Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:41, реферат

Краткое описание

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.
Круг и содержание стратегий
В тоталитарном обществе стратегия социальной политики сознательно формируется руководящим и направляющим Центром — монополистом власти, но такая стратегия может и отсутствовать, если социальные проблемы исключены из числа приоритетных.
В демократическом (гражданском) обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. Каждая из стратегий входит составной частью в ту или иную идеологию и программу общественного развития. В современной российской социально-политической жизни отчетливо представлены три стратегии.

Содержание

I. Стратегия социальной политики — социальный прогресс. Приоритеты социальной политики: сущность, основные направления 2
1. Стратегия социальной политики для современной России 2
2. Приоритеты: сущность, содержание и система 3
3. Общероссийские приоритетные проблемы социальной политики 3
II. Приоритеты социальной политики в сфере занятости и регулирования доходов населения 7
III. Приоритеты социальной политики в сфере социальной защиты населения 13
IV. Приоритеты социальной политики в сфере охраны здоровья населения 14
V. Приоритеты социальной политики в сфере формирования социо-культурной среды 16
VI. Приоритеты социальной политики в иных сферах жизнедеятельности государства и общества 21
Список используемой литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе.docx

— 77.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Содержание 1

I. Стратегия социальной политики — социальный  прогресс. Приоритеты социальной политики: сущность, основные направления 2

1. Стратегия социальной политики для современной России 2

2. Приоритеты: сущность, содержание и система 3

3. Общероссийские приоритетные проблемы социальной политики 3

II. Приоритеты социальной политики в сфере занятости и регулирования доходов населения 7

III. Приоритеты социальной политики в сфере социальной защиты населения 13

IV. Приоритеты социальной политики в сфере охраны здоровья населения 14

V. Приоритеты социальной политики в сфере формирования социо-культурной среды 16

VI. Приоритеты социальной политики в иных сферах жизнедеятельности государства и общества 21

Список используемой литературы 22

 

 

 

  1. Стратегия социальной политики — социальный прогресс. Приоритеты социальной политики: сущность, основные направления

  1. Стратегия социальной политики для современной России

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.

Круг и  содержание стратегий

В тоталитарном обществе стратегия социальной политики сознательно формируется руководящим  и направляющим Центром — монополистом власти, но такая стратегия может  и отсутствовать, если социальные проблемы исключены из числа приоритетных.

В демократическом (гражданском) обществе множественность  идеологий и субъектов порождает  разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. Каждая из стратегий входит составной частью в ту или иную идеологию и программу общественного развития. В современной российской социально-политической жизни отчетливо представлены три стратегии.

Сторонники  возврата к тоталитарному прошлому (пусть и в обновленном виде) предлагают в качестве стратегии  устойчивость социального положения  всех категорий граждан при условии  монополии на власть правящей группы (касты). Лозунг монополии на власть редко выдвигается впрямую, но логика намерений, предложений и программных  мер исходит из монополии на власть или подводит к ней. Такая стратегия  социальной политики не менее реалистична, чем две другие.

Стратегия социальной политики, свойственная последовательным буржуазным демократам (либералам), в  общем и целом подчинена такой  установке: сформировать реальную возможность  воспроизведения в обществе и  все большего закрепления значительного  социального неравенства.

Стратегия социальной политики, свойственная сторонникам  буржуазной диктатуры, отличается от буржуазно-демократической  стратегии скорее не целями, а средствами их достижения. Упор делается на прямое силовое насаждение и утверждение  государством капиталистического способа  производства.

Народно-демократическая  стратегия социальной политики в  современной Рос сии практически отсутствует из-за отсутствия демократического рабочего и профсоюзного движения. Эта стратегия может появиться позже. На первый план она выдвигает гарантированность условий развития на основе народной демократии, реального равноправия, недопущения эксплуатации, устранения классовых антагонизмов из жизни общества.

В отсутствии многосубъектного гражданского общества в России на современном этапе вся полнота исторической ответственности за социальное благополучие страны и ее граждан лежит на государстве. Со всей очевидностью следует признать, что в период «шоковых» реформ государство всецело стало защитником интересов только одной социальной группы — претендентов на роль крупных частных собственников. Государство не выполняло своей общественно-политической функции обеспечения основ социального перемирия и социальной устойчивости, социально сбалансированного учета интересов всех основных социальных сил. В итоге большая часть населения лишилась многих существенных параметров достигнутого прежде социального положения, было отброшено к решению задач выживания без развития. В обстановке затяжного шока и необходимости физического выживания население не сумело и не смогло воспользоваться правами и свободами, появившимся благодаря ликвидации тоталитарного режима Фактический мораторий на правопорядок, ставший необходимым сопровождением форсированного первоначального накопления, придал повышению экономической и социальной активности криминальный урон. В результате большинство населения не только не обрело достойного общественного положения, но и лишилось достойной перспективы. Социальная деградация, социальная дезинтеграция, даже необратимое социальное отчуждение (образование «социального дна») стали рас пространенным явлением.

В этой связи  в стране накопилось множество социальных проблем, требующих решения на основе выборе приоритетов.

  1. Приоритеты: сущность, содержание и система

Приоритеты социальной политики —

1) наиболее  важные, значимые, настоятельные проблемы, осознанные как перво очередные задачи социальной политики.

2) основополагающие  направления целевых действий  государства и общества, ориентированных  на решение наиболее значимых  социальных проблем в конкретном  пространственно-временном измерении

Приоритеты  определяются, исходя из состава, реальной взаимосвязи и остроты важнейших  социально-экономических и социально-политических проблем. Объективная основа приоритетности едина для борющихся в обществе социальных сил, каждая из которых предлагает свой вариант приоритетов социальной политики, опираясь на перспективные цели своего движения и свою идеологию.

При всех существующих в обществе различиях подходов и  представлений о приоритетах  могут быть все же выделены и содержательно  описаны группы проблем, каждая из которых  имеет общероссийское значение, а  все они вместе составляют систему приоритетных общероссийских проблем,

Система приоритетов  социальной политики — не что иное, как ее содержа тельная структура (каркас). Приоритеты суть проблемное видение основных, самых значительных противоречий сложившейся исторической ситуации, разрешение которых обеспечивает (предопределяет в основном) переход общества в качественно новую, более благоприятную ситуацию.

  1. Общероссийские приоритетные проблемы социальной политики

В современных  условиях правительству приходится решать сложнейшие задачи стабилизации при неуклонном продолжении избранного ранее курса преобразоании. Оппоненты правительства и президента как из «коммуно-патриотической», так и из «демократической» оппозиции настаиваю на решительной перемене или существенной корректировке самого курса. Эта общая диспозиция проявляется и в подходах к социальной политике.

В последние  годы реально посильная для правительства  постановка задач стабилизации выливалась его в обещание не допустить нового ухудшения положения большинства  населения. Это ставилось на место  приоритетной задачи социальной политики на ближайшие годы.

Сторонники  перемены или существенной корректировки  курса полагали, что в такой  постановке задача стабилизации и невыполнима, и недостаточна. За годы реформ неблагополучие в социальной сфере вылилось в  заметные процессы массовой деградации населения вплоть до образования  многомиллионного (порядка 10 миллионов) «социального дна». Сверхприоритетной проблемой социальной политики становится сегодня недопущение массовой деградации и люмпенизации населения. Задача борьбы с бедностью сегодня уже отстает от потребностей обеспечения национальной безопасности России.

Сохранение  принятого в 1991 году общего курса  делает не менее острой, чрезвычайной (в силу прямой увязанности с обеспечением национальной безопасности) проблему сохранения независимости страны, предотвращения пре вращения России в колонию или полуколонию «Большой семерки». Социально-политический аспект этой проблемы в следующем.

Страна пробует  выйти из трудностей, опираясь на свою нужность мировому хозяйству В этом желании войти в международное разделение труда нет опасностей, а есть даже благо, если страна сохраняет экономическую независимость. Тогда она направляет эффект, получаемый от международного сотрудничества, на решение внутренних социальных и экономических проблем и тем самым улучшает общее положение дел в стране. Колониальная зависимость начинается с того, что выгодные для международного сотрудничества отрасли перестают быть собственностью дан ной страны, становятся собственностью иностранного капитала. Иностранный капитал распоряжается эффектом, полученным от международного экономического сотрудничества, совсем не так, как независимая страна. Он не вкладывает этот эффект в улучшение социально-экономической ситуации, в преодоление кризиса тех или иных отраслей и регионов. Связь разных отраслей национального хозяйства разрывается. Экспортные отрасли больше не служат поддержкой и опорой неэкспортных отраслей. Последние больше не имеют шансов выкарабкаться, подняться. Они загнивают и деградируют, отстают все больше и больше.

Население колонизуемой страны также постепенно разделяется  на две неравные части. Одна — работники  экспортных отраслей - включена в мировой  рынок и имеет более или  менее устойчивое положение. Уровень  жизни здесь в несколько раз  выше, чем у остального населения, хотя он в несколько раз ниже, чем при таких же занятиях в  развитых капиталистических странах. А вот остальное население  колонии или полуколонии (и это  обычно 75-85% населения) прозябает, оказывается  как бы лишним и не имеющим шансов на достойную перспективу. Они как  бы попадают в резервацию.

Воспрепятствовать превращению России в резервацию рыночно-неконкурентоспособного большинства  населения пока еще можно. Но с  каждым годом все труднее.

Таковы два  чрезвычайных приоритета социальной политики трудящихся. На ряду с ними обозначим другие приоритеты:

  1. необходимо преодолеть вопиющую социальную несправедливость, созданную принудительной приватизацией в ходе шоковых реформ. Итоги работы нескольких поколений оказались присвоенными «властными элитами», кучкой мошенников и финансовых спекулянтов. Массовое несогласие населения с итога ми приватизации, массовое ощущение несправедливости, учиненной приватизаторами, стало серьезным фактором социальной вражды в обществе и неблагоприятного климата для законного предпринимательства;
  2. необходимо кардинально оздоровить процесс перехода к новой системе ценностей, к новым доминирующим идеологиям.

Нынешнее  российское государство закладывает  основы и поощряет углубление страшнейшего духовного раскола в обществе. Власти культивируют ценности и идеологии, воспринимаемые многими в обществе как чуждые. Фактически создалось  положение, при котором капитал  уже получил реальные преимущества в пропаганде и культивировании  угодных ему идеологий и ценностей. Под покровительством государственных  властей осуществляется навязчивая американизация и внедряется люмпенизирующая массовая культура.

Общество  заинтересовано в укреплении в новых  условиях высоких гуманистических  ценностей, таких как справедливость, высокая нравственность в труде, в быту, в повседневном общении, социальная защищенность, взаимопомощь;

  1. необходимость создать демократическую систему социальной защищенности. Непременной предпосылкой создания демократической системы социальной защищенности является отказ государства от функции активного нападающего на уровень жизни населения, освоение, наконец-то, государством своих конституционных социально-защитительных функций;
  2. обеспечение условий возрастания общественно полезной и эффективной экономической активности;
  3. обеспечение экологической безопасности и здоровья народа на уровне требований современного мирового сообщества;
  4. предотвращение разрушение социальной инфраструктуры, придание им пульсов развития отраслям социального обслуживания:
  5. нормализация политики доходов на основе решения, как минимум следую щих ключевых проблем:
    • форсированное восстановление дореформенного уровня необходимого продукта (оплаты труда и социального обслуживания);
    • прекращение использования инфляции и гиперинфляции (и в скрытых, и в от крытых формах) как инструмента экономической политики государства Обеспечить полную индексацию доходов и гарантировать неукоснительную экономическую и юридическую ответственность виновников несвоевременной выплаты доходов;
    • нормализация налоговой политики и налоговую систему, отменить прогрессивный подоходный налог со средней заработной платы, заработки ниже сред него уровня полностью освободить от подоходного налога;
    • запрещение использования правительством каких-либо базовых нормативов регулирования доходов кроме установленного законом прожиточного минимума (а как неотложная мера -— запрет на использование так называемого физиологического минимума);
    • восстановление и гарантия внебюджетного характера расходования страховых фондов, сохранение обязательного государственного страхования
    • восстановление системы компенсации производственных рисков в сочетании с запретом социально недопустимых рисков на производстве.

Информация о работе Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе