Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:09, курсовая работа
Цель исследования - исследование особенностей профессионального самоопределения у подростков из неблагополучных семей.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы – беседа, наблюдение, тестирование (опросник Дж. Холланда)
- методы математической обработки данных.
Введение 4
1 Теоретический аспект исследования профессионального самоопределения
у подростков из неблагополучных семей 6
Сущность и содержание понятия 6
«профессиональное самоопределение личности»
1.2 Виды профессионально ориентированных периодизаций 10
1.3 Особенности профессионального самоопределения в
старшем школьном возрасте 16
Содержание деятельности социального педагога по
организации профессионального самоопределения школьников 21
Анализ деятельности социального педагога в
образовательном учреждении со старшими школьниками
по профессиональному самоопределению 21
Программа по организации профессионального
самоопределения для детей из неблагополучных семей
«Взгляд в будущее» 29
Заключение 35
Список литературы 38
· развитие умения работать в группе
· формирование умения использовать разную профессиональную терминологию.
· Информирование учащихся о типах, классах, группах, формулах профессий
· Проведение игр «любовное послание», «профессиональные молекулы»
Социальный педагог при работе с учениками должен учитывать их возрастные особенности.
Социальному педагогу необходимо
выделять и разграничивать два уровня
работы по профессиональному
Социальный педагог должен как можно больше взаимодействовать с такими специалистами как психолог, классный руководитель, а также с администрацией и родителями.
Социальному педагогу следует учитывать, что старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации, через которую социальный педагог должен воздействовать на профессиональное самоопределение учащегося (работа с семьей, микрогруппами, педагогическим коллективом и личностью старшеклассника).
Необходимо осуществлять
деятельность по конкретным разработанным
программам профессионального
Эффективность работы по профессиональному
самоопределению учащихся обусловлена
обеспечением социально-педагогических
условий в школе и
Организация профессионального
самоопределения
На основании изученного материала можно сделать вывод о том, что подростки из неблагополучных семей, в связи с отсутствием у них необходимых навыков общения, чаще будут выбирать профессии не связанные с налаживанием контактов с окружающими.
Специфика профессионального
самоопределения детей, воспитывающихся
в неблагополучных семьях, заключается
в высокой мотивации
2. Высокий уровень мотивации профессионального самоопределения обеспечивается значимостью для детей из неблагополучных семей сферы будущей профессиональной деятельности, а процессуальная составляющая характеризуется: слабым осознанием своих индивидуальных особенностей, способностей и личностных качеств; отсутствием субъектной позиции и активности в процессе профессионального самоопределения; низкой способностью к саморегуляции деятельности и меньшей степенью профессиональной зрелости по сравнению с подростками, воспитывающимися в благополучной семье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ и обобщение
психологической, педагогической, экономической,
социологической и философской
литературы по проблеме исследования,
позволяет сделать вывод о
необходимости рассматривать
Психологическая атмосфера
неблагополучной семьи
Объективная ситуация профессионального
самоопределения подростков из неблагополучных
семей характеризуется
Эффективное профессиональное самоопределение подростка из неблагополучной семьи включает в себя восстановление личностного потенциала подростка; развитие самостоятельности, активности, ответственности в процессе профессионального самоопределения; личностных качеств, способствующих построению эффективной стратегии на рынке труда в перспективе.
При определении психолого-
Наиболее значимыми
Теоретическая модель профессионального
самоопределения подростков из неблагополучных
семей включает: психолого-педагогические
компоненты, условия, с учетом субъективной
и объективной ситуации, предпосылок,
актуального состояния и
Наиболее продуктивными средствами психолого-педагогической работы в направлении эффективного профессионального самоопределения подростков из неблагополучных семей будут активизирующие профконсультации, беседы, конкурсы, викторины, а также средства киноискусства, тренинги, рекомендации-памятки, способствующие пролонгированному воздействию на личность подростка. Все мероприятия реабилитационного процесса должны быть направлены на эффективное профессиональное самоопределение подростка и включены как в целенаправленную, так и в непосредственную форму работы. Приоритетными технологиями будут: «опора на положительное», «создание ситуаций успеха», терапия занятостью и др. Кроме того, необходимо вторичное включение подростка в реабилитационный процесс.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных эмпирических данных на практике. Материалы курсовой работы могут служить основой для разработки рекомендаций родителям и педагогам по воспитанию детей и подростков.
Список литературы
1 Алексеева, Л.H. Личностно-профессиональное
становление и развитие
2 Архипов, В.М. Социально-
3 Бабочкин, П.И Социально-
4 Беркутова, Д.И. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников: учебно-методическое пособие/ Д.И. Беркутова.-Ульяновск: Ул ГПУ, 2006.-104 с.
5 Дидковская, Я.В. Профессиональное самоопределение молодежи: социологический анализ / Я.В. Дидковская, Екатеринбург.: Мин.-во образования РФ, 2004.- 69 с.
6 Журавлева, О.В. Психолого-
7 Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер.- М.: Академический проект, 2008.-336 с.
8 Иванова, Е.М Психология профессиональной деятельности / Е.М. Иванова.- М.: ПЭРСЭ, 2006.-382 с.
9 Климов, Е.А. Психология
профессионального
10 Коростылева, Л.A. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере/ Л.A. Коростылева.- СПб.: Речь, 2005.- 222 с.
11 Кухарчук, A.M. Профессиональное самоопределение учащихся/ A.M. Кухарчук, A.B. Ценципер.- Минск, 1976.
12 Кухтерина, Е.А. Социальная мобильность молодежи/ Е.А. Кухтерина. -Тюмень: Экспресс, 2004.- 77 с.
13 Лаврентьева, З.И. Педагогика социальной реабилитации / З.И Лаврентьева.- Новосибирск: НГУ, 2003.-155 с.
14 Лайкина, О.В. К вопросу о самоопределении подростков группы риска / О.В. Лайкина// Самоопределение личности: новые подходы и технологии: Мат-лы II научн.- практ. конф. Курган : Кург. гос. ун-т, 2005. - С. 80 - 81
15 Мальцева, Л.В. Система
работы психолога образования
и профессионального
16 Мудрик, A.B. Социальная педагогика: учебное пособие / A.B. Мудрик.- М.: Академия, 2005.-196 с.
17 Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. Киев: Радяжска школа, 1980. - 144 с.
18 Пашохонова, Е.С. Педагогические условия развития творческих качеств личности в процессе профессионального самоопределения: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.С. Пашохонова.- М., 2010.-217 с.
19 Пряжников, Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников/ Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. М.: Первое сентября, 2004.-224 с.
20 Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Г.В. Резапкина. М.: Генезис, 2000.-128с.
21 Сафин, В.Ф. Психологические
аспекты самоопределения
22 Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 2005.- 159 с.
23 Хоменко, Н.В. Социально-
24 Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко.- М.: Владос-пресс, 2008.- 270 с.
25 Шалавина, Т.И Методика личностного и профессионального самоопределения детей-сирот: методическое пособие / Т.И. Шалавина, Л.С. Кочкина.- Новокузнецк: ИПК, 2002.-132 с.
26 Штенцова, Н.П. Формирование «Я-концепции» подростков группы риска / Н.П. Штенцова, Н.П. Вычугжанина.- Новосибирск: НИПК и ПРО, 2003.- 74 с.
Информация о работе Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей