Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, лекция
Социальный конфликт – это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга.
Конфликт имеет свой объект. Объект конфликта – это истинная причина по которой происходит столкновение, мотивация и силы участников. Предмет конфликта – это те противоречия между сторонами, которые они пытаются разрешить. В предмете конфликта выражается его сущность. Объект конфликта может быть явным или скрытым, а предмет всегда проявляется отчётливо.
Структура конфликта:
1.наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
3.характер разрешения спора (мирный либо насильственный).
Субъект конфликта – это его активная сторона, способная по своей воле создавать конфликтную ситуацию и влиять на неё.
Причины конфликтов делятся на:
1. психологические (несовместимость, антипатия, стремление личностей к власти, лидерству);
2. социальные (столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречия между материальными интересами).
3. экономические (борьба за перераспределение доходов).
Конфликты подразделяют на различные виды.
По месту и охвату социальной пирамиды конфликты делят на горизонтальные и вертикальные;
По характеру все конфликты делят на: конфликты, имеющие контактный, открытый характер (война, революция); конфликты. Имеющие скрытый, бесконтрольный для противоборствующих сторон характер.
По длительности конфликты делят на: долговременные, краткосрочные.
По сферам социальной деятельности конфликты делят на: экономические, административно-управленческие, политические. национальные, религиозные, военные и т.д.
По количеству и составу участников конфликты дифференцируют на: личностные, групповые, классовые, этнические, межгосударственные, межконфессиональные, идеологические.
По способам разрешения конфликты бывают: мирными и вооружёнными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты классифицируют как межличностные, межгрупповые, социетальные (на уровне одной нации), международные, всемирные (глобальные) [3, с. 240].
Стадии социального конфликта:
1. Предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий;
2. Стадия активного протекания конфликта с использованием различных методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
3. Стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы до полного или частичного разрешения [4, с. 237].
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учётом остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
- образование конфликтных групп, которое зависит от технических, социальных и политических условий;
- чем больше власть связана с перераспределением ресурсов, тем острее конфликт;
- увеличение числа бедных в обществе ведёт к возможности насильственного разрешения конфликта;
- замедление вертикальной мобильности ведёт к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
- возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
- чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
- чем больше насилия в конфликте, тем выше темпы структурных изменений в обществе [3, с. 240].
Функции социального конфликта делятся на негативные и позитивные.
Введение
3
Рабочая программа
6
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
13
Конспект учебного материала
13
Практические задания
25
Модуль 2. История становления и развития социологии.
32
Конспект учебного материала
32
Практические задания
61
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
66
Конспект учебного материала
66
Практические задания
73
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.
79
Конспект учебного материала
79
Практические задания:
91
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.
97
Конспект учебного материала
97
Практические задания
108
Модуль 6. Социальная структура и стратификация.
115
Конспект учебного материала
115
Практические задания
121
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.
128
Конспект учебного материала
128
Практические задания
136
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.
142
Конспект учебного материала
142
Практические задания
149
Модуль 9. Социальные конфликты.
154
Конспект учебного материала
154
Практические задания
161
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.
166
Конспект учебного материала
166
Практические задания
174
Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.
179
Конспект учебного материала
179
Практические задания
186
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.
190
Конспект учебного материала
190
Практические задания
196
Контрольный модуль
198
Тестовые задания
200
Тематика рефератов
220
Контрольные вопросы
221
Краткий словарь
226
Учебная литература
26. Используя литературу, предложенную в списке по учебному модулю, сравните развитие социологии как науки в России и Западной Европе по следующим критериям:
Условия для развития науки: |
Россия |
Западная Европа |
Вклад в мировую научную мысль (научные достижения): |
||
Наиболее известные учёные: |
27. Охарактеризуйте основные
Работа с текстом:
1. Ознакомьтесь с отрывком из произведения Пьера Бурдье «Социальное пространство и символическая власть» и ответьте на вопросы в конце текста:
«Теоретические принципы моей концепции в двух словах можно определить как конструктивистский структурализм или структуралистский конструктивизм, не идентифицируя их, однако, со структурализмом Ф.де Соссюра или К. Леви-Стросса и их последователей. Структурализм, как я его понимаю, признает существование в самой социальной системе (а не только в символических системах, языке, мифах и т.д.) объективных структур, не зависящих от сознания и воли субъектов, и способных стимулировать или сдерживать их действия и стремления. Конструктивизм, как я считаю, — это утверждение социогенеза, в котором участвуют, с одной стороны, модели восприятия, мышления, поведения, составляющие то, что я называю габитусом, а с другой стороны — социальные структуры, в частности те, которые я называю полями и группами, включая так называемые социальные классы».
Цитата из: Пьер Бурдье Социальное пространство и символическая власть / Pierre Bourdieu. Espace social etfouvoir symbolique. In: P. Bourdieu. Choses dites. Paris: Editions de Minuit, 1987. / Editions de Minuit, 1987. / Перевод к.ф.н, В.И.Иванова / Материалы Интернет.
Вопросы по тексту :
1. К какому направлению в социологии принадлежит П. Бурдье? Как он сам называет свою концепцию?
2. Что такое «социогенез»?
3. Кто такие К. Леви-Стросс и Ф. Соссюр? Какое направление в социологии они представляют?
2. Ознакомьтесь с отрывком из произведения М. Вебера «Наука как призвание и профессия» и ответьте на вопросы в конце текста:
«Есть такое мнение — и я его поддерживаю, — что политике не место в аудитории. Студенты в аудитории не должны заниматься политикой. Если бы, например, в аудитории моего прежнего коллеги Дитриха Шефера в Берлине пацифистски настроенные студенты стали окружать кафедру и поднимать шум, то я счел бы такое поведение столь же примитивным явлением, как и то, что делали антипацифистски настроенные студенты в аудитории профессора Фёрстера, воззрения которого я совсем не разделяю.
Впрочем, политикой не должен заниматься в аудитории и преподаватель. И прежде всего в том случае, если он исследует сферу политики как учёный. Ибо практически — политическая установка и научный анализ политических образований и партийной позиции — это разные вещи. Когда говорят о демократии в народном собрании, то из своей личной позиции не делают никакой тайны: ясно выразить свою позицию — здесь неприятная обязанность и долг — слова, которые при этом употребляются, выступают в таком случае не как средство научного анализа, а как средство завербовать политических сторонников. Они здесь — не лемехи для взрыхления почвы созерцательного мышления, а мечи, направленные против противников, средство борьбы. Напротив, на лекции или в аудитории было бы преступлением пользоваться словами подобным образом. Здесь следует, если, например, речь идет о «демократии», представить ее различные формы, проанализировать, как они функционируют, установить, какие последствия для жизненных отношений имеет та или иная из них, затем противопоставить им другие, недемократические формы политического порядка и по возможности стремиться к тому, чтобы слушатель нашел такой пункт, исходя из которого он мог бы занять позицию в соответствии со своими высшими идеалами. Но подлинный наставник будет очень остерегаться навязывать с кафедры ту или иную позицию слушателю, будь то откровенно или путем внушения…».
Цитата приводится по изданию: Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. —808 с.— (Социологич. мысль Запада). / Материалы Интернета.
Вопросы по тексту:
1. Согласны ли Вы с мнением автора, что политике не место в аудитории?
2. Кем по национальности был М. Вебер?
3. Что Вы знаете о политических пристрастиях М. Вебера?
4. Знаете ли Вы, какие политические
условия были в период
5. Как М. Вебер представляет себе
идеального учёного-
6. Познакомьтесь с биографией
М. Вебера и ответьте на вопрос:
удалось ли ему самому
7. Пробовал ли свои силы М. Вебер как политик-практик? (См. книгу: «Макс Вебер за 90 минут» / Сост. Д. Митюрин. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.)
Творческое задание:
1. Изучите соответствующий
учебный материал* и ответьте: в
чём различие между «
Рекомендуемая литература: «История социологии: Учеб. пособие» / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова, Т.Г. Румянцева, А.А. Грицанов; под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Выш. школа, 1997.
2. Изучите творчество
П.Сорокина и дополните
Название произведения: |
Год создания: |
«Преступление и кара, подвиг и награда» |
1913 |
«Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп» |
1921 |
«Проблемы социального равенства» |
1917 |
«Система социологии» |
1920 |
…….. |
…….. |
Темы для сообщений и докладов:
1. Творчество и биография П. Сорокина.
2. Социальная психология Г. Тарда.
3. Социологическое учение В. Парето.
4. Психоаналитическая концепция З.Фрейда.
5. Вклад в социологию Э. Фромма.
6. Творчество Э.Дюркгейма.
7. М. Вебер: жизнь и творчество.
8. Развитие социологии в Беларуси.
9. Развитие социологии в России.
10. Вклад в социологию К. Поппера.
11. Вклад в изучение бюрократии М. Вебера.
12. Становление и развитие
Литература, рекомендуемая для подготовки сообщений и докладов:
1. История социологии: Учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова, Т.Г. Румянцева, А.А. Грицанов; под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Вышая школа, 1997. – 381 с.
2. Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд., испр. – Москва: Книжный дом «Университет», 2000. – 216с.
3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 352 с.
4. Сорокин, П. Самоубийство как общественное явление / П. Сорокин // Социологические исследования. – 2003. – № 2. – С. 104 – 114.
5. Данилов, А.Н. Становление
и развитие социологии в
6. Мазаник, М.Н. Проблема человека в психоаналитической социологии Эриха Фрома / М.Н. Мазаник // Социология. – 1999. – № 4. – С. 87 – 90.
7. Екадумова, И.И. Концепция
индивидуальной свободы в
МОДУЛЬ 3.
ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА.
Вопросы:
В современной социологии при анализе общества используется системный подход. Выясним, что такое система?
Система (systema – лат.) – это целое, состоящее из частей, соединённое; это множество элементов, находящихся в отношениях и связанных друг с другом, образующих определённую целостность, единство [1, с. 52].
Общество – это система, состоящая из подсистем:
Экономическая подсистема представляет собой сложное системное образование, включающее: производство, распределение, перемещение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда, экономическое стимулирование различных видов деятельности, финансовые, кредитные, банковские и иные, подобные им организации и учреждения. Политическая подсистема охватывает всю совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и их группами, политическое устройство общества, режим власти, органы государственной власти, деятельность политических партий, общественных организаций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, структурную организацию власти, наличие политических прав и свод граждан, а также ценности, нормы и правила, регулирующие политическое поведение индивидов и социальных групп[2, с. 165]. Культурная подсистема включает в сея образование, искусство, религию, мораль, философию, науку и т.д.; организации и учреждения культуры: театры, концертные залы, филармонии, кинотеатры, средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио) и т.д.
Социальная подсистема – это исторически изменяющаяся, основанная на социальных взаимодействиях, трудовых актах, форма жизнедеятельности людей, реализующаяся в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, групп и отдельных личностей, и интегрирующую собой все остальные структурные компоненты общества [2, с. 164].
Социальная подсистема включает в себя:
1. Социальную
и этносоциальную структуру
2. Территориальную и профессиональную структуру;
3. Социально-демографические характеристики общества;
4. Социальные институты, организации, общности, группы, их соц. статусы и роли.
Т.о. социальная система – определённое целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи Свойства соц. системы не сводимы к сумме качеств её элементов [2, с. 164].
Исходя из теории систем и социологических характеристик конкретных обществ, полученных в результате анализа их исторического развития, можно определить основные универсальные характеристики общества.
Основные характеристики общества:
1. Целостность;
Учитывая данные универсальные характеристики, уточним определение общества:
Общество – это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей; это своеобразный организм или система, обладающая свойствами состоять из элементов, пространственными и временными границами своего существования. Таким образом, общество находится на конкретной территории и имеет конкретные временные рамки существования. Сравнивая понятия «общество» и понятие «страна», социологи заметили, что между ними существует сходство. Характеризуют общество как организацию людей: территория, на которой происходит консолидация социальных связей; универсальность, многообразие социальных связей, отношений, общностей, сложившиеся в рамках определённой территории; автономность (способность существовать самостоятельно); интегративность (включённость всех индивидов, социальный порядок).
Общество обладает такими механизмами саморегуляции, которые позволяют ему поддерживать отношения между институтами и общностями, интегрировать социальные новообразования и подчинять своей логике поведение основной массы населения, побуждая людей, живущих на данной территории, воспроизводить в своих действиях единую ткань многообразных социальных взаимодействий.
Общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности [2, с. 159].
Отличительные признаки общества:
1. Социальность;
2. Взаимодействие между людьми;
Информация о работе Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов