Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, лекция
Социальный конфликт – это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга.
Конфликт имеет свой объект. Объект конфликта – это истинная причина по которой происходит столкновение, мотивация и силы участников. Предмет конфликта – это те противоречия между сторонами, которые они пытаются разрешить. В предмете конфликта выражается его сущность. Объект конфликта может быть явным или скрытым, а предмет всегда проявляется отчётливо.
Структура конфликта:
1.наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
3.характер разрешения спора (мирный либо насильственный).
Субъект конфликта – это его активная сторона, способная по своей воле создавать конфликтную ситуацию и влиять на неё.
Причины конфликтов делятся на:
1. психологические (несовместимость, антипатия, стремление личностей к власти, лидерству);
2. социальные (столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречия между материальными интересами).
3. экономические (борьба за перераспределение доходов).
Конфликты подразделяют на различные виды.
По месту и охвату социальной пирамиды конфликты делят на горизонтальные и вертикальные;
По характеру все конфликты делят на: конфликты, имеющие контактный, открытый характер (война, революция); конфликты. Имеющие скрытый, бесконтрольный для противоборствующих сторон характер.
По длительности конфликты делят на: долговременные, краткосрочные.
По сферам социальной деятельности конфликты делят на: экономические, административно-управленческие, политические. национальные, религиозные, военные и т.д.
По количеству и составу участников конфликты дифференцируют на: личностные, групповые, классовые, этнические, межгосударственные, межконфессиональные, идеологические.
По способам разрешения конфликты бывают: мирными и вооружёнными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты классифицируют как межличностные, межгрупповые, социетальные (на уровне одной нации), международные, всемирные (глобальные) [3, с. 240].
Стадии социального конфликта:
1. Предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий;
2. Стадия активного протекания конфликта с использованием различных методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
3. Стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы до полного или частичного разрешения [4, с. 237].
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учётом остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
- образование конфликтных групп, которое зависит от технических, социальных и политических условий;
- чем больше власть связана с перераспределением ресурсов, тем острее конфликт;
- увеличение числа бедных в обществе ведёт к возможности насильственного разрешения конфликта;
- замедление вертикальной мобильности ведёт к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
- возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
- чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
- чем больше насилия в конфликте, тем выше темпы структурных изменений в обществе [3, с. 240].
Функции социального конфликта делятся на негативные и позитивные.
Введение
3
Рабочая программа
6
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
13
Конспект учебного материала
13
Практические задания
25
Модуль 2. История становления и развития социологии.
32
Конспект учебного материала
32
Практические задания
61
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
66
Конспект учебного материала
66
Практические задания
73
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.
79
Конспект учебного материала
79
Практические задания:
91
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.
97
Конспект учебного материала
97
Практические задания
108
Модуль 6. Социальная структура и стратификация.
115
Конспект учебного материала
115
Практические задания
121
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.
128
Конспект учебного материала
128
Практические задания
136
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.
142
Конспект учебного материала
142
Практические задания
149
Модуль 9. Социальные конфликты.
154
Конспект учебного материала
154
Практические задания
161
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.
166
Конспект учебного материала
166
Практические задания
174
Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.
179
Конспект учебного материала
179
Практические задания
186
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.
190
Конспект учебного материала
190
Практические задания
196
Контрольный модуль
198
Тестовые задания
200
Тематика рефератов
220
Контрольные вопросы
221
Краткий словарь
226
Учебная литература
3. Территория (социальное пространство);
4. Наличие социального времени;
5.Саморегуляция, самоутверждение, самопознание социальных процессов;
6. Наличие социальных институтов;
7. На все изменения оказывают влияние сознание, воля и деятельность людей;
8. Наличие социальной структуры [2, с. 160 – 163].
Структурные компоненты общества это множество индивидов (личностей); социальные статусы, занимаемые людьми в обществе; социальные роли, выполняемые людьми; социальная структура включающая территориальные, этнические и иные общности; социальные взаимодействия людей.
В качестве системного образования общество рассматривает социолог Т. Парсонс. В литературе модель социальной системы Т. Парсонса получила название «Система AGIL» [3, c. 50]. Учёный считает, что общество как система выполняет четыре функции, каждая из которых реализуется определённой его подсистемой: адаптацию общества к природе обеспечивает экономика; целеполагание в развитии общества осуществляется политикой; интеграцию общества обеспечивает сфера гражданского общества «социентальная общность»; легитимизацию (поддержание латентного порядка) осуществляет культурная подсистема. Средствами обмена в соответствующих социальных подсистемах служат: в экономике – деньги, в политике – власть, в гражданском обществе – влияние, в культурной сфере – обязательства.
Модель социальной системы Т. Парсонса можно представить в виде таблицы.
Таблица. «Система AGIL» Т. Парсонса*
функции |
подсистемы |
Организации, институты | ||
инструментальные |
Внешние |
Адаптивная (А): приспособление |
экономика |
Заводы, банки |
Целенаправленная (G): целедостижение |
политика |
Государственные органы | ||
Экспрессивные |
Внутренние |
Интегративная (I) объединение |
Социальный контроль |
Культурные ценности, общ. организации |
Латентная (L): скрытое удержание образца |
Социализа-ция |
Семья, образование |
* Таблица составлена на основе источника [3, с. 50].
Специфической особенностью общества как системы, является социальность – свойство связей и отношений, создаваемых отдельными людьми, их группами и общностями в процессе общения и совместной деятельности в конкретных исторических условиях.
Поскольку общество развивается, оно проходит различные исторические этапы. Условия существования различных обществ зависят от исторических и природных факторов. Для исследования важное значение имеет типология обществ, т.е. соотнесение их с определёнными типами на основании существенных признаков и отличительных особенностей. Существует несколько таких типологий.
Типология обществ К. Маркса:
1. Первобытно - общинный тип общества;
Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, А. Тойнби (2-я пол. ХІХ – нач. ХХ стст.) предлагали делить общества на: традиционные (военные) и индустриальные (промышленные).
Традиционное общество, согласно данной типологии, отличается аграрным укладом жизни, малоподвижными социальными структурами, основанными на традиции способами социокультурной регуляции, низкими темпами развития производства.
Промышленное общество представляет собой такой тип организации общественной жизни, где индустриальное производство – основа экономической жизни, где производственная деятельность базируется, в основном, не на традиции, а на достижениях науки, где господствует рациональная система хозяйства со свободной торговлей и общим рынком [2, с. 170].
А. Белл, Р. Арон, Ж. Фурастье, Дж. Гелбрейт и др. (2-я пол. ХХ ст.) предлагали делить общества на:
Последняя типология обществ наиболее часто используется в современной социологии.
В обществе аграрно-ремесленного типа земля является основой экономики, семейной организации, политики, культуры, всей жизни. В этом обществе господствует простое разделение труда, существует несколько чётко разделённых социальных сословий. Для него характерна авторитарная система власти.
Общество индустриального типа характеризуется крупным машинным производством, развитой системой разделения труда при его сильной специализации, массовым производством товаров, ориентированным на рынок. Следствием этого являются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и его урбанизации.
Общество постиндустриального типа характеризуется переходом от ведущей роли промышленности к утверждению науки в роли основного производственного инструмента. Возникают новые виды наукоёмкого промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, биотехнологии, нанотехнологии и т.д. Резко возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату приходит «когнитариат», т.е. работники, способные качественно трудится с применением знания всё более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникативных средств, которые становятся новой производительной сферой. Расширяется сфера надомного труда, сфера услуг. Научное знание становится не только важнейшим ресурсом новых, высоких технологий и связанной с ними новой экономики, но и всех других сфер человеческой деятельности, включая появление новых властных возможностей [2, с. 171].
О. Тофлер считает, что аграрно-ремесленная цивилизация просуществовала примерно 8-9 тысяч лет, индустриальная цивилизация реализовала себя за 200-300 лет, а идущая ей на смену постиндустриальная цивилизация реализует своё содержание, достижения и сущность за несколько десятилетий [2, с. 172]. Таким образом, по мнению, обществоведов, в развитии общества наблюдается ускорение, чем ближе к современному состоянию, тем быстрее темпы развития общества. Кроме того, различные регионы (страны), различные общества развиваются неравномерно (сравните развитие африканских и европейских стран). История общества изобилует примерами, когда отдельная страна или целый регион испытывали социальный регресс (например, устанавливались фашистские режимы). Исходя из исторического анализа, социологи формулируют общие законы развития общества [4, с. 107].
Законы развития общества:
Можно сделать вывод, что общество это не любая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие. Как способ объединения людей общество характеризуется следующими признаками: наличие постоянной территории; самовоспроизводство, т.е. пополнение преимущественное благодаря деторождению; общностью культуры, обеспечивающей единство системы ном и ценностей, лежащих в основе социальных связей; самодостаточность, имеется ввиду самоуправление и политическая независимость. В развитии общества прослеживаются определённые законы и закономерности, опираясь на которые учёные выделяют стадии в развитии общества.
3.Проблемы социокультурных
Традиционно принято считать, что культура – это то, что создано человеком, а природа – всё то, что существует независимо от человека, человек сам является частью природы. Вместе с тем, общество также
создано человеком, в тоже время, это особившаяся часть природы. В социологии под культурой понимается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое каждым поколением и группой [3, с. 40]. Природная среда воздействует на социальную жизнь. Однако, человек создаёт как бы собственную природную нишу, которая благодаря науке, технике, культуре, социальным институтам и т.д. усиливает его независимость от природной среды. Поэтому, социологи говорят о сложившейся социокультурной системе, регулируемой на основе принятых ценностей, норм поведения людей, выработанных правил, стандартов хозяйственной деятельности, организации общественно-политической жизни [6, с. 90].
Культура – специфический способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире [2, с. 306].
В культуре как системе взаимодействуют 3 компонента:
а) деятельность общественного человека, направленная на создание ценностей;
б) совокупность достижений общества, воплощённых в ценностях;
в) процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения материальных и духовных ценностей.
Своеобразие социологического исследования культуры состоит в том, что на первый план в нём выдвигается человеческая сущность культуры, кроме того, человек рассматривается как творец культуры, её ценностей, как субъект и объект одновременно [6, с. 338].
Роль культуры в социальных процессах трудно переоценить. Воздействие культуры на общество осуществляется разными путями: а) через социализацию личности; б) путём создания ценностей и их внедрения в общественное сознание; в) через вырабатываемые культурой образцы поведения; посредством моделирования социальных институтов и социальных систем.
Общая культура сплачивает людей Взаимопонимание, доверие и сочувствие всегда более свойственны людям в отношении «своих», что выражается в общих вкусах, интересах, манере общаться и других аспектах культуры. В тоже время культура не только укрепляет
солидарность, но и разобщает людей, становясь причиной конфликтов [1, с. 60].
Конспект учебного материала составлен на основе литературы:
1.Екадумова, И.И., Мазаник, М.Н. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы. – Минск: «ТетраСистемс», 2010. – 175 с.
2. Бабосов, Е.М. Общая социология: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов – 3-е изд. – Минск: «ТетраСистемс», 2006. – 640 с.
3.Исаев, Б.А. Социология. Краткий курс / Б.А. Исаев. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 224 с.
4. Елсуков, А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учебное пособие / А.Н. Елсуков. – Минск: «ТетраСистемс», 2003. – 240 с.
5. Кравченко, А.И Социология: учебник / А.И. Кравченко. – Москва: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 536 с.
6. Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева – Москва: ИНФРА-М, 2007. – 654 с.
7. Степин В.С. Системный подход и синергетическая парадигма // Социология. – 2003. – N 4. – С. 3 – 17.
Практические задания:
1. Дайте определения термина «система». Можно ли рассматривать общество как систему? Что такое «социальная система»?
2. Какие подсистемы в обществе как системе можно выделить? Охарактеризуйте их.
3. Назовите элементы социальной подсистемы.
4. Охарактеризуйте общество как целостное, динамично развивающееся, системное образование.
5. Назовите основные компоненты структуры общества.
6. Чем близки понятия «общество»
и «страна» и чем они
7. Расскажите о модели
8. Что положено в основу
9. Кто предложил делить общества на традиционные (военные) и индустриальные (промышленные)?
10. Расскажите о современной типологии обществ, принятой в социологии.
11. Какие законы развития
12. Как взаимосвязаны культура и общество?
13. В чём своеобразие
14. Как взаимодействуют общество, культура и природа?
Работа с текстом:
1.Прочитайте и проанализируйте отрывок из произведения Э. Тоффлера «Третья волна»*. Ответьте на вопросы в конце текста.
*Очередная волна, как ее описывает Э. Тоффлер, является грандиозным поворотом истории, величайшей трансформацией, всесторонним преобразованием всех форм социального и индивидуального бытия. Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Э. Тоффлер анализирует особенности грядущего мира, экономической основой которого станут, по его мнению, электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. Это и есть Третья волна, которая придёт на смену аграрной (Первая волна) и промышленной (Вторая волна).
«<…> Вплоть до 1650-1750 гг. мы можем говорить о Первой мировой волне. Несмотря на то что в сельскохозяйственной цивилизации были отдельные вкрапления примитивных культур, а также намёков на индустриальное будущее, в целом она преобладала на всей планете, и казалось, что так будет во веки веков. Таким был мир, в котором произошел взрыв индустриальной революции, запустивший Вторую волну и породивший странную, могущественную и лихорадочно активную контрцивилизацию. Индустриализм – нечто большее, чем дымящие трубы и поточные линии. Это богатая многосторонняя социальная система, касавшаяся любого аспекта человеческой жизни и нападавшая на любое проявление прошлого, связанного с Первой волной. <…> Она принесла с собой типовые здания и металлический стул с кожаным сиденьем, сидячие забастовки, витаминные таблетки и увеличила продолжительность нашей жизни. Она сделала универсальными наручные часы и избирательные урны. Еще более важно то, что она связала все это вместе, "собрала" отдельные компоненты, как собирают машину для того, чтобы создать самую могучую, сплоченную и экспансионистскую социальную систему, равной которой мир еще не знал: цивилизацию Второй волны. <…> Третья волна придёт не как одна климатическая перемена, но как последовательность тысячи нововведений и столкновений на многих уровнях во многих местах в течение десятилетий. Это не исключает вероятности сопутствующего насилия. Переход от цивилизации Первой волны к цивилизации Второй волны был одной из самых кровавых драм с войнами, голодом, вынужденными миграциями, государственными переворотами и бедствиями. Сейчас ставки намного выше, времени меньше, ускорение идет быстрее, опасности еще больше. Многое зависит от гибкости и проницательности сегодняшних элит и суперэлит. Если эти группы окажутся недальновидными, лишенными воображения и напуганными, подобно многим правящим группам прошлого, они будут жестко сопротивляться Третьей волне и тем самым увеличивать риск насилия и своей гибели. <…>
Информация о работе Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов