Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы изучить технологии социальной работы в реабилитационном центре «Надежда».
Задачи данной работы заключаются в следующем: Найти и изучить литературу по данной теме.
Рассмотреть основные демографические и социально-психологические характеристики различных категорий людей старшего поколения и изучить проблемы пожилых людей в современном обществе.
Ознакомиться с принципами и механизмами социальной защиты, а так же с современными технологиями социальной работы с лицами пожилого возраста.
Определить роль реабилитационных центров.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

Специалисты организационно-методического  отделения Комплексного центра, используя совместное пребывание граждан пожилого возраста и детей в учреждении, применяют такую форму работы, как проведение встреч двух поколений.

Совместная деятельность «бабушек и внуков» положительно влияет как на взрослых, так и на детей, воспитывая в их душах такие чувства,  как участие, сопереживание, взаимопомощь, отзывчивость.

После каждой встречи  психологи стационарного отделения  социальной реабилитации несовершеннолетних и полустационарного отделения  «Активное долголетие» проводят анализ детских впечатлений и  эмоционального состояния граждан  пожилого возраста. 
Часто по своей инициативе пожилые люди приносят детям подарки, игрушки. Они интересуются у воспитателей судьбой того или иного ребёнка, не оставаясь равнодушными и пассивными. После окончания  реабилитации продолжают общаться с детьми. 

Мероприятия по программе «Бабушки и внуки» оказывают положительное воздействие на воспитание подрастающего поколения, доставляя радость детям и взрослым. Программа доказала свою эффективность и положительную роль в процессе реабилитации граждан пожилого возраста, а также детей из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 Проект «Приемная  семья» для граждан пожилого возраста в Астраханской области. Суть проекта  заключается в следующем: любое совершеннолетнее дееспособное лицо может принять в свою семью  дееспособного гражданина пожилого возраста или инвалида, частично или полностью утратившего способность к самообслуживанию и  нуждающегося  по состоянию здоровья в постоянном социальном обслуживании, для совместного проживания и ведения общего хозяйства. При этом обязательным условием является  проживание пожилого в доме принявшей его семьи, отсутствие между ними родственных связей.

 Постановление  определяет приемную  семью   для граждан пожилого возраста  и инвалидов  как  форму  социального обслуживания, представляющую собой совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, оказывающего социальные услуги.

    Для  участия в проекте гражданин,  изъявивший желание проживать  в приемной семье, подает  в  учреждение по месту жительства заявление   паспорт;  справку об инвалидности (для женщин в возрасте до 55 лет, мужчин - до 60 лет),  заключение учреждения здравоохранения о нуждаемости в постоянном или временном постороннем уходе в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, об отсутствии медицинских противопоказаний для принятия на социальное обслуживание в приемную семью,  справку о размере пенсии.  Основанием для отказа  в принятии  в приемную семью является - наличие у гражданина  хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

 Кандидаты  в приемные родители представляют  письменное согласие совершеннолетних  членов своей семьи на проживание  гражданина в семье,  документ, подтверждающий наличие достаточной  жилой площади для размещения  гражданина,  справки о доходах  членов семьи - характеристику по месту жительства, справки учреждения здравоохранения об отсутствии тяжелых заболеваний

      За лицом, нуждающимся в социальных  услугах в рамках приемной  семьи, сохраняется право на  причитающиеся ему социальные  выплаты: пособия, компенсации, субсидии, а также право собственности на жилое помещение. Вопросы   формирования совместного бюджета  оговаривается договором  по согласованию сторон, но предусматривается , что   в личном распоряжении гражданина остается  не менее 25% от его ежемесячного дохода.

 Прошедшие  полтора года  с начала реализации  проекта  показали положительные   результаты.  Развитие института  приемной семьи позволяет значительно  улучшить «социальное самочувствие»  пожилых людей, укрепить связь  поколений, поддержать социальную мобилизацию общества.

    Во Владимирской области в жизнь пожилых людей внедряются современные средства связи. Для  того, чтобы пенсионеры адаптировались к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, в целях востребованности их интеллектуального, творческого и профессионального потенциала, в  Центре и открыт ресурсно-информационный центр, а на его базе  - клуб «Компьютерный гений». 

 За два  месяца пожилые люди  получают  навыки работы с компьютером.  Но настоящий восторг у них   вызывает всемирная глобальная сеть. Самостоятельный выход в Интернет, поиск нужной информации, создание и отправка электронных писем – всё это не только повышает самооценку человека, но и подталкивает его к дальнейшему развитию.

 Судя по  отзывам членов клуба, у них улучшились отношения с внуками, общение с ними. За прошедшее время компьютерной грамотностью овладело несколько сотен человек в возрасте от 56 до 82 лет.

 Очередной  ступенью в освоении Интернета  стали  телемосты. 

 Во время  телемостов ветераны рассказывают друг другу о своем родном городе, о том, как они проводят свой досуг, не обходится, конечно, без стихов и песен.

 Посредством  ВЕБ-камеры есть возможность общаться  и с родственниками.  Как приятно  видеть горящие  глаза  «компьютерных  гениев», когда они  на равных общаются со своими детьми и внуками, проживающими в отдаленных регионах России.

 Запросы  у пожилых людей постоянно  растут, им хочется жить все  более интересно.  В  июле 2010 года в рамках проекта РИЦ  заработал клуб «Happy English». Многие  начали изучать язык с азов и за три месяца, что длятся занятия, вошли во вкус. Среди  членов клуба есть и те, кому уже  за 75. Мечта изучающих язык Шекспира – провести на нем следующий телемост. И, судя по успехам отдельных членов клуба, в этом нет ничего несбыточного.

 Есть у  пенсионеров и возможность реализовать  свое желание побывать в самых  отдаленных уголках не только  нашей страны, но и земного  шара – пусть и не вставая  с кресла или дивана. Для этого  в  Центре создан клуб «Виртуальный  путешественник». Благодаря оснащению современной медийной техникой и видеотекой пожилые люди могут познакомиться со знаменитыми музеями России, заглянуть в Абхазию, Египет, Таиланд, Израиль, Кубу, Мексику, Индию, Японию и Китай.

Проект создал предпосылки для системного подхода решения проблемы повышения качества жизни старшего поколения, проживающего в сельской местности.

В  Санкт- Петербурге распространен  социально-медицинский уход на дому. Услуги сиделок по социально-медицинскому уходу на дому регламентируются Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 ноября 2009 года № 1340 «О предоставлении услуг сиделок по социально-медицинскому уходу на дому ветеранам (инвалидам) Великой Отечественной войны в Санкт-Петербурге». 

 Услуги сиделок  предоставляются следующим группам ветеранов:  инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», труженики тыла, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, (частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию, одиноко проживающие, одиноко проживающие супружеские пары).

 Услуги сиделок,  предоставляемые на дому указанным  лицам, включают социально-бытовые  услуги: разогрев пищи, кормление  ослабленных клиентов, уход за глазами (промывание, закапывание лекарственных препаратов), гигиеническую обработку рук и ног, подмывание и вытирание, обтирание тела, одевание, помощь в одевании, смену памперсов или высаживание на судно, вынос судна; социально-медицинские услуги: обеспечение приема лекарственных препаратов, закапывание капель, выполнение перевязок, профилактика образование пролежней (перемещение в пределах постели, гигиенический массаж и т.д.).

 Названные  услуги предоставляются в соответствии  с модулем по 4, 8, 10 часов и два по 12 часов – ночной и дневной.

 «Тревожная  кнопка» как услуга утверждена  Постановлением Правительства Санкт-Петербурга  от 22 декабря 2009 года № 1459 «О  предоставлении специализированных  услуг экстренной социально-медицинской  помощи «тревожная кнопка» гражданам пожилого возраста и инвалидам в Санкт-Петербурге».

 Достоинствами  системы «тревожная кнопка» являются  следующие ее характеристики: дает  возможность круглосуточной связи с диспетчером, обеспечивает предоставление услуги в течение 24 часов 365 дней в году, обеспечивает оказание экстренной помощи с привлечением специализированных служб, удобна в обращении, обеспечивает человеку чувство безопасности и защищенности, повышает доступность медицинских и социальных услуг.

Рассмотренные технологии направлены в основном на реабилитацию пожилых людей, их адаптацию к современным условиям жизни, улучшение жилищных и материальных условий.

 

 

 

2.2. Роль реабилитационных центров

Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.1

Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе.

Составным элементом  социальной защиты пожилых людей  и инвалидов на современном этапе  является оказание социальной помощи - то есть  обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации  или  нейтрализации  критических  жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Постоянно прогрессирующий  рост цен на продукты питания, товары народного потребления, коммунально-бытовые и другие услуги не позволяет большинству пенсионеров преодолеть «черту бедности». 
Социально-экономическая обстановка в России, в том числе низкий относительный, как и абсолютный, уровень размеров пенсий, ставит перед государством необходимость разработки и внедрения льгот и компенсаций для пожилых людей.

Однако вследствие ограниченности экономических возможностей государства оказался неэффективным  механизм централизованного финансирования льгот, государственных дотаций. Реализация льгот и преимуществ пожилых людей, возложенная большей частью на субъекты Российской Федерации, стала практически невозможной в полном объеме вследствие ограниченных бюджетных возможностей. Наряду с этим, обозначились новые аспекты, требующие законодательного регулирования, включая пересмотр и признание утратившими силу ряда нормативных правовых актов о льготах и компенсациях, принятых еще в период существования Советского Союза.

Сложную социально-экономическую  ситуацию призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания. Они способствуют улучшению качества жизни пожилых людей, создают условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здоровья. 
В настоящее время в РФ действует 1013 стационарных социальных учреждений различных типов, в которых проживает 2 32,1 тыс. престарелых и нетрудоспособных граждан. Самой распространенной формой социального обслуживания пожилых людей являются территориальные центры социального обслуживания. Обязательным минимумом в работе таких центров является наличие трех отделений: социальной помощи на дому, временного дневного пребывания, срочной социальной помощи. 
Основными задачами и функциями центров являются:

- выявление  престарелых, нуждающихся в социальной поддержке;

- определение  конкретных видов и форм помощи  лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

- привлечение  государственных и общественных  организаций для совместной работы;

- предоставление  различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в такой помощи;

- обеспечение  постоянного и комплексного социально-бытового  обслуживания нетрудоспособных пожилых людей;

- предоставление  бесплатного культурно-бытового, юридического и медицинского обслуживания, организация питания лиц, находящихся на обслуживании центра;

- оказание бесплатной  помощи на дому нетрудоспособным  пенсионерам и инвалидам, организация  обеспечения продуктами и предметами  санитарно-бытового назначения, медикаментами, услугами здравоохранения, коммунально-бытового обслуживания, бытового хозяйства и др.;

- организация  натуральной, гуманитарной и срочной  помощи социального характера;  оказание дополнительных услуг,  не входящих в круг должностных  обязанностей сотрудников центра.

В центрах социального  обслуживания отрабатываются и применяются  новые технологии социальной работы с пожилыми людьми. Так, отделения  дневного пребывания создаются специально для адаптации пожилых людей  к новым условиям через общение  в группе; организуются группы самопомощи и взаимопомощи. Посещение отделения дневного пребывания дает пожилым людям возможность не только бесплатного питания и медицинского обслуживания, но и поддерживает веру в себя и свою значимость для социума.

Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми