Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:59, курсовая работа
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Введение
1. Студенчество как социальная группа.
1.1. Справка из энциклопедии.
1.2. Путь в студенты.
2. Студенчество в период реформирования российского общества.
2.1. Интеллектуально-нравственная дифференциация студенчества.
2.2. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции.
2.3. Социальные ресурсы и ожидания студенческой молодежи.
3. Социальный облик студенчества.
3.1. Социальный статус и самочувствие студента.
3.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.
3.3. Юноши и девушки о времени и о себе.
4. О рынке труда выпускников.
4.1. Трудоустройство молодых специалистов.
4.2. Выпускник ВУЗа и его будущая специальность.
4.3. Планы выпускников на предстоящую деятельность.
Заключение.
Список литературы.
Неблагоприятные условия досуговой деятельности и отдыха молодежи, а также недостаточность для нее социально-культурных благ не попали в число важнейших социальных проблем студенчества. Однако, это свидетельствует не столько об отсутствии проблемы организации досуга как таковой, сколько о том, что на фоне происходящих социальных и экономических катаклизмов она находится на втором плане, уступая место трудностям материального положения, плохому состоянию здоровья, безработице, опасение за безопасность родных и близких.
Нет открытия в том, что юноши-студенты в среднем гораздо больше тратят денег на досуговую деятельность, чем девушки-студентки. Объем расходов у студентов технического профиля значительно превышает соответствующие показатели по другим профессиональным направлениям.
3.3. Юноши и девушки о времени и о себе.
Современный этап в развитии российского общества определен учащейся молодежью как кризисный.
Отрицательные оценки кризиса сопровождались обозначением спада в экономике, анархией в социальной структуре, судорожными действиями в политике и свободой в нравах. Некоторые студенты утверждали, что развал преобладает во всем: «начиная с души и заканчивая экономикой». Отмечается ожесточение людей из-за отсутствия возможности удовлетворять основные потребности. Меняются отношения в кругу родственников, идет более осторожное планирование семьи.
В качестве положительной оценки отмечается уход от догм и то, что «в нравах стало свободнее».
Теперь обратимся к данным, позволяющим судить о духовном мире нынешней студенческой молодежи
Сначала несколько обобщенных сведений студенческой молодежи в целом по некоторым жизненно важным вопросам современного российского общества и видения себя в нем.
«Нравится ли Вам Ваше поколение?». Этот вопрос был задан 250 студентам различных курсов. Около 60% ответило утвердительно, 25% - отрицательно, 15% - «и да, и нет». Утвердительные ответы комментировались высказываниями: «Я считаю, что мое поколение более прогрессивно, мобильно, коммуникабельно, чем предыдущие поколения»; «Мое поколение – свободные люди, они знают, чего хотят, и смело идут навстречу будущему»; «Я знаю очень много умных, добрых, хороших, по-настоящему талантливых ребят, которые на самом деле представляют будущее России, и я верю, что они смогут возродить нашу страну и привести ее к процветанию»; «На моих сверстников можно положиться, в них много сил, энергии, из них получатся отличные специалисты в конкретных областях, и они смогут поднять экономику и культуру» и т.п. Скептические оценки сопровождались суждениями типа: «Многое нужно изменить в нынешней молодежи»; «Мои ровесники знают, что есть странные молодые люди, которые читают книжки, ходят по театрам и музеям. Но они считают, что намного ярче пройдет день, если собраться с друзьями, выпить по баночке и завалиться в какой-нибудь давно знакомый клуб»; «Мне ближе дух 40-х – 60-х годов, когда не было сегодняшнего вошедшего в душу равнодушия ко всему, не было этого цинизма и эгоизма».
Критические высказывания студентов согласуются c приведенными выше негативными выводами ученых. Что же касается позитивных оценок, молодые люди пытаются опровергнуть стереотипы, сложившиеся в сознании старшего поколения. Например: «Многие взрослые считают, что нам нужны только дискотеки, секс, наркотики, сигареты и выпивка. Не верно это. Время бесцельной, легкой жизни прошло. Мы учимся, развиваемся интеллектуально, ставим перед собой цели и пытаемся их достичь. Не скажу, что все такие, но нас большинство». Другой студент поясняет: «Мы идем в ногу со временем и ни за что не хотим отстать! Мы живем в собственном мире, который создан нами самими. Это вовсе не означает, что он примитивен и пуст. Мы наполняем его собственным смыслом. Наш век диктует нам свои законы, по которым нужно жить».
Самооценка поколения: отрицательные черты. Выявились десять «осуждаемых» студенчеством «пороков». Рассмотрим их с учетом ранжирования.
1. Бесцельное существование,
2. Алкоголизм, пьянство, наркомания, курение – способы личного разрушения здоровья.
3. Эгоизм, корыстолюбие, жадность, зависть,
отсутствие коллективизма,
4. Агрессивность, насилие,
5. Хамское поведение,
6. Лживость, лицемерие, безответственность, расхлябанность, предательство, ловкачество. Эти пороки превратились в «обычное явление», и вместе с тем они особенно ненавистны для дружелюбных и откровенных молодых людей. Около трети студентов заявили, что считают ложь и предательство самыми гнусными и отвратительными явлениями в общении между людьми.
7. Аморальность, распущенность, разврат. Степень порочности студентами оценивается по-разному. Рассадником порока, по мнению многих, являются телевидение и пресса, где царствуют «разврат и вульгарность, превращение самого сокровенного и таинственного в общедоступное и даже навязанное».
8. Безумное следование моде, глупое подражательство.
9. Отсутствие патриотизма, неумение ценить свою историю, равнодушие к судьбе России.
10. Зависимость от техники.
Самооценка поколения: положительные черты.
1. Целеустремленность, целенаправленность, деловитость, организованность.
2. Самостоятельность,
3. Жизненная активность, оптимизм,
уверенность в будущем,
4. Интеллектуальность, умственное
развитие, творческие способности
(креативность), талантливость –
это черты, которыми не без
основания гордится молодое
5. Стремление к знаниям,
6. Альтруизм, доброта,
7. Патриотизм к Родине, подобно
альтруизму, на фоне отрицательных
самооценок представляется
Я стою у истока волшебной реки.
С нарастаньем потока заблестят огоньки,
Все сильней и сильней будет сила огня,
Это – наша Россия. Что она для меня?
Она сила и мощь, она – песнь и душа,
Золотой чудный дождь, что ловлю, чуть дыша.
Я ее не отдам, в ней живу, в ней пою,
Я ее не продам, потому что люблю
Объяснение парадокса. Противопоставление положительных и отрицательных черт приводит к выводу о том, что молодое поколение делится не на две, на три части, не считая маргинального слоя. Во-первых, будущую интеллектуальную элиту следует отделить от молодежной массы. Основными критериями ограничения здесь могут служить целеустремленность, бесцельное существование, а вспомогательным – дополнительная деятельность. Целеустремленность и заинтересованность в приобретении полезных знаний – отличительное качество молодого человека, планирующего сделать успешную карьеру, добиться признания и самореализации. Это качество присуще большинству студенчества. Оно подтверждается фактом поступления в ВУЗ, которое часто требовало упорства, решительности и самостоятельности. Бездарные «папенькины сынки» и паразитирующая «золотая молодежь» быстро отторгаются студенческими коллективами. Вероятно, вне студенческой среды есть талантливые и волевые люди, целенаправленно занимающиеся образованием, но их шансы попасть в интеллектуальную элиту невелики. В наши дни путь к общественному знанию пролегает через вузовские аудитории.
Интеллектуал руководствуется иными нормами:
• эгоистическая направленность;
• допустимость насильственных действий по принципу «цель оправдывает средства»;
• утилитарное потребление
Будущему интеллектуалу
Поскольку социальные и психологические характеристики не дискретны, а непрерывны, то образуются промежуточные, маргинальные прослойки как между элитой массой, так и между интеллигентами и интеллектуалами.
Таким образом, интеллектуально-нравственную стратификацию молодежи можно представить следующим образом:
1) Интеллектуальная элита –
студенты, сознательно и энергично
стремящиеся к высшему
2) Неинтеллектуальная молодежная
масса, не обладающая высокой
образованностью, развитыми
3) Маргиналы.
4. О рынке труда выпускников.
4.1. Трудоустройство молодых специалистов
В сегодняшней России университеты, так же как и другие вузы, находятся в сложной ситуации, обусловленной переходом страны к рыночным отношениям и кризисным состоянием в экономических и социальной сферах. В прошлом любой советский вуз был частью единого народнохозяйственного комплекса и действовал в соответствии с организационными правилами, близкими к принципам работы обычного государственного предприятия, встроенного в систему планового хозяйства. Если предприятие выполняло утвержденные вышестоящим министерством или главком производственный и финансовый планы, то вуз по аналогичным планам осуществлял прием студентов и выпуск специалистов, проводя обучение в соответствии с государственными учебными планами.
Неукоснительное соблюдение всех этих планов, так же как и планов приема и выпуска, контролировало Министерство высшего и среднего специального образования, а в вузах, не имевших университетского статуса, курирование дополнительно осуществляли собственные министерства и ведомства. В большинстве случаев государственная система распределения неплохо решала проблемы трудоустройства молодых специалистов.
Экономические и организационные
изменения последних лет
Одной из проблем, связанных с изменениями на рынке труда, явилась проблема угрозы безработицы для молодых специалистов, оканчивающих вузы. Сегодняшние выпускники вузов стали одной из слабо защищенных в социальном отношении групп населения.
Сегодня можно говорить о существовании
следующих групп противоречий на
рынке труда молодых
• между социальными и
• между задачей повышения
• между теоретической
• между жизненными и профессиональными
планами выпускников и
• между интересами развития отдельного предприятия и интересами общества.
4.2. Выпускник вуза и его будущая специальность
Жесткая прежняя система обучения, почти полностью определявшаяся учебными планами и государственным заказом на специалистов, могла существовать только в рамках централизованной государственной системы и уже не отвечает меняющимся условиям свободной экономики. Поэтому теперь вузу нужно учиться прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля на пять – десять лет вперед и отвечать на него изменениями в учебных планах и программах.
Результаты ряда исследований последних лет свидетельствуют о том, что количество выпускаемых специалистов уже превысило спрос на них со стороны предприятий и организаций. Таким образом, было обнаружено, что для большинства выпускников получение дипломов и поиски места работы сейчас почти совпадают по времени.
Социологами была выявлена одна и та же общая для стран СНГ особенность – отставание в социализации у студентов на территории бывшего СССР по сравнению со студентами в странах с развитой рыночной экономикой. Тот факт, что в наших вузах студенты в основной массе пребывают долгое время «в безмятежном состоянии» и не задумываются над тем, что студенческие годы существуют не для того, чтобы спокойно проводить время, но, прежде всего для получения знаний, нужных в последующей практической работе – результат влияния стереотипов, укоренившихся в сознании и студентов, и их родителей еще в советский период.
Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции