Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:09, курсовая работа
Цель исследования - исследование особенностей профессионального самоопределения у подростков из неблагополучных семей.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы – беседа, наблюдение, тестирование (опросник Дж. Холланда)
- методы математической обработки данных.
Введение 4
1 Теоретический аспект исследования профессионального самоопределения
у подростков из неблагополучных семей 6
Сущность и содержание понятия 6
«профессиональное самоопределение личности»
1.2 Виды профессионально ориентированных периодизаций 10
1.3 Особенности профессионального самоопределения в
старшем школьном возрасте 16
Содержание деятельности социального педагога по
организации профессионального самоопределения школьников 21
Анализ деятельности социального педагога в
образовательном учреждении со старшими школьниками
по профессиональному самоопределению 21
Программа по организации профессионального
самоопределения для детей из неблагополучных семей
«Взгляд в будущее» 29
Заключение 35
Список литературы 38
3) Посредническая работа с учебными заведениями и со службами занятости
4) Профориентационная работа
а) Разработка профессионального плана или образа
б) Определение главной цели и цели на будущее, пути и средства их достижения.
в) Составление индивидуальных бизнес-планов учащихся.
Для того чтобы помочь старшеклассникам возможно составление индивидуальных бизнес-планов учащихся, в которых они смогут примерно сформулировать свои основные жизненные приоритеты и цели.
Основной формой работы социального
педагога по профессиональному
· профессиональная активизация,
· профессиональное просвещение,
· профессиональную консультацию,
· профессиональное воспитание (развитие),
· профессиональный подбор,
· профессиональный отбор,
· социально-профессиональная адаптация.
Профориентационная работа среди школьников ведется по двум основным направлениям:
· профориентационная диагностика
· профессиональное консультирование.
Психологическая диагностика
предполагает проведение тестирования
для определения
Могут быть применены следующие методики:
1. Метод активизирующего
консультирования, основанный на
индивидуальной работе с
2. "Тест профессиональных интересов" (Голланд).
3. Тест "Уровень мотивации достижения".
4. Исследование образовательных установок.
5. Сочинение на тему "Моя будущая профессия".
6. Техника "Составление информационной карты".
7. Техника на самоописание, оценку способностей и оценку видов деятельности.
8. Выбор профессии по классификации Е.А. Климова.
9. Диагностическая методика
"Профессиональная готовность"[
Профдиагностическая работа проводиться в несколько этапов:
1) Выявление уровня готовности
к профессиональному
Целью данной работы является:
определение уровня готовности к
профессиональному
2) Изучение интересов, склонностей и направленности личности по типам профессий и видам деятельности (ДДО, опросник «Ориентация», Опросник профессиональной готовности, методика «карта интересов», опросник Холланда, мотивация профессиональной деятельности (К.Замфир))
Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов например, выделяются следующие этапы организации активизирующего консультационного воздействия [13, С.399].
Предварительный этап - ещё до встречи со школьником, на котором консультант должен познакомиться с предварительной информацией об учащемся и на основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профориентационную гипотезу - определить проблему и наметить пути её решения.
1. Общая оценка ситуации
консультирования по следующим
составляющим: особенностей данного
учащегося (в чём он сам видит
проблему), условия консультирования
(насколько они помогают
2. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблемах клиента и возможного пути и средства решения этой проблемы.
3. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т.е. оставался субъектом самоопределения [19].
Цель такой работы - вселение в юношу оптимизма, уверенности в себе, а также проигрывание в специальных процедурах сложных моментов, связанных с самоопределением.
Работа на данном этапе предполагает решение следующих основных задач:
1.Информационно-справочная, может быть решена с помощью профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и т.п.
2. Диагностическая, направленная в идеале на самопознание юноши (девушки), может быть решена с использованием несложных, понятных клиенту психодиагностических методик.
3. Задача - связанная с
морально эмоциональной
4. Задача - связанная с принятием конкретного решения.
5. Совместное поведение
итогов, что важно как для рефлексии
учащегося, так и для развития
рефлексии самого
В теоретической главе
мы рассмотрели Профессиональное самоопределение
учащихся старших классов
2.2 Программа по организации профессионального самоопределения для детей из неблагополучных семей «Взгляд в будущее»
На основе анализа литературных
источников и деятельности социального
педагога в средней общеобразовательной
школе была составлена программа
по организации профессионального
самоопределения «Взгляд в
Беседы с социальным педагогом
и психологом, а также опрос
учащихся показал, что системная
работа по профессиональному
Цель программы: Оказать детям из неблагополучных семей учащимся в общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению.
Задачи:
· формирование актуального для подростков «информативного поля»;
· Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;
· формирование мотивов саморазвития, самоопределения и личностного роста.
Программа рассчитана на 43 занятия, в объеме 2460 минут в течение учебного года.
В процессе изучения курса
«Профессиональное
В рамках практического исследования
была проведена первичная
Также было выявлено, что только 10 % определились с выбором высшего учебного заведения, а 90 % не определились.
В процессе диагностики также была использована методика Е.А. Климова "Определение типа будущей профессии" (Приложение Б), результаты которой показали, что для 35 % учащихся наиболее подходящим типом профессии является «Человек - знакомая система», для 30 % учащихся «Человек -техника», для 15 % учащихся - «Человек - художественный образ» для 10 % учащихся - «Человек - человек», и для 10 % учащихся - «Человек - природа» (Рисунок 1).
Рисунок 1- Распределение данных при определении типа будущей профессии
Человек-знак — высокая заинтересованность учеников, из них 20 % это 5 учеников из полных и благополучных семей.
Предметом труда данного типа профессий является работа, связанная со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами. В этих профессиях требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, буквами, пространственное мышление.
«Человек-природа» и «Человек-техника» данным видом профессий отдало предпочтение 40 % от опрошенных учеников, из 35 % ребят из неблагополучных семей.
Человек-природа — заинтересованность 10 %.
Предметом труда данного
типа профессий является работа, связанная
с изучением, наблюдением и сохранением
живой и неживой природы, с
уходом за растениями и животными, с
профилактикой и лечением заболеваний
растений и животных. В этих профессиях
требуется высокий уровень
Человек-техника — заинтересованность 30 %,
Предметом труда данного типа профессий является работа, связанная с созданием, конструированием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, ремонтом техники, управлением техническими устройствами. В этих профессиях требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе.
Человек-человек — низкая заинтересованность 10 %.
Предметом труда данного
типа профессий является работа, связанная
с общением и взаимодействием
с людьми. Сюда относятся профессии,
связанные с медицинским
Человек-художественный образ — низкая заинтересованность 15 %.
Предметом труда данного типа профессий является работа с различными образами. Сюда относятся профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений. В этих профессиях требуются способности к искусствам, развитое воображение и художественный вкус, творческие способности, образное мышление.
В рамках разработанной программы
по организации профессионального
самоопределения старших
Занятие №1
Ориентировочное
Цель - получение необходимой
информации о профессиональных намерениях
учащихся; формирование у участников
установки на саморазвитие в рамках
занятий по профессиональному
Задачи
· Знакомство с группой
· Проведение игры «секрет на спине», «Сантики-фантики»
· информирование учащихся о профессиях, о рейтинге востребованности профессий
· Диагностирование
· Анкетирование
· Рефлексия
Занятие №2
Классификация профессий
Цель - формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.
Задачи:
· активизация умственной активности
Информация о работе Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей