Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследование особенностей профессионального самоопределения у подростков из неблагополучных семей.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы – беседа, наблюдение, тестирование (опросник Дж. Холланда)
- методы математической обработки данных.

Содержание

Введение 4
1 Теоретический аспект исследования профессионального самоопределения
у подростков из неблагополучных семей 6
Сущность и содержание понятия 6
«профессиональное самоопределение личности»
1.2 Виды профессионально ориентированных периодизаций 10
1.3 Особенности профессионального самоопределения в
старшем школьном возрасте 16
Содержание деятельности социального педагога по
организации профессионального самоопределения школьников 21
Анализ деятельности социального педагога в
образовательном учреждении со старшими школьниками
по профессиональному самоопределению 21
Программа по организации профессионального
самоопределения для детей из неблагополучных семей
«Взгляд в будущее» 29
Заключение 35
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование.docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

· развитие умения работать в группе

· формирование умения использовать разную профессиональную терминологию.

· Информирование учащихся о типах, классах, группах, формулах профессий

· Проведение игр «любовное  послание», «профессиональные молекулы»

Социальный педагог при  работе с учениками должен учитывать  их возрастные особенности.

Социальному педагогу необходимо выделять и разграничивать два уровня работы по профессиональному самоопределению  учащихся: деятельность в 9 и 11 классе.

Социальный педагог должен как можно больше взаимодействовать  с такими специалистами как психолог, классный руководитель, а также с  администрацией и родителями.

Социальному педагогу следует  учитывать, что старшеклассник принимает  во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу  другой информации, через которую  социальный педагог должен воздействовать на профессиональное самоопределение  учащегося (работа с семьей, микрогруппами, педагогическим коллективом и личностью старшеклассника).

Необходимо осуществлять деятельность по конкретным разработанным  программам профессионального самоопределения  для старшеклассников.

Эффективность работы по профессиональному  самоопределению учащихся обусловлена  обеспечением социально-педагогических условий в школе и использованием различных форм и методов профориентации.

Организация профессионального  самоопределения старшеклассников перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать как когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.

На основании изученного материала можно сделать вывод о том, что подростки из неблагополучных семей, в связи с отсутствием у них необходимых навыков общения, чаще будут выбирать профессии не связанные с налаживанием контактов с окружающими.

Специфика профессионального  самоопределения детей, воспитывающихся  в неблагополучных семьях, заключается  в высокой мотивации профессионального  самоопределения, недостаточном развитии операциональной составляющей этого процесса и наличии жесткой структуры всех его компонентов.

2. Высокий уровень мотивации профессионального самоопределения обеспечивается значимостью для детей из неблагополучных семей сферы будущей профессиональной деятельности, а процессуальная составляющая характеризуется: слабым осознанием своих индивидуальных особенностей, способностей и личностных качеств; отсутствием субъектной позиции и активности в процессе профессионального самоопределения; низкой способностью к саморегуляции деятельности и меньшей степенью профессиональной зрелости по сравнению с подростками, воспитывающимися в благополучной семье.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Анализ и обобщение  психологической, педагогической, экономической, социологической и философской  литературы по проблеме исследования, позволяет сделать вывод о  необходимости рассматривать профессиональное самоопределение как процесс, который  происходит на протяжении всей профессиональной жизни человека и в связи с  этим рассматривать данное понятие  как совокупность временных состояний: предпосылок, актуального состояния  и перспективы.

Психологическая атмосфера  неблагополучной семьи формирует  негативные предпосылки для профессионального  самоопределения подростков в объективном  и субъективном плане. А именно: неадекватная самооценка и самосознание, чувство  выученной беспомощности подростка  формирует низкое стремление к достижениям, блокирует стремление к самореализации, приводит к тому, что сферой самореализации становится асоциальная деятельность; низкий познавательный интерес, интеллектуальная неразвитость подростка сужает сферу  его профессиональной пригодности; эмоциональная неразвитость формирует  индифферентное отношение подростка  к профессиональному самоопределению.

Объективная ситуация профессионального  самоопределения подростков из неблагополучных  семей характеризуется материальной несостоятельностью родителей, и это  сужает возможности выбора образовательного учреждения, приводит к компромиссному выбору профессии, без учета своих  индивидуально-психологических особенностей. Кроме того, несогласованность потребности  экономики в специалистах с объемом  их выпуска в образовательных  учреждениях приводит к безработице, трудоустройству не по специальности.

Эффективное профессиональное самоопределение подростка из неблагополучной  семьи включает в себя восстановление личностного потенциала подростка; развитие самостоятельности, активности, ответственности в процессе профессионального самоопределения; личностных качеств, способствующих построению эффективной стратегии на рынке труда в перспективе.

При определении психолого-педагогических условий эффективного профессионального  самоопределения подростков из неблагополучной  семьи в реабилитационном учреждении необходимо учитывать субъективные и объективные условия профессионального  самоопределения подростков данной группы - создание ситуаций, способствующих: развитию адекватного самосознания и самооценки, креативности; осознанию  и переживанию ответственного отношения  к профессиональному самоопределению; возможность получения знаний о  правилах построения профессионального  плана; организация практической деятельности; подготовки подростка к профессиональной мобильности.

Наиболее значимыми психологическими факторами профессионального самоопределения  подростков из неблагополучных семей  по сравнению с подростками из благополучнойсемьи: идентификации с родителями и значимости мнения третьих лиц; взаимосвязи потребностей в самореализации и материальном благополучии; потребности в востребованности на рынке труда.

Теоретическая модель профессионального  самоопределения подростков из неблагополучных  семей включает: психолого-педагогические компоненты, условия, с учетом субъективной и объективной ситуации, предпосылок, актуального состояния и перспективы  профессионального самоопределения; психолого-педагогические средства и  технологии.

Наиболее продуктивными средствами психолого-педагогической работы в направлении эффективного профессионального самоопределения подростков из неблагополучных семей будут активизирующие профконсультации, беседы, конкурсы, викторины, а также средства киноискусства, тренинги, рекомендации-памятки, способствующие пролонгированному воздействию на личность подростка. Все мероприятия реабилитационного процесса должны быть направлены на эффективное профессиональное самоопределение подростка и включены как в целенаправленную, так и в непосредственную форму работы. Приоритетными технологиями будут: «опора на положительное», «создание ситуаций успеха», терапия занятостью и др. Кроме того, необходимо вторичное включение подростка в реабилитационный процесс.

Практическая значимость исследования заключается в возможности  использования полученных эмпирических данных на практике. Материалы курсовой работы могут служить основой  для разработки рекомендаций родителям  и педагогам по воспитанию детей  и подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1 Алексеева, Л.H. Личностно-профессиональное  становление и развитие человека/Л.H. Алексеева.- Архангельск, 2004. - 117 с.

2 Архипов, В.М. Социально-педагогические  основы системы профессиональной  ориентации школьников: дис. канд. пед. наук / В.М. Архипов.-М., 2006.-126 с.

3 Бабочкин, П.И Социально-профессиональные  ориентации учащихся, и факторы  выбора профессии / П.И. Бабочкин, И.И. Задорожная, М.Г. Рогачева.-М., 2011.- 660 с.

4 Беркутова, Д.И. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников: учебно-методическое пособие/ Д.И. Беркутова.-Ульяновск: Ул ГПУ, 2006.-104 с.

5 Дидковская, Я.В. Профессиональное самоопределение молодежи: социологический анализ / Я.В. Дидковская, Екатеринбург.: Мин.-во образования РФ, 2004.- 69 с.

6 Журавлева, О.В. Психолого-педагогическая  поддержка профессионального самоопределения  старшеклассников «группы риска»: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Журавлева.- Кемерово, 2011.-176 с.

7 Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер.- М.: Академический проект, 2008.-336 с.

8 Иванова, Е.М Психология  профессиональной деятельности / Е.М.  Иванова.- М.: ПЭРСЭ, 2006.-382 с.

9 Климов, Е.А. Психология  профессионального самоопределения  / Е.А. Климов. М.: Академия, 2009.- 304 с.

10 Коростылева, Л.A. Психология  самореализации личности: затруднения  в профессиональной сфере/ Л.A. Коростылева.- СПб.: Речь, 2005.- 222 с.

11 Кухарчук, A.M. Профессиональное самоопределение учащихся/ A.M. Кухарчук, A.B. Ценципер.- Минск, 1976.

12 Кухтерина, Е.А. Социальная  мобильность молодежи/ Е.А. Кухтерина.  -Тюмень: Экспресс, 2004.- 77 с.

13 Лаврентьева, З.И. Педагогика  социальной реабилитации / З.И Лаврентьева.- Новосибирск: НГУ, 2003.-155 с.

14 Лайкина, О.В. К вопросу о самоопределении подростков группы риска / О.В. Лайкина// Самоопределение личности: новые подходы и технологии: Мат-лы II научн.- практ. конф. Курган : Кург. гос. ун-т, 2005. - С. 80 - 81

15 Мальцева, Л.В. Система  работы психолога образования  и профессионального самоопределения  старшеклассников/ Л.В. Мальцева.-Курган: КГУ, 2004.-156 с.

16 Мудрик, A.B. Социальная педагогика: учебное пособие / A.B. Мудрик.- М.: Академия, 2005.-196 с.

17 Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. Киев: Радяжска школа, 1980. - 144 с.

18 Пашохонова, Е.С. Педагогические условия развития творческих качеств личности в процессе профессионального самоопределения: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.С. Пашохонова.- М., 2010.-217 с.

19 Пряжников, Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников/ Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. М.: Первое сентября, 2004.-224 с.

20 Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Г.В. Резапкина. М.: Генезис, 2000.-128с.

21 Сафин, В.Ф. Психологические  аспекты самоопределения личности / В.Ф. Сафин, Г.П. Ников // Психологический журнал. М., 1984.- №4.- С. 67 73

22 Твоя профессиональная  карьера: учеб. для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 2005.- 159 с.

23 Хоменко, Н.В. Социально-профессиональное  самоопределение школьников / Н.В.  Хоменко.- М.: ИОСО РАО, 2011.- 96 с.

24 Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко.- М.: Владос-пресс, 2008.- 270 с.

25 Шалавина, Т.И Методика личностного и профессионального самоопределения детей-сирот: методическое пособие / Т.И. Шалавина, Л.С. Кочкина.- Новокузнецк: ИПК, 2002.-132 с.

26 Штенцова, Н.П. Формирование «Я-концепции» подростков группы риска / Н.П. Штенцова, Н.П. Вычугжанина.- Новосибирск: НИПК и ПРО, 2003.- 74 с.

 

 


Информация о работе Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей