Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследование особенностей профессионального самоопределения у подростков из неблагополучных семей.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы – беседа, наблюдение, тестирование (опросник Дж. Холланда)
- методы математической обработки данных.

Содержание

Введение 4
1 Теоретический аспект исследования профессионального самоопределения
у подростков из неблагополучных семей 6
Сущность и содержание понятия 6
«профессиональное самоопределение личности»
1.2 Виды профессионально ориентированных периодизаций 10
1.3 Особенности профессионального самоопределения в
старшем школьном возрасте 16
Содержание деятельности социального педагога по
организации профессионального самоопределения школьников 21
Анализ деятельности социального педагога в
образовательном учреждении со старшими школьниками
по профессиональному самоопределению 21
Программа по организации профессионального
самоопределения для детей из неблагополучных семей
«Взгляд в будущее» 29
Заключение 35
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование.docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

3) Посредническая работа  с учебными заведениями и со  службами занятости

4) Профориентационная работа

а) Разработка профессионального  плана или образа

б) Определение главной  цели и цели на будущее, пути и средства их достижения.

в) Составление индивидуальных бизнес-планов учащихся.

Для того чтобы помочь старшеклассникам возможно составление индивидуальных бизнес-планов учащихся, в которых  они смогут примерно сформулировать свои основные жизненные приоритеты и цели.

Основной формой работы социального  педагога по профессиональному самоопределению  является профориентация, которая включает в себя следующие направления:

· профессиональная активизация,

· профессиональное просвещение,

· профессиональную консультацию,

· профессиональное воспитание (развитие),

· профессиональный подбор,

· профессиональный отбор,

· социально-профессиональная адаптация.

Профориентационная работа среди школьников ведется по двум основным направлениям:

· профориентационная диагностика

· профессиональное консультирование.

Психологическая диагностика  предполагает проведение тестирования для определения профессиональных интересов, склонностей и сформировавшихся способностей; выявление, измерение  и объективизацию индивидуально- психологических особенностей личности, имеющих отношение к успешности выполнения той или иной профессиональной деятельности. В целях профессионального консультирования и профессионального психологического отбора могут использоваться самые разнообразные психодиагностические методики, прогностическая ценность которых подтверждена специальными исследованиями.[17]

Могут быть применены следующие  методики:

1. Метод активизирующего  консультирования, основанный на  индивидуальной работе с подростком.

2. "Тест профессиональных  интересов" (Голланд).

3. Тест "Уровень мотивации  достижения".

4. Исследование образовательных  установок.

5. Сочинение на тему "Моя  будущая профессия".

6. Техника "Составление  информационной карты".

7. Техника на самоописание, оценку способностей и оценку видов деятельности.

8. Выбор профессии по  классификации Е.А. Климова.

9. Диагностическая методика "Профессиональная готовность"[16].

Профдиагностическая работа проводиться в несколько этапов:

1) Выявление уровня готовности  к профессиональному самоопределению  [Опросник для выявления уровня  готовности к выбору профессии  (В.Б. Успенский)].

Целью данной работы является: определение уровня готовности к  профессиональному самоопределению, степень информированности о  профессии, сформированность профессионального плана, профпросвещение, справочно-информационное консультирование.

2) Изучение интересов,  склонностей и направленности  личности по типам профессий  и видам деятельности (ДДО, опросник  «Ориентация», Опросник профессиональной  готовности, методика «карта интересов», опросник Холланда, мотивация профессиональной деятельности (К.Замфир))

Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении  должна быть направлена на создание условий  для самостоятельного решения проблем  с помощью специальных методов например, выделяются следующие этапы организации активизирующего консультационного воздействия [13, С.399].

Предварительный этап - ещё  до встречи со школьником, на котором  консультант должен познакомиться  с предварительной информацией  об учащемся и на основании анализа  этой информации выдвинуть предварительную  профориентационную гипотезу - определить проблему и наметить пути её решения.

1. Общая оценка ситуации  консультирования по следующим  составляющим: особенностей данного  учащегося (в чём он сам видит  проблему), условия консультирования (насколько они помогают решать  проблему учащегося), самооценка  профконсультанта (насколько он  готов помочь данному школьнику). На 1 этапе важно не только «исследовать» учащегося, сколько помочь ему сформулировать собственную проблему, поэтому особенное значение имеет организация эмоционально-доверительного контакта со школьником и такое последовательное развитие этого контакта: вначале - максимальная доброжелательность; далее - доброжелательность и конструктивность; в завершение консультации доброжелательность и оптимальное настроение.

2. Выдвижение (или уточнение)  профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблемах клиента и возможного пути и средства решения этой проблемы.

3. Совместное решение  выделенной проблемы, допускающее  использование в ряде случаев  и неактивизирующих методов, например, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т.е. оставался субъектом самоопределения [19].

Цель такой работы - вселение в юношу оптимизма, уверенности  в себе, а также проигрывание в  специальных процедурах сложных  моментов, связанных с самоопределением.

Работа на данном этапе  предполагает решение следующих  основных задач:

1.Информационно-справочная, может быть решена с помощью  профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и т.п.

2. Диагностическая, направленная в идеале на самопознание юноши (девушки), может быть решена с использованием несложных, понятных клиенту психодиагностических методик.

3. Задача - связанная с  морально эмоциональной поддержкой  самоопределяющегося человека. Здесь  могут быть использованы приёмы  и техники, заимствованные из  психотерапии и консультативной  психологии а также специальные игровые профконсультационные методики.

4. Задача - связанная с  принятием конкретного решения.

5. Совместное поведение  итогов, что важно как для рефлексии  учащегося, так и для развития  рефлексии самого профконсультанта. [7]

В теоретической главе  мы рассмотрели Профессиональное самоопределение  учащихся старших классов общеобразовательного учреждения как социально-педагогическая проблему. Была определена сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение личности», были представлены виды профессионально ориентированных периодизаций, а также мы выявили особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте, и раскрыли содержание деятельности социального педагога по организации профессионального самоопределения старших школьников

 

2.2 Программа по  организации профессионального  самоопределения для детей из неблагополучных семей «Взгляд в будущее»

На основе анализа литературных источников и деятельности социального  педагога в средней общеобразовательной  школе была составлена программа  по организации профессионального  самоопределения «Взгляд в будущее» (Приложение 1).

Беседы с социальным педагогом  и психологом, а также опрос  учащихся показал, что системная  работа по профессиональному самоопределению  в девятом классе не велась, что  вызывает необходимость в работе со старшеклассниками решать задачи, которые ставятся, как правило, на предыдущем этапе.

Цель программы: Оказать  детям из неблагополучных семей учащимся в общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению.

Задачи:

· формирование актуального  для подростков «информативного  поля»;

· Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков  и умений по целеполаганию и планированию;

· формирование мотивов саморазвития, самоопределения и личностного  роста.

Программа рассчитана на 43 занятия, в объеме 2460 минут в течение учебного года.

В процессе изучения курса  «Профессиональное самоопределение  школьников» учащимся было предложено выполнить и защитить творческий проект «Мой Взгляд в будущее».

В рамках практического исследования была проведена первичная диагностика, которая включила в себя анкетирование  и тестирование учащихся. По результатам  анкетирования было выявлено, что 80 % учащихся ещё не определились с  выбором своей будущей профессии, а 20 % учащихся уже определились и это в основном ребята из полных и благополучных семей.

Также было выявлено, что  только 10 % определились с выбором  высшего учебного заведения, а 90 % не определились.

В процессе диагностики также  была использована методика Е.А. Климова "Определение типа будущей профессии" (Приложение Б), результаты которой показали, что для 35 % учащихся наиболее подходящим типом профессии является «Человек - знакомая система», для 30 % учащихся «Человек -техника», для 15 % учащихся - «Человек - художественный образ» для 10 % учащихся - «Человек - человек», и для 10 % учащихся - «Человек - природа» (Рисунок 1).

Рисунок 1- Распределение  данных при определении типа будущей профессии

 

Человек-знак — высокая заинтересованность учеников, из них 20 % это 5 учеников из полных и благополучных семей.

Предметом труда данного  типа профессий является работа, связанная  со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами. В этих профессиях требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, буквами, пространственное мышление.

«Человек-природа» и «Человек-техника» данным видом профессий отдало предпочтение 40 % от опрошенных учеников, из 35 % ребят из неблагополучных семей.

Человек-природа — заинтересованность 10 %.

Предметом труда данного  типа профессий является работа, связанная  с изучением, наблюдением и сохранением  живой и неживой природы, с  уходом за растениями и животными, с  профилактикой и лечением заболеваний  растений и животных. В этих профессиях требуется высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, физической выносливости, склонность и интерес  к работе с живыми и неживыми объектами  природы.

Человек-техника — заинтересованность 30 %,

Предметом труда данного  типа профессий является работа, связанная  с созданием, конструированием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, ремонтом техники, управлением техническими устройствами. В этих профессиях требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе.

Человек-человек — низкая заинтересованность 10 %.

Предметом труда данного  типа профессий является работа, связанная  с общением и взаимодействием  с людьми. Сюда относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, управлением, сервисом и услугами, правовой защитой, продажами и коммерцией. В этих профессиях требуются умения устанавливать  и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться  в человеческих взаимоотношениях, проявлять  активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями  и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.

Человек-художественный образ — низкая заинтересованность 15 %.

Предметом труда данного  типа профессий является работа с  различными образами. Сюда относятся  профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений. В этих профессиях требуются  способности к искусствам, развитое воображение и художественный вкус, творческие способности, образное мышление.

В рамках разработанной программы  по организации профессионального  самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее» были проведены  следующие занятия:

Занятие №1

Ориентировочное

Цель - получение необходимой  информации о профессиональных намерениях учащихся; формирование у участников установки на саморазвитие в рамках занятий по профессиональному самоопределению.

Задачи

· Знакомство с группой

· Проведение игры «секрет  на спине», «Сантики-фантики»

· информирование учащихся о профессиях, о рейтинге востребованности профессий

· Диагностирование

· Анкетирование

· Рефлексия

Занятие №2

Классификация профессий

Цель - формирование теоретических  представлений и понятий, связанных  с миром профессий.

Задачи:

· активизация умственной активности

Информация о работе Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей