Технологии социальной работы с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 02:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ технологий работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Для реализации данной цели были разрешены следующие задачи:
Раскрыть понятие технологии социальной работы и их классификацию.
Рассмотреть общие характеристики девиантного поведения подростков.
Изучить формы работы с девиантными подростками.
Рассмотреть технологии работы с девиантными подростками в условиях социально – р

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с девиантными подростками 7
1.1.Определение и классификация технологий социальной работы 7
1.2.Общая характеристика девиантного поведения подростков. 14
1.3.Формы работы с подростками девиантного поведения 21
Глава 2. Технологический аспект деятельности социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних 26
2.1.Технологии работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних 26
2.2.Специфика работы социально реабилитационного центра для несовершеннолетних (на базе г. Волгодонска) 29
Заключение 36
Список используемой литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

4_SR_kusovaya_rabota_2.docx

— 113.63 Кб (Скачать файл)

Направлениями деятельности центра является:

  1. индивидуальная работа: психодиагностика, психокоррекция, психологическая поддержка, консультирование;
  2. групповая работа: тренинги, беседы, лекции, сенсотерапия, сказкотерапия;
  3. социально-правовое сопровождение воспитанника и его семьи, в том числе установление социального статуса воспитанника.43

Таким образом, основной целью деятельности социально-реабилитационного Центра является реализация прав семьи и  детей на защиту и помощь со стороны  государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических  условий жизни семей с детьми и показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, а также гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений. Основными задачами социально – реабилитационного Центра, является временное содержание несовершеннолетних, создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей, активизация и развитие интеллектуального и творческого потенциала подростков.

В соответствии со своими задачами Центр  работает в следующих направлениях, совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению девиантных детей; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

 

Заключение

Технологии социальной работы можно рассматривать и как систему оптимальных способов преобразования,  регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности    людей,  ориентированных на    социальное обслуживание,  помощь и поддержку граждан,  находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление  различных социальных изменений,  связанных как с сознанием    субъекта,  так и со средой его жизнедеятельности. В свою очередь, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов — основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.

Анализ нормативно-правовых документов, учебно-методической и  периодической литературы  позволил сделать вывод о том, что девиантное поведение подростков – это поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии — пьянстве, наркомании, проституции и пр. Эта категория детей имеет ряд своих проблем, которые необходимо решать  путём изменения законодательной базы действующей по защите прав и интересов этой категории клиентов, повышения эффективности специализированных учреждений для девиантных подростков.

Распространение девиантного  поведения в подростковой среде  является, с одной стороны, результатом разнонаправленных процессов, происходящих в обществе в целом, и, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе, группе сверстников. Исследование влияния семьи, школы и сверстников на проявление подростковых девиаций позволяет лучше понять природу этого явления.

Важнейшей стороной процесса социализации выступает, прежде всего, усвоение социального опыта, являющегося, по сути, одной из главных характеристик того, как социальная среда воздействует на человека; второстепенным же является момент воздействия человека на социальную среду с помощью своей деятельности. Влияние личности на социальную среду в данном случае требует подробного изучения, которое должно включать целенаправленное, комплексное исследование особенностей, и закономерностей развития и функционирования личности, что послужит основой для разработки новых профилактических мер. Человек в процессе своего развития принимает на себя различные социальные роли, которые дают ему возможность проявить, раскрыть себя, т.е. определенным образом представить социуму. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех реальных взаимодействиях и о тех статусно-ролевых отношениях, в которые личность была включена.

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам. При работе с девиантными подростками основной упор делается на коррекционные формы работы с данной категорией населения.

Специфичным является внедрение новых технологий в работу с девиантными подростками. Наряду с традиционными технологиями  внедряют новые технологии, специфика этих технологий заключается в том,  что они позволяют оказывать комплексную помощь.  Инновационные технологии направлены  на работу семьёй и ребёнком,  попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Основной целью деятельности социально-реабилитационного Центра является реализация прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни семей с детьми и показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, а также гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений. Основными задачами социально – реабилитационного Центра, является временное содержание несовершеннолетних, создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей, активизация и развитие интеллектуального и творческого потенциала подростков.

В соответствии со своими задачами Центр  работает в следующих направлениях, совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению девиантных детей; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

 

Список  используемой литературы:

 Нормативные акты

  1. ГБУСОН РО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Волгодонскаа» //URL:www.center-help.ru (дата обращения 25.04.2012).
  2. Положение государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области «Cоциально – реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Волгодонска» 2012г.
  3. СОГЛАШЕНИЕ. Межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении в муниципальном образовании «Город Волгодонск». 2012г.
  4. Устав государственного бюджетного социального обслуживания населения Ростовской области «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Волгодонска» 2011г.

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации» от 27 11.2000 г. N 896. Консультант Плюс: Высшая Школа. Выпуск 4. – 2005.

 

  1. Конвенция о правах ребёнка от  20.11.89 г. Консультант Плюс: Высшая Школа. Выпуск 4. – 2005.
  2. Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2012.
  3. Федеральный Закон от 24 июля 2005 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях ребенка Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2012.
  4. Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая школа. Выпуск 15. – Весна 2012.

 

Специальная литература

 

  1. Алексеева Л.П, Крутикова Л.П.,. Технологии социальной работы с девиантными детьми. 2011. С.165.
  2. Варывдина В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Педагогическое общество России, 2011. С.192.
  3. Вершинина Г.В., Михайловская Т.В. - Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. - М., 2010. С.188.
  4. Девиантное поведение детей и подростков. Кислицин Д.О – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С. 172.
  5. Дивицина Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска.: М. 2008.С.351.
  6. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе - М., 2006. С. 68.
  7. Зубкова Т.С. , Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – Академия, 2008. С.224.
  8. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Метод. пособие - М., 2011.С.207.
  9. Иванов, В. А. Социальные технологии в современном мире. М.; Н. Новгород, 2008. С.87.
  10. Иванова Н.П., Бобылёва И.А.Технологии социальной помощи семье в условиях муниципальных центров социальной помощи семье и детям.// Социальная педагогика№2,2010г. С.68-73.
  11. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. С.160. 
  12. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. С.192.
  13. Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени /К проблеме социализации старшеклассников. //Социологические исследования, 2008. - №8. – С. 56-61.
  14. Кондаков И. Э. Агрессивное поведение подростков в современной школе//Вопросы психологии. СПб., 2010. С .205.
  1. Лебединская К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М., 2009 .С.265.

  1. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 2007. С.112 (электронный ресурс).
  2. Некипелова О.Д., Организация детского управления в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.// Социальное обслуживание №8, 2011г. С.45-49.
  3. Основы  социальной  работы: Учеб. пособие / Отв. ред. П.. Д. Павленок. 2-еизд», ишр. идоп. М., 2003. С. 248.
  4. Основы социальной работы: Учебник / Под ред. П.Д. Павленка. — М.: ИНФРА-М, 2001.  С. 115-116.
  5. Павленок П.Д., Руднева М.Я.  Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.— М.: ИНФРА-М, 2010. С.157.
  6. Павленок П.Д., Руднева М.Я.  Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.— М.: ИНФРА-М, 2010. С.608.
  7. Плоткин М.М., Камаева Г.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением //Семья в России, 1995. – №1-2. - С.118-130.
  8. Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков / Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: изд-во "Речь", 2009.С.32.
  9. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография / ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС.
  10. Савинов А. Н. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Н.Савинов, Т.Ф.Зарембо. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. С.180.
  11. Словарь - справочник по социальной работе - Под ред. Гулиной М.А. СПб . :Питер 2008 С.112.
  12. Словарь - справочник по социальной работе /под ред. д-ра ист. Наук проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юрист,2000.С.70-73.
  13. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 2010. С.213.
  14. Социальные технологии: Толковый словарь. / Отв. ред. В.Н. Иванов. М., 2006 С.69.
  15. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М: ИНФРА-М, 2001. С.200.
  16. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой., Кононовой Л. И - М: Юрайт-Издат, 2011 г. С.146.
  17. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Т38 высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. С.105.
  18. Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая и др. —Ростов н/Д: «Феникс», 2006.  («Высшее образование»). С. 400.
  19. Традиционная и современная технология: (филос.-методол. анализ). – М., 2005. С.95 (электронный ресурс).
  20. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией Татенко В. А. - Киев, 2009. С. 211.
  21. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога// Издательский центр "Академия" 2004.С.124.
  22. Шиян А.А. Руководство по социальным технологиям // Докл. НАН Россия. Москва. - 2007. - №1. С.183-185.

Информация о работе Технологии социальной работы с девиантными подростками