Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, лекция
Социальный конфликт – это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга.
Конфликт имеет свой объект. Объект конфликта – это истинная причина по которой происходит столкновение, мотивация и силы участников. Предмет конфликта – это те противоречия между сторонами, которые они пытаются разрешить. В предмете конфликта выражается его сущность. Объект конфликта может быть явным или скрытым, а предмет всегда проявляется отчётливо.
Структура конфликта:
1.наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
3.характер разрешения спора (мирный либо насильственный).
Субъект конфликта – это его активная сторона, способная по своей воле создавать конфликтную ситуацию и влиять на неё.
Причины конфликтов делятся на:
1. психологические (несовместимость, антипатия, стремление личностей к власти, лидерству);
2. социальные (столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречия между материальными интересами).
3. экономические (борьба за перераспределение доходов).
Конфликты подразделяют на различные виды.
По месту и охвату социальной пирамиды конфликты делят на горизонтальные и вертикальные;
По характеру все конфликты делят на: конфликты, имеющие контактный, открытый характер (война, революция); конфликты. Имеющие скрытый, бесконтрольный для противоборствующих сторон характер.
По длительности конфликты делят на: долговременные, краткосрочные.
По сферам социальной деятельности конфликты делят на: экономические, административно-управленческие, политические. национальные, религиозные, военные и т.д.
По количеству и составу участников конфликты дифференцируют на: личностные, групповые, классовые, этнические, межгосударственные, межконфессиональные, идеологические.
По способам разрешения конфликты бывают: мирными и вооружёнными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты классифицируют как межличностные, межгрупповые, социетальные (на уровне одной нации), международные, всемирные (глобальные) [3, с. 240].
Стадии социального конфликта:
1. Предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий;
2. Стадия активного протекания конфликта с использованием различных методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
3. Стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы до полного или частичного разрешения [4, с. 237].
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учётом остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
- образование конфликтных групп, которое зависит от технических, социальных и политических условий;
- чем больше власть связана с перераспределением ресурсов, тем острее конфликт;
- увеличение числа бедных в обществе ведёт к возможности насильственного разрешения конфликта;
- замедление вертикальной мобильности ведёт к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
- возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
- чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
- чем больше насилия в конфликте, тем выше темпы структурных изменений в обществе [3, с. 240].
Функции социального конфликта делятся на негативные и позитивные.
Введение
3
Рабочая программа
6
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
13
Конспект учебного материала
13
Практические задания
25
Модуль 2. История становления и развития социологии.
32
Конспект учебного материала
32
Практические задания
61
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
66
Конспект учебного материала
66
Практические задания
73
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.
79
Конспект учебного материала
79
Практические задания:
91
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.
97
Конспект учебного материала
97
Практические задания
108
Модуль 6. Социальная структура и стратификация.
115
Конспект учебного материала
115
Практические задания
121
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.
128
Конспект учебного материала
128
Практические задания
136
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.
142
Конспект учебного материала
142
Практические задания
149
Модуль 9. Социальные конфликты.
154
Конспект учебного материала
154
Практические задания
161
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.
166
Конспект учебного материала
166
Практические задания
174
Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.
179
Конспект учебного материала
179
Практические задания
186
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.
190
Конспект учебного материала
190
Практические задания
196
Контрольный модуль
198
Тестовые задания
200
Тематика рефератов
220
Контрольные вопросы
221
Краткий словарь
226
Учебная литература
Таблица*. Произведения Э. Гидденса.
Название произведения |
Год |
Капитализм и современная социальная теория: анализ работ Маркса, Дюркгейма и Макса Вебера |
1971 |
Политика и социология в учении Макса Вебера |
1972 |
Устроение общества: Очерк теории структурации |
2005 |
Политика, социология и социальная теория: встреча с классической и современной социальной мыслью |
1982 |
Классовая структура развитых обществ |
1973 |
Современная критика исторического материализма |
1981 |
Классы, власть и конфликт |
1982 |
Новые правила социологического метода: позитивная критика понимающей социологии |
1993 |
Исследования по социальной и политической теории |
1977 |
Социальная теория сегодня |
1987 |
Центральные проблемы социальной теории |
1979 |
Образцы и критики в социальной теории |
1983 |
Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь |
2004 |
Данные для социологии |
1997 |
Социология |
1982 |
В защиту социологии: очерки, объяснения и ответы |
1991 |
Социальная теория и современная социология |
1997 |
Неудержимый мир: как глобализация меняет нашу жизнь |
2002 |
На грани: жизнь и глобальный капитализм |
2001 |
Конституирование общества: основные принципы теории структурации |
1986 |
* Таблица составлена по материалам Интернета.
Теория структурации Э. Гидденса и связанные с ней концепции (действующего субъекта, социальных институтов, социальной и системной интеграции) призваны упорядочить понятийный и концептуальный аппарат теоретической социологии для изучения механизмов социальных изменений в современном обществе. Э. Гидденс разрабатывая свою теорию, начинает с переосмысления понятий "действие", "структура", "система". Основной целью теории структурации было стремление объединить несовместимые, на первый взгляд, теории структурализма, функционализма, герменевтики и «понимающей социологии» в единое целое. Структурализм и функционализм превозносят роль социальных объектов, а герменевтика и понимающая социология акцентируют внимание на действиях социальных субъектов. Пытаясь преодолеть эти противоречия, в теории структурации Э. Гидденс говорит не о доминировании в обществе отдельного индивидуума как "свободного деятеля", обладающего возможностями для конституирования социальных отношений, и не о существовании независимой ни от чего социальной тотальности, а о существовании в пространстве и во времени социальных практик. Другими словами, социальная жизнь, общество созданы социальными акторами и постоянно воспроизводятся ими теми же средствами, которыми они реализуют себя как акторы – это основное положение теории структурации Э. Гидденса. Производство общества человеческими существами возможно лишь потому, что осуществляя всякого рода взаимодействия, они обычно обращаются к своим знаниям. При этом Э. Гидденс говорит не о простом повторении уже установленных кем-то ранее практик, а о «творческом» подходе социальных акторов, каждый из которых вносит свое, новое, в уже существующие образцы поведения, одновременно изменяя и самих себя.
Э. Гидденс не отвергает традиционное использование термина "структура." Из-за значительного сходства содержаний понятия "структуры" и "системы" зачастую используются как синонимы. Все попытки развести эти два понятия в классической социологии представляются Г. не вполне удачными. Э. Гидденс считает, что термины "действие" и "структура" диалектически зависимы. Действие, в терминологии Э. Гидденса, - это не отдельные акты, а непрерывный поток поведения. Базовые положения следующие: 1) действие связано с характеристиками действующего субъекта; 2) действие связано с постоянным "вмешательством" субъекта в окружающий мир; 3) социальный мир не всегда поддается воздействию со стороны социального субъекта.
Социальные акторы, будучи сознательными существами, постоянно пытаются упорядочить и переупорядочить социальные практики согласно требованиям места и времени их существования. При этом преемственность практик предполагает рефлексивность, а рефлексивность возможна только благодаря преемственности практик. Поэтому целесообразно говорить не о наборе отдельных актов, а о непрерывном потоке поведения как отдельного социального актора, так и целых поколений. Э. Гидденс представляет историю общества не как просто функционирование, а как его изменение.
Для того чтобы показать, как социальному актору удается поддерживать старые образцы социальных практик, а также при этом вносить своими действиями что-то новое, Э. Гидденс вводит в свою теорию стратификационную модель действующей личности, предполагающую рассмотрение рефлексивного мониторинга действия, рационализации и мотивации действия как устойчивой системы [11].
Таким образом, общество представлено в теории Э. Гидденса как процесс воспроизводства социальных систем через совокупность практик, взаимодействие структур и действий в определённом пространственно-временном континууме [4, с. 44].
3.5. Неофрейдизм
Идеи одного из представителей социологии классического периода Зигмунда Фрейда (1865 – 1939) оказали значительное влияние на современное направление в социологии – неофрейдизм. Основное внимание неофрейдисты: К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм акцентируют на анализе личности в обществе, её социокультурных компонентах.
К. Хорни, например считал, что неврозы у личности порождаются культурными условиями, в которых личность живёт. Жизненные условия в каждой культуре вызывают у человека некоторые страхи, порождаемые внешними опасностями (природа, враги), формами социальных отношений (враждебность, несправедливость, зависимость), культурными традициями (табу, запреты, обычаи). Эти страхи навязываются каждому индивиду. Цель терапии – проработать последствия тревожности пациента в культуре с тем, чтобы путём изменения и улучшения его отношения к себе и другим людям, он мог осознать свои истинные чувства и желания.
Э. Фромм при исследовании личности значительное внимание уделял этическим вопросам. Он считал, что ошибкой классического психоанализа является в том, что Фрейд пытался сделать психологию «естественной» наукой, оторвав её от проблем философии и этики. Он считал, что причиной неврозов является «моральный конфликт». Успех психотерапии зависит от осознания личностью своей моральной проблемы и её разрешения [3, с. 626 – 627].
Идеи неофрейдизма способствовали распространении гуманистических умонастроений в среде психоаналитиков. Для социологии они ценны обращением к анализу мотивации поведения личности в обществе.
3.6.Структурализм.
Термин структура имеет латинское происхождение и переводится на русский язык как «строение», «расположение», «порядок». В социологию понятие «структура» ввёл Г. Спенсер [8, с. 26]. Однако, как научное направление структурализм появился значительно позднее.
Структурализм исследует различные стороны общественной жизни как целостные структуры, элементы которых связаны друг с другом в соответствии с правилами семиотики, поэтому данная теория значительное внимание уделяет анализу языка как явления культуры. Представители теории структурализма: К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Лакан, Ж.Деррида [4, с. 45].
Начало формирования этой теории связано с выходом в свет книги Ф. Соссюра «Курс общей лингвистики», в которой он анализирует язык и приходит к выводу, что язык способен что-либо выражать только благодаря взаимосвязи всех его элементов в определённой системе, а также, что отсутствует «субстанции» языка.
К. Леви-Стросс* (1908 – 2009) перенёс конкретно-научный метод структурной лингвистики в область культурологии в целях достижения в ней строгости и объективности по типу естественных наук. К. Леви-Стросс на основе этнографических материалов изучал систему родства примитивных народов, ритуалы, мифы и т.д. Задачей структурного анализа считает «прочитывание» различных символических культурных форм (архитектура, религия и т.д.) как кодов архетипического языка.
К. Леви-Стросс рассматривает общество с позиций семиотики как полиморфную систему коммуникаций (противоположных полов, имуществ, лингвистических знаков), имеющих инвариантом фундаментальное означаемое в форме бинарных позиций [3, с. 503].
Таблица. Основные произведения К. Леви-Стросса
Название произведения |
год издания |
«Структурная антропология» |
1958 |
«Структурная антропология - 2» |
1973 |
«Структура мифов» |
1970 |
«Колдун и его магия » |
1974 |
«От мёда к пеплу» |
2000 |
«Происхождение застольных обычаев» |
2000 |
«Человек голый» |
2007 |
«Путь масок» |
2000 |
«Раса и история» |
2000 |
*Интересный факт (к сведению студентов): В 2008 году Леви-Строссу исполнилось 100 лет, он стал первым членом Французской академии, достигшим этого возраста. В этом же году Библиотека Плеяды приступила к публикации его работ (обычно этого при жизни автора не делается).Ученый скончался 30 октября 2009 года в своем доме в Париже от сердечного приступа. Ему принадлежат афоризмы: «XXI-й век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вовсе» и «Ученый — это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы» [11].
М. Фуко (1926 – 1984) изучал глубинные конфигурации языка различных эпох, анализировал в синхронном разрезе области языкознания, биологии и политической экономии. Основной задачей учёного М. Фуко считал коренное переосмысление проблемы взаимных отношений элементов системы: «субъект – познание – мир». Исследуя в обществе и языке такие феномены, как образование медицинских и психиатрических понятий (например, нормальности и безумия) М. Фуко приходит к выводу, что необходим собственный метод постижения мира – «археология», которая способна выяснить условия происхождения и существования различных феноменов человеческой культуры [3, с. 1175]. Пользуясь этим «методом» учёный анализирует следующие феномены: медицину, понятие сексуальности в обществе, феномен власти, тюрьмы и т.д.
Таблица. Некоторое произведения М. Фуко.
Название произведения |
Год издания |
«Рождение клиники: археология взгляда медика» |
1963 |
«Археология знания» |
1969 |
«Слова и вещи: археология гуманитарных наук» |
1966 |
«Порядок речи» |
1970 |
«Игра власти» |
1976 |
«Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы» |
1975 |
«Запад и истина секса» |
1976 |
Таким образом, доминантой структуралистского мышления выступает рассмотрение всего разнообразия культурных феноменов сквозь призму языка как формообразующего принципа и ориентация на семиотику, изучающую внутреннее строение языка [3, с. 1098].
3.7. Теория социального обмена.
Теория социального обмена изучает общество сквозь призму отношений обмена различными типами деятельности для удовлетворения потребностей социальных субъектов. Представители этой школы – Дж. Хоманс, П. Блау [4, с. 46].
Джордж Хоманс (1910 – 1989) критиковал структурно-функциональный анализ и марксизм за их непригодность в конкретных социальных исследованиях. Критический анализ помог Дж. Хомансу сформулировать свою теорию. Он считал социологию естественным результатом развития психологии. За исходную единицу социологического анализа принимал «элементарное социальное поведение» (т.е. непосредственные контакты между индивидами). Поскольку человеческое общество и социальные институты складываются из действий человека, то они могут анализироваться в терминах индивидуального поведения. Социальное поведение представляет собой обмен ценностями, как материальными, так и нематериальными (одобрение, престиж). Секрет социального обмена заключается в том, что бы дать другому человеку из своего поведения то, что ему представляется более ценным, чем вам и получить от него то, что представляет для вас большую ценность, чем для него [2, с. 240].
Таблица. Произведения авторов теории социального обмена.
Название работы, год |
Автор |
«Человек и группа», 1950 |
Дж. Хоманс |
«Социальное поведение: элементарные формы», 1961 |
Дж. Хоманс |
«Природа социальной науки», 1967 |
Дж. Хоманс |
«Динамика бюрократии», 1955 |
П. Блау |
«Омен и власть в социальной жизни», 1964 |
П. Блау |
«Американская структура занятости», 1964 |
П. Блау |
Информация о работе Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов