Технология социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.теоретические и правовые основы социальной работы с пожилыми людьми
1.1.теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми…………4
1.2.нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми...9
ГЛАВА 2.социальная работа с пожилыми людьми
2.1.формы и методы социальной работы с пожилыми людьми……………...16
2.2.социальные учереждения оказывающие помощь и поддержку пожилым людям…………………………………………………………………………......28
ГЛАВА 3. Необходимость внедрения новых технологий в практику социального обслуживания населения пожилого возраста
3.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей…………………………………………………38
3.2.Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста…………………………………………………………………………43
Заключение………………………………………………………………………47
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

переделанный.docx

— 98.89 Кб (Скачать файл)

•          консультационно-коммуникативная деятельность, направленная на оптимизацию социального  обслуживания населения: организация  своевременного рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, проведение приема граждан по вопросам социального  и материально-бытового обслуживания; прием представлений, заявлений  и документов, необходимых для  назначения.

Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов  представляют собой:

1) Социальное обслуживание  на дому (включая социально –  медицинское обслуживание). К числу  надомных социальных услуг, предусматриваемых  перечнем гарантированных государством  социальных услуг, относятся:

-           организация питания, включая  доставку продуктов на дом;

-           помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных  товаров первой необходимости;

-           содействие в получении медицинской  помощи, в том числе сопровождение  в медицинские учреждения;

-           поддержание условий проживания  в соответствии с гигиеническими  требованиями;

-           содействие в организации юридической  помощи и иных правовых услуг;

-           содействие в организации ритуальных  услуг;

-           другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов, проживающих  в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в  число надомных социальных услуг, предусматриваемых  перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

2) Срочное социальное  обслуживание может включать  следующие социальные услуги:

-           разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

-           обеспечение одеждой, обувью и  другими предметами первой необходимости;

-           разовое оказание материальной  помощи;

-           содействие в получении временного  жилого помещения;

-           организацию юридической помощи  в целях защиты прав обслуживаемых  лиц;

-           организацию экстренной медико-психологической  помощи с привлечением для  этой работы психологов и священнослужителей  и выделением для этих целей  дополнительных телефонных номеров;

3) Социально - консультативная  помощь предусматривает:

-           выявление лиц, нуждающихся в  социально-консультативной помощи;

-           профилактику различного рода  социально-психологических отклонений;

-           работу с семьями, в которых  живут граждане пожилого возраста  и инвалиды, организацию их досуга;

-           консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и  трудоустройстве инвалидов;

-           обеспечение координации деятельности  государственных учреждений и  общественных объединений для  решения проблем граждан пожилого  возраста и инвалидов;

-           правовую помощь в пределах  компетенции органов социального  обслуживания;

-           иные меры по формированию  здоровых взаимоотношений и созданию  благоприятной социальной среды  для граждан пожилого возраста  и инвалидов.

Как показали исследования, из всех видов услуг наиболее важными  для старых людей являются:

- уход во время болезни  – 83%;

- доставка продуктов –  80,9%;

- доставка лекарств –  72,9%;

- услуги прачечной –  56,4%;

Современная государственная (муниципальная) система социального  обслуживания пожилых людей в  России начала формироваться в конце 80-х годов XX века.

В настоящее время она  представлена 4 формами социального  обслуживания:

1)         срочной социальной;

2)         не стационарной (надомной);

3)         стационарной (существующей в стране  десятки лет);

4)         полустационарной;

Срочное социальное обслуживание – наиболее массовая форма социального  обслуживания. В 2001 году срочную социальную помощь получили более 13 млн. человек, из них, по данным ряда регионов, 92-93% составляют пожилые люди и инвалиды. Несмотря на кажущееся улучшение материального  благосостояния российских граждан, эта  служба продолжает активно развиваться  и оказывать услуги всё большему и большему числу людей.

Стационарная сеть представлена 1314 учреждениями, из которых:

-           618 – дома-интернаты для престарелых  и инвалидов (общего типа);

-           440 – психоневрологические интернаты;

-           64 – дома – интернаты милосердия  для престарелых и инвалидов;

-           14 – геронтологические центры.

В стационарных учреждениях  системы социальной защиты населения  проживает 245 тысяч человек, из которых 140 тысяч человек – пожилые  люди.

Если рост численности  проживающих в домах-интернатах в последние годы был незначительным (колебания в пределах 1-2 тысяч  человек в год), то расширение сети стационарных учреждений оказалось  более заметным явлением. Наиболее активно развивалась сеть домов-интернатов общего типа (за 10 лет увеличение более  чем в 2 раза) при полной стагнации  психоневрологической сети (на начало года).

Другой тенденцией является создание специализированных стационарных учреждений – домов милосердия и  геронтологических центров, которые  в большей степени, чем дома-интернаты общего типа, занимаются проблемами медицинского ухода.

Несмотря на активное развитие сети стационарных учреждений, численность  ожидающих очереди на помещение  в дома-интернаты не уменьшается.

Итатский специальный Дом-интернат для престарелых и инвалидов создан в 1989 году и предназначен для постоянного проживания престарелых граждан, инвалидов 1 и 2 групп, отбывших наказание в местах лишения свободы; не имеющих определённого места жительства и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Дом-интернат рассчитан на 170 мест, большая часть проживающих – социально дезадаптированные граждане. Более двух лет при учреждении функционирует отделение временного пребывания для лиц без определённого места жительства и занятий, которые принимаются в отделение по направлению органов социальной защиты населения области. Проживающие в учреждении получают трёхразовое питание, медико-социальное обслуживание, организован посильный оплачиваемый труд на базе интерната.

Заостровский дом - интернат для престарелых и инвалидов Калининградской области, создан в 1986 году и рассчитан на 280 мест, предназначен для постоянного проживания инвалидов и престарелых. Средний возраст проживающих 75 лет. Имеется отделение милосердия на 150 мест, парикмахерская, библиотека, актовый зал, видео- и аудио – аппаратура, организовано диетическое питание. Дом-интернат расположен в трехэтажном типовом здании современной постройки. Имеет автономную котельную, прачечную, баню, дезинфекционную камеру. В интернате действует подсобное хозяйство. Медицинское обслуживание проживающих осуществляется во взаимодействии с органами здравоохранения и госсанэпидемнадзора. Обслуживающий персонал прилагает все усилия для создания домашних условий проживающим.

К полустационарной форме относится деятельность структурных подразделений центров социального обслуживания (ЦСО), учреждений по оказанию помощи лицам без определённого места жительства, а также социально-оздоровительных центров. В эту же группу обычно включают специальные дома для одиноких и престарелых, хотя они, по своей сути, не являются учреждениями социального обслуживания, а, скорее всего, типом жилья.

Сеть центров социального  обслуживания развивалась более  динамично, чем стационарная сеть. Первый ЦСО был открыт в г. Челябинске в 1987 году. Сейчас их насчитывается уже 1875.

За 2001 год отделениями  дневного пребывания было обслужено 825,5 тысяч пожилых людей и инвалидов, отделениями временного проживания – 54,4 тысячи человек. Через систему 99 учреждений для лиц без определённого  места жительства в 2001 году прошло 57,4 тысячи человек, причём в большинстве  случаев это услуги 38 домов ночного  пребывания – 23,1 тыс. человек и 21 центра социальной адаптации – 15,6 тыс. человек. До 30% обслуженного этими учреждениями контингента – лица пожилого возраста. Развивается сеть социально-оздоровительных центров. Их – 52, и они смогли обслужить за 2001 год 55,9 тыс. человек.

В 701 специальном доме для  одиноких престарелых проживает 21,7 тыс. человек. В большинстве своём  эти учреждения небольшие, с числом проживающих до 25 человек, их – 444. В 21,8% таких домов имеются службы социально-бытового назначения.

Сегодня в Центре социального  обслуживания граждан пожилого возраста инвалидов Ростовской области функционируют 21 отделение социального обслуживания на дому, отделения дневного пребывания и срочного социального обслуживания, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому. Отделения надомного обслуживания работают в городе и на территориях всех сельских администраций. На обслуживание в центре приняты 1417 человек, средний возраст которых 70 лет, перешагнувших 80-летний рубеж - 17,7 процентов. Большую роль в продлении жизни пенсионеров играет отделение дневного пребывания. Клиенты получают здесь бесплатно услуги массажиста, медицинской сестры, на условиях частичной оплаты - одноразовое горячее питание. Прочно вошли в практику работы оздоровительная гимнастика, сеансы психологической разгрузки, физиопроцедуры. Если посмотреть на главное в деятельности Центра - предоставление обслуживаемым социально-бытовых и медицинских услуг, то заметна тенденция роста их числа и разновидности с годами. Если в 1994 году пожилые люди получали 10 видов услуг, то 2009 году - 37. Соответственно увеличивается и нагрузка на работников службы: если в 1994 году на одно посещение пенсионера социальным работником приходилось 1,02 услуги, то в 2008 году - 4,4. Более 300 социальных работников Центра, которым присущи доброта, отзывчивая душа, беспокойное сердце, уважение к людям, обслуживают пожилых людей.

Основными задачами центра являются:

1. Выявление граждан, нуждающихся  в социальном обслуживании.

2. Дифференцированный учет  всех граждан, нуждающихся в  социальном обслуживании.

3. Определение конкретных  форм помощи, периодичности ее  представления гражданам, нуждающимся  в социальном обслуживании.

4. Оказание социальных, бытовых,  торговых, медицинских, консультативных  и иных услуг постоянного, временного  или разового характера /12/.

Отделения, предоставляющие  услуги проживающим гражданам в  доме – интернате:

-           Отделение социального обслуживания  на дому.

-           Отделение срочной социальной  помощи.

-           Клуб общения для пожилых людей.

-           Отделение дневного пребывания /13/.

Выводы таковы:

1.         Наиболее важными факторами, определяющими  поведение пожилого человека, являются: снижение психофизических возможностей, уход из активной жизни, осознание  неизбежности приближения конца  жизни, потеря близких людей.

2.         Выделяют факторы, детерминирующие  возникновение социально-психологических  проблем пожилых людей:

-           Разобществление через отвержение общества, утрату коммуникабельности и потерю общественных связей, уход от общественных дел;

-           Изменение социального статуса  и образа жизни, вследствие  прекращения работы на производстве  и поиск новых видов деятельности;

-           Проявления дискриминаций и предубеждений  по отношению к пожилым людям.

3.         Таким образом, типичными социально-психологическими  особенностями этой категории  клиентов социальной работы являются: заниженный уровень самооценки и самоуважения; изменение структуры психологического времени, возрастание неопределенности и потеря содержания жизненного мира, неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, снижение чуткости, способности справляться со сложными ситуациями, тенденция к эксцентричности, возникновение хронического стресса, спад коммуникабельности, сужение круга интересов и сосредоточение на своем внутреннем мире, изменение мотивации социальной активности.

4.         Для общества с быстро стареющим  населением характерен и быстро  нарастающий перевес женщин в  половом составе населения, т.е.  быстрая феминизация. Старость  становится все более «женским»  явлением, явлением женского одиночества.

5.         Исследования показывают, что одиноко  живущие пожилые и старые люди  не стремятся в дома-интернаты,  а предпочитают, чтобы им оказывали  помощь на дому.

6.         Повышенная социальная уязвимость  пожилых граждан связана также  и с экономическими факторами:  небольшими размерами получаемых  пенсий, низкой возможностью трудоустройства,  как на предприятиях, так и  в получении работы на дому. Пожилые люди встревожены своим  материальным положением, уровнем  инфляции, высокой стоимостью медицинского  обслуживания.

7.         Чувство одиночества истощает  душевные силы человека и таким  образом разрушает и физические  силы.

8.         Таким образом, мы выделили  основные социально-психологические  проблемы пожилых людей и рассмотрели  их причины, а также наметили  возможные пути их решения.

9.         Можно выделить следующие направления  деятельности центров социального  обслуживания населения по оказанию  помощи в реализации законных  прав и интересов пожилых людей:  организация и контроль соблюдения  прав и обеспечения социальных  гарантий; обеспечение консультационно-правовой  помощи; создание и управление  инфраструктурой социального обслуживания  населения; предоставление социально-бытового  обслуживания; реализация адресных  программ; консультационно-коммуникативная  деятельность.

Информация о работе Технология социальной работы с пожилыми людьми