостоятельные социальные науки, которые находятся в отношении диалектического взаимодействия и тождества основополагающих принципов понимания мира, а не включение одного в другое, и тем более отношение части и целого, или субординации.

В то же время в основе многих понятий социологии лежат  категории, законы и принципы философии. Они являются продолжением и конкретизацией философских категорий, например: социальная общность, социальная структура, социальное взаимодействие, социализация, социальный контроль, социальные институты и  др.

Но, как уже говорилось, неправомерно будет сводить предмет  и категориальный фонд социологии к  социальной философии, так как для  социологии характерно рассмотрение общества в более специфических понятиях, чем философские абстракции. Также  для социологии очень важно, чтобы  их можно было соотнести с эмпирически  проверяемыми фактами. Ярким подтверждением этому является отмеченное выше высказывание В.А. Ядова: «Основные понятия макросоциологической теории, в отличие от философских категорий, – не материя и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не человек, но личность как социальный тип и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущностной глубинной основе, но скорее социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых – глубинные социальные отношения, непосредственно эмпирически не схватываемые, Т. к. они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкретизированы понятия частносоциологических теорий: ролевого поведения личности, форм социальной организации и др.» Из этого становится ясно, что философия не в состоянии непосредственно перерабатывать данные общественной жизни, только социологии под силу осуществить эту задачу, используя свои соответствующие уровни. Только с помощью социологии можно решать проблему человека конкретно-исторически, а не абстрактно. Несмотря на трудности становления социологии, она является наиболее развитой областью общественного знания, которая позволяет получить целостную картину отношения человека к миру.

 

2.2 Взаимодействие социологии с историей

Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности в их конкретных проявлениях. Они  обе воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Так или иначе, каждая из них базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни. Между данными науками существует множество точек соприкосновения и взаимодействия, несмотря на это, существуют и различия. Если история пытается реконструировать прошлую деятельность людей, обращая главное внимание на ее неповторимость и индивидуальность, то для социологии важнее социально типичное, процесс превращения единичного в особое и всеобщее. Если история преимущественно воспроизводит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum, то социология – in factum, Т. е. она способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. Если историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь при этом социальным планированием и прогнозированием.

Хотя знания о прошлом  очень важны, но они не в состоянии  полностью объяснить настоящее  и тем более помочь предвидеть будущее. Современность всегда отличается от прошлого. То, что раньше было целью  и результатом, в настоящее время  превращается в предпосылки, условия  и средства для новой деятельности. А задача социологии и состоит  в том, чтобы зафиксировать это  новое на уровне социально типичного.

В отличие от истории, которая  изучает все сферы, стороны, формы  проявления общественной жизни, социология изучает в обществе только «социальное». Поэтому объект социологии уже объекта истории.

Социологические выводы и  положения непосредственно опираются  на обобщение исторического опыта  и исторических фактов. Развитие исторических исследований является необходимым  условием, важной предпосылкой для  новых достижений в социологии и  недопущения в ней излишней абстрактности, отрыва от реальной действительности. Но вместе с тем расширение и углубление социологических исследований дает возможность историкам преодолевать описательно – фактологический подход при отражении исторического процесса, осуществлять более глубокий его анализ, поднимаясь до широких исторических обобщений. Таким образом, социология вместе с социальной философией выступает как общетеоретическая и методологическая основа исторической науки.

Следует отметить, что и  социология, и история сталкиваются с двумя проблемами. Во – первых, с наличием в обществе объективных, не зависящих от воли и сознания людей закономерностей, которые причинно детерминируют содержание, характер и направление его развития. Во – вторых, с существованием индивидуальных, неповторяющихся явлений и процессов, которые невозможно причинно объяснить, но которые носят закономерный характер, оказывая при этом существенное влияние на «зигзаги» в развитии общества и его истории.

 

2.3 Взаимодействие социологии с политологией

Тесная взаимосвязь между  социологией и политологией определяется тем, что, во – первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во – вторых, политическая деятельность это одна из основных форм жизнедеятельности личности и общностей, которая непосредственно влияет на социальные изменения в обществе; в – третьих, выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы; в – четвертых, политика очень широкое, сложное и многогранное явление, в связи с этим она находит свое проявление во всех сферах общественной жизни (социальная политика, экономическая политика, культурная политика и т.д.), при этом во многом определяет развитие общества в целом; в – пятых, общество нельзя понять и изменить без знания влияния, которое оказывают на него существующие в нем политические структуры и различные политические режимы.

Несмотря на это, социология и политология совершенно разные науки. Социология исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, изучает людей и общности как объекты и субъекты деятельности, отношений и поведения. Политология же изучает политическую действительность, политическую жизнь общества. Поэтому между этими двумя науками существует взаимодействие, и не случайно на их стыке возникла новая особая дисциплина – социология политики.

Важнейшим объектом рассмотрения социологии и политологии является гражданское общество. Но если социология анализирует гражданское общество с позиций его социальной структуры, социального статуса личности, классов  и других социальных групп, наций  и народностей, их взаимодействия и  т.п., то политологию в данном случае интересуют прежде всего права и обязанности гражданина, структура политической системы, политические отношения, место, роль и функции существующих политических институтов и организаций и т.д. Все силы политологии направлены на всеобщий анализ проблем власти. Социология же пытается раскрыть закономерности политической жизни, чтобы на основе этого оптимизировать ее структуры, органы власти и т.д., а это возможно только при условии изучения общества в целом как социальной системы, что и выступает предметом социологии.

 

2.4 Взаимодействие социологии с экономической наукой

Экономическая наука изучает  закономерности и формы развития отношений, которые складываются в  процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Так как основной формой деятельности общества выступает материальное производство, экономическая деятельность, то, естественно, социология тесно взаимодействует также и с теорией этой деятельности – экономической наукой. Ведь на эволюцию социальной деятельности, поведения и отношений оказывают прямое и опосредованное влияние как радикальные сдвиги в средствах труда, так и происходящие в связи с этим изменения места и роли человека в производственном процессе.

Трудовая деятельность меняется с учетом развития человека как социального  существа – что как раз и изучает социология. Ученые в развитых странах мира уже давно выявили взаимосвязь повышения производительности труда с увеличением потребностей работника, с формированием на рабочем месте человеческих отношений и т.п.

Таким образом, речь уже идет не о развитии работника как простого исполнителя и носителя определенных производственных функций, а о субъекте целостной сознательной деятельности, в которую включаются и целеполагание, и осуществление целей, и поиск  оптимальных путей их достижения, а значит, и постоянную корректировку  самой себя.

Так как условием жизнедеятельности  человека является способ производства, лежащий в основе всех социальных отношений и процессов, то естественно, что многие направления экономических  исследований непосредственно смыкаются  с направлениями социологических  исследований. В то же время многие направления социологических исследований (социология труда, социология города, социология деревни и др.) в значительной степени основываются на экономических  исследованиях.

 

 

 

 

3. Место социологии  в системе наук об обществе  и человеке

Социология занимает, благодаря  своей универсальности центральное  положение среди социальных наук. Социология специализируется, «проникает»  во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение  человека является ведущим и определяющим фактором.

Определяя место социологии в системе гуманитарных наук, необходимо подчеркнуть, что она как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции без взаимодействия с другими науками об обществе. В то же время социология является специфической наукой об обществе, включает в себя социологическую теорию, которая может использоваться другими гуманитарными науками.

В самом общем виде объектом социологии как науки является общество как целостный социальный организм, как социальная система, как исторически  развивающаяся форма совместной жизнедеятельности людей. Она изучает  определённую сферу действительности, имеющую относительную завершённость, наиболее общие свойства и закономерности, присущие всем социальным явлениям. Известно, что каждый из объектов «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта  и предмета социологии как науки  состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и  развития. Теоретики трактуют предмет  социологии по-разному. Э. Дюркгейм, например, определяет социологию «как науку об институтах, их генезисе и функционировании». По мнению Г. Зиммеля, «предмет социологии заключает в себе… отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчинёнными и бесконечное число других вопросов».

П. Сорокин предлагает следующее  определение: «Социология изучает  явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и  явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, – с другой».

Свое понимание предмета социологии дают Ю.Волков и И.Мостовая. Их точка зрения заключается в том, что «социология – это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности, или социальных организаций». Понятие организации, или социальной общности, может трактоваться и как глобальное (мировое) сообщество, и как общество в его традиционном смысле (национальное сообщество), и как микросообщество (социальная группа, секта, клан).

С.Фролов полагает, что социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах. В понятие социальной структуры он вводит взаимное расположение индивидов и групп в обществе, их взаимосвязи, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования социальных структур автор понимает прежде всего окружающую среду и культуру. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.

В.Н. Ковалёв рассматривает  предмет социологии как познание социальных отношений людей, которые  с наибольшей полнотой и конкретностью  раскрывают специфику механизмов взаимосвязи  и взаимодействия между общностями и индивидами.

Попытку дать развёрнутое  определение предмета социологии на основе уже существующих разработок предпринял российский учёный В. Ядов. На его взгляд, социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, социальных отношениях, взаимосвязи и взаимодействии между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями, а также о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Исходя из анализа сложившихся  подходов к определению объекта  и предмета социологии, можно прийти к следующему выводу. Что касается объекта социологии, то учёные выработали более – менее общий взгляд на его определение. В отношении же предмета социологии в науке существует большое разнообразие трактовок. Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания выделяются ключевые социальные явления. Обычно к ним относятся человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т.д.

Информация о работе Социологи в системе обществееных наук