Технология социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.теоретические и правовые основы социальной работы с пожилыми людьми
1.1.теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми…………4
1.2.нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми...9
ГЛАВА 2.социальная работа с пожилыми людьми
2.1.формы и методы социальной работы с пожилыми людьми……………...16
2.2.социальные учереждения оказывающие помощь и поддержку пожилым людям…………………………………………………………………………......28
ГЛАВА 3. Необходимость внедрения новых технологий в практику социального обслуживания населения пожилого возраста
3.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей…………………………………………………38
3.2.Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста…………………………………………………………………………43
Заключение………………………………………………………………………47
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

переделанный.docx

— 98.89 Кб (Скачать файл)

10.      Разнообразие  форм позволяет реализовать такие  принципы социального обслуживания  как: адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность.

11.      В последнее  десятилетие наиболее активно  развивалась сеть домов-интернатов  общего типа при полной стагнации  психоневрологической сети.

12.      Основные  тенденции сети стационарных  социальных учреждений: разукрупнение  существующих домов-интернатов и  открытие домов малой вместимости;  создание специализированных стационарных  учреждений – домов милосердия  и геронтологических центров,  которые в большей степени,  чем дома-интернаты общего типа, занимаются проблемами медицинского  ухода.

13.      К числу  основных задач территориального центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов можно отнести:

-           Выявление граждан, нуждающихся  в социальном обслуживании.

-           Дифференцированный учет всех  граждан, нуждающихся в социальном  обслуживании.

-           Определение конкретных форм  помощи, периодичности ее представления  гражданам, нуждающимся в социальном  обслуживании.

-           Оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и  иных услуг постоянного, временного  или разового характера.

2.2.Социальные учереждения оказывающие помощь и поддержку пожилым людям

Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой  является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.

Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности /14/.

Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов  на современном этапе является оказание социальной помощи - то есть  обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации  или  нейтрализации  критических  жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей  включает в себя пенсии и различные  пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

Социальное обеспечение  осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.

Рассмотрим содержание работы Центра социального обслуживания (для  граждан пожилого возраста и инвалидов). В него, как правило, входит несколько  отделений. В отделении дневного пребывания(рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах.

Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.

В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120 человек, в сельской местности — 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).

Одной из первостепенных задач  деятельности отделений социальной помощи на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании. Исследования, проводившиеся в этом направлении Центральным НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН) показали, что среди нетрудоспособных граждан (пенсионеров и инвалидов трудоспособного возраста) 22,2% нуждаются в надомном обслуживании.

Изучение сотрудниками ЦИЭТИНа контингента лиц, принятых на надомное обслуживание в 10 административных территориях России, показало, что подавляющее большинство (80,8%) из них — женщины; мужчины, соответственно, составили всего 19,2% /3/.

По возрастному признаку 2/3 обслуживаемых находилось в возрасте 75 лет и старше (66,1%), Причем, на долю лиц в возрасте 85 — 89 лет приходилось 14,6%, а долгожителей — 3,6%. Лица в возрасте моложе 60 лет составили всего 6,8% среди обслуживаемых, примерно такое же число и 65 — 69-летних — 7,5%. В то же время обслуживаемых в возрастном диапазоне 70 — 74 года уже было 19,6%.

По степени самообслуживания все обследованные распределились следующим образом: 46,7% при условии доставки им на дом продуктов питания могли себя обслуживать полностью, при этом 90% из них либо вообще не пользовались вспомогательными средствами для передвижения, либо использовали трость.

Частично обслуживали  себя примерно такое же число обследованных  — 46,2%; полностью не могли обслуживать  себя 7,1%. Среди указанных 53,3% инвалидов  и престарелых 6,0% постоянно находились на постельном режиме, а 30,0% с трудом передвигались только в пределах жилого помещения. 35% лиц из этой объединенной группы не пользовались при передвижении вспомогательными средствами, прочие — либо костылями или тростью (50%), либо кресло-коляской (15%).

Была проанализирована нуждаемость  обслуживаемых одиноких нетрудоспособных граждан в различных видах  социально-бытовых услуг и степень ее удовлетворенности.

Так же в дополнение к  перечню услуг, оказываемых обычными отделениями социальной помощи на дому, работники специализированных отделений содействуют в приготовлении горячей пищи обслуживаемым ими лицам, производят кормление ослабленных пенсионеров и инвалидов, осуществляют влажную уборку жилых помещений, оказывают санитарно-гигиеническую помощь (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание), а также проведение различных медицинских процедур, оказание экстренной доврачебной помощи, проведение санитарно-просветительной работы с обслуживаемыми и их родственниками. В приложении 2  приведены перечни услуг, предусмотренные различными нормативными документами для обычных и специализированных отделений социальной помощи на дому.

Служба  срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»:

- оказание юридической  помощи в пределах своей компетенции;

- оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями.

Существенное значение в  условиях кризисной обстановки в  России имеет адресная социальная защитапожилых людей. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет.

Социологические исследования в нашей стране показали, что основными  направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.

Совершенствование пенсионного  обеспечения является одним из важнейших  направлений социального обеспечения  в современных государствах. Решается эта задача по-разному.

В одних странах пенсионеры получают пенсию и заработную плату  полностью независимо от ее величины и в любой отрасли народного хозяйства. В других странах широко распространены так называемые отложенные пенсии, то есть увеличение пенсий на определенный процент в зависимости от числа трудовых лет после пенсионного возраста. Практиковалось и практикуется это и в нашей стране. Имеет перспективу и добровольное страхование по старости (право на дополнительную пенсию). К сожалению, в 90-е годы пенсионное обеспечение в России является крайне недостаточным. Размер пенсии намного меньше прожиточного минимума, к тому же она нередко выплачивается не вовремя.

В ряде регионов страны значительную помощь пожилым людям оказывают  местные органы власти: увеличиваются  дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам; различным категориям престарелых устанавливаются льготы по оплате жилья, телефона, бесплатно отпускаются лекарства по рецептам врачей и так далее.

Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслуживание престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур  

Для решения этих проблем  архитекторами, дизайнерами, геронтологами  уже давно определены перспективные  направления разработки и выпуска соответствующей бытовой техники. Эти предложения сводятся к созданию:

·   автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать операции по приготовлению пищи;

·   системы подъемников для ухода за лежачими больными и оказания им санитарно-гигиенической помощи;

·   специальной мебели и механизмов для уборки помещений с учетом возрастной специфики престарелых и тому подобное, а также ряда простых, но очень нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного возраста и повышающих безопасность бытовых операций;

·   системы поручней и опорных скоб для принятия старым человеком ванны;

·   специальных подставок, облегчающих надевание обуви;

·   пологих пандусов вместо порогов и тому подобное.

Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они  реализуются крайне неудовлетворительно

С 1986 года в нашей стране начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения — отделения дневного пребывания.

Целью организации таких  отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь.

Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

Первоначально такие Центры создавались при домах-интернатах для престарелых, поскольку эти  учреждения имеют такую материально-техническую  базу, которая могла обеспечить для  отделения соответствующую площадь, ее оборудование, обеспечить посетителей  горячим питанием.

Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срок посещения  в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за питание взималась с посетителей  отделения дифференцирование, в  зависимости от размера получаемой пенсии. Предусматривалось, что с  посетителями отделения будет работать на 0,5 ставки культработник дома-интерната. Согласно соответствующего «Положения», посетители отделения имели право пользоваться лечебно-диагностическими и процедурными кабинетами, трудовыми мастерскими, а также обеспечиваться медикаментами наравне с проживающими в доме-интернате.

Изучение ЦИЭТИНом отзывов посетителей отделения о факте создания такой службы показало, что все посещающие отделение относятся к этому положительно. Вместе с тем, изучение отношения посещающих отделение дневного пребывания к факту нахождения его при доме-интернате показало следующее: 47% относятся безразлично ~ это преимущественно те, у кого контакты с проживающими в доме-интернате минимальны или отсутствуют; 28,5% относятся положительно — это те лица, которые активно ищут контактов с персоналом дома-интерната, бесплатно получают лекарственные препараты и процедуры, а также те, которые охотно контактируют с проживающими в этом учреждении, оказывают им какую-то помощь и понимают, что будучи одинокими, и сами через какое-то время вынуждены будут перейти на постоянное проживание в дом-интернат, но относятся к такой перспективе спокойно, не рассматривая ее как жизненную катастрофу. У 25,5% посетителей отношение крайне отрицательное. Это те люди, которые, осознавая для себя возможную перспективу в конце концов оказаться на постоянном проживании в доме-интернате, не могут смириться с мыслью о таком исходе; это также те граждане, кто столкнулся с негативным отношением к себе со стороны находящихся в стационаре.1

Информация о работе Технология социальной работы с пожилыми людьми