Технологии социальной работы с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 02:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ технологий работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Для реализации данной цели были разрешены следующие задачи:
Раскрыть понятие технологии социальной работы и их классификацию.
Рассмотреть общие характеристики девиантного поведения подростков.
Изучить формы работы с девиантными подростками.
Рассмотреть технологии работы с девиантными подростками в условиях социально – р

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с девиантными подростками 7
1.1.Определение и классификация технологий социальной работы 7
1.2.Общая характеристика девиантного поведения подростков. 14
1.3.Формы работы с подростками девиантного поведения 21
Глава 2. Технологический аспект деятельности социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних 26
2.1.Технологии работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних 26
2.2.Специфика работы социально реабилитационного центра для несовершеннолетних (на базе г. Волгодонска) 29
Заключение 36
Список используемой литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

4_SR_kusovaya_rabota_2.docx

— 113.63 Кб (Скачать файл)

Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно т.н. "слабых" слоев и групп населения. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде выступают технологии как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

Такой общий подход позволяет  сделать следующий шаг на пути конкретизации технологий, применяемых  в социальной работе (имеются в  виду фактически все три отмеченных выше аспекта социальной работы, в  которых технологии выступают преимущественно  в форме знаний (наука), знаний и  умений (обучение),  знаний, умений, опыта, практики (деятельность).8 
С учетом сказанного, классификация технологий в социальной работе может быть осуществлена по различным основаниям. И это вполне объяснимо, ибо социальная работа представляет собой своеобразную систему, включающую в себя такие компоненты ('элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. В соответствии с выделенными элементами и может быть осуществлена классификация технологий. Главным здесь является учет специфики объектов и видов социальной работы, интеграция первого и второго основания.9

Теория и практика в  России и за рубежом выявили целый  ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными и другими  группами населения. Это - социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Несмотря на общность этих технологий в работе с дифференцированными  группами населения, они серьезно различаются, если учесть специфику объектов социальной работы. Возьмем хаты бы пример реализации социального надзора над детьми с девиантным поведением и преступниками-рецидивистами, попечительство над несовершеннолетними детьми и одинокими престарелыми и т.д.10

Именно поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики  объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение. Эти виды работ (технологий) весьма и весьма разнообразны.

Технологии можно делить в зависимости от понимания социальной работы в широком и узком смысле. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы со "слабыми" слоями населения, то в первом о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые бы способствовали уменьшению численности и доли населения., не нуждающегося в помощи и поддержке, о создании таких условий, которые помогали населению самому решать свои проблемы, а в итоге способствовали уменьшению численности и доли слабо защищенных слоев.11

Иначе говоря, технологии применительно  к социальной работе, понимаемой в  широком смысле, должны носить опережающий, упреждающий характер. То есть задача таких технологий (в деятельности государства, социальных институтов) состоит в том, чтобы не только способствовать лечению "социальных болезней", но и способствовать их предотвращению.

Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделять собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские  и другие технологии.12

Различаются технологии в  социальной работе также по своему уровню:

- простые (доступные неспециалистам);

- сложные, требующие квалификации одного специалиста;

-комплексные, требующие  квалификации специалистов в  разных областях.

В научном обиходе понятие «социальная технология» неоднозначно. Чаще всего подразумевается определенная последовательность процедур с использованием специальных технических, организационных, информационных средств, сложившаяся в реально действующий процесс, направленный на получение конкретного, ожидаемого результата, и такой результат воспроизводится всякий раз, когда совершается именно этот, сложившийся как определенная последовательность процедур, процесс. Поэтому результат определяется как повторяющийся.13

Социальные технологии можно классифицировать по различным основаниям — по видам, уровням, сферам применения, по характеру решаемых задач — универсальные и частные.

Важной и ценной является дифференциация социальных технологий по важнейшим задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. Но существу, при этом дифференцируется вся практика социальной помощи по особым моделям социальной работы, объединяющим различные способы оказания помощи нуждающимся.

Классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью их оптимального функционирования, развития и совершенствования.14

Естественно, что содержание социальных технологий существенно  различается. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий, что поможет более подробно рассмотреть  специфику технологий в социальной работе.15

  • Региональные — имеют своим предметом изучение и реализацию закономерностей территориальной организации и планомерного ее изменения;
  • Информационные, содержание которых — способы, приемы, оптимизация самого информационного процесса, его воспроизводство;
  • Интеллектуальные — направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей;
  • Исторические — предполагающие осмысление исторического опыта по законам технологизации (опыт реформ);
  • Демографические — имеют своим содержанием изучение и выработку способов механизма воспроизводства населения, изменение его численности, состава и размещения.
  • Глобальные социальные технологии связаны с решением общечеловеческих проблем и способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение, прямо или косвенно, связано с жизнедеятельностью людей, их социальной защищенностью.
  • Рутинные социальные технологии (технологии, основанные на прошлом опыте) в отличие от инновационных характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют/социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.
  • Социальные технологии согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, из взаимного действия.
  • Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.16

Таким образом, технологии социальной работы можно рассматривать и как систему оптимальных способов преобразования,  регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности    людей,  ориентированных на    социальное обслуживание,  помощь и поддержку граждан,  находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений,  связанных как с сознанием    субъекта,  так и со средой его жизнедеятельности. В свою очередь, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов — основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.

    1. Общая характеристика девиантного поведения подростков.

На сегодняшний день с  усилением таких негативных тенденций, как имущественное неравенство, безработица, изменение в содержании ценностных ориентаций молодежи, нарастание процессов деформации семьи и многое другое, остро стоит проблема воспитания девиантных подростков.

Подростков, чье поведение  отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудновоспитуемыми или трудными. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим действиям, которое может быть обусловлено  самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного  обучения и воспитания.17

В литературе часто встречав понятие «трудный» ребенок подросток. Что значит трудный? Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой - то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.18

Отклоняющееся поведение  у подростков нередко служит средством  самоутверждения, выражает протест  против действительности или кажущейся  несправедливости взрослых.

В свою очередь, отклонения делятся на:

•  отклонения корыстной ориентации;

•  агрессивной ориентации;

•  отклонения социально-пассивного типа.

Социальные отклонения корыстной  направленности. К ним относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную поддержку (хищения, кражи). Среди несовершеннолетних такого рода отклонения проявляются в виде преступных уголовно-наказуемых действий и в виде проступков и аморального поведения.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование и убийство).

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении отхода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы. К таким проявлениям можно отнести уклонения от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств.19

Таким образом, асоциальное  поведение различается как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, и может проявляться  в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали и права, до незначительных проступков, а также  тяжелых преступлений.

Основные вида девиантного  поведения - это преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную  общественную опасность. Связь преступности и аморального поведения состоит  в том, что совершению преступления предшествует как правило, какая-то разновидность девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, распущенности в сфере сексуальных отношений и пр.

Девиантное поведение—это:

Поведение, отклоняющееся  от норм психического здоровья, т. е. наличие  у человека явной или скрытой  психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей группе характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

Поведение, отклоняющееся  от морально-нравственных норм человеческого  общежития и проявляющееся в  различных формах социальной патологии — пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права.20

К основным субъектам девиантного  поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологии и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийства.21

Развитие личности подростка  происходит под влиянием культуры и  общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости, Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность.22

В течение жизни подростка  происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению  поведения.23

Среди поведенческих нарушений  могут быть следующие:24

Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях с взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка.

Информация о работе Технологии социальной работы с девиантными подростками