Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 02:28, курсовая работа
Целью исследования является анализ технологий работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Для реализации данной цели были разрешены следующие задачи:
Раскрыть понятие технологии социальной работы и их классификацию.
Рассмотреть общие характеристики девиантного поведения подростков.
Изучить формы работы с девиантными подростками.
Рассмотреть технологии работы с девиантными подростками в условиях социально – р
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с девиантными подростками 7
1.1.Определение и классификация технологий социальной работы 7
1.2.Общая характеристика девиантного поведения подростков. 14
1.3.Формы работы с подростками девиантного поведения 21
Глава 2. Технологический аспект деятельности социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних 26
2.1.Технологии работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних 26
2.2.Специфика работы социально реабилитационного центра для несовершеннолетних (на базе г. Волгодонска) 29
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Направлениями деятельности центра является:
Таким образом, основной целью деятельности
социально-реабилитационного
В соответствии со своими задачами Центр работает в следующих направлениях, совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению девиантных детей; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.
Технологии социальной работы можно рассматривать и как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности. В свою очередь, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов — основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.
Анализ нормативно-правовых документов, учебно-методической и периодической литературы позволил сделать вывод о том, что девиантное поведение подростков – это поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии — пьянстве, наркомании, проституции и пр. Эта категория детей имеет ряд своих проблем, которые необходимо решать путём изменения законодательной базы действующей по защите прав и интересов этой категории клиентов, повышения эффективности специализированных учреждений для девиантных подростков.
Распространение девиантного поведения в подростковой среде является, с одной стороны, результатом разнонаправленных процессов, происходящих в обществе в целом, и, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе, группе сверстников. Исследование влияния семьи, школы и сверстников на проявление подростковых девиаций позволяет лучше понять природу этого явления.
Важнейшей стороной процесса социализации выступает, прежде всего, усвоение социального опыта, являющегося, по сути, одной из главных характеристик того, как социальная среда воздействует на человека; второстепенным же является момент воздействия человека на социальную среду с помощью своей деятельности. Влияние личности на социальную среду в данном случае требует подробного изучения, которое должно включать целенаправленное, комплексное исследование особенностей, и закономерностей развития и функционирования личности, что послужит основой для разработки новых профилактических мер. Человек в процессе своего развития принимает на себя различные социальные роли, которые дают ему возможность проявить, раскрыть себя, т.е. определенным образом представить социуму. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех реальных взаимодействиях и о тех статусно-ролевых отношениях, в которые личность была включена.
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам. При работе с девиантными подростками основной упор делается на коррекционные формы работы с данной категорией населения.
Специфичным является внедрение новых технологий в работу с девиантными подростками. Наряду с традиционными технологиями внедряют новые технологии, специфика этих технологий заключается в том, что они позволяют оказывать комплексную помощь. Инновационные технологии направлены на работу семьёй и ребёнком, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Основной целью деятельности социально-реабилитационного Центра является реализация прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни семей с детьми и показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, а также гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений. Основными задачами социально – реабилитационного Центра, является временное содержание несовершеннолетних, создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей, активизация и развитие интеллектуального и творческого потенциала подростков.
В соответствии со своими задачами Центр работает в следующих направлениях, совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению девиантных детей; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.
Нормативные акты
Специальная литература
Информация о работе Технологии социальной работы с девиантными подростками