Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа

Краткое описание

Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Позднякова.doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

    Заключительная информация.

    Мы  сегодня говорили об образовании  и жизненных целях, их роли для  развития у человека профессиональных, нравственных и интеллектуальных качеств. Я ещё раз хочу для вас прочитать определение образования, которое дал современный учёный-психолог А.Г. Асмолов:

    «Образование  представляет собой процесс расширения возможностей развития личности, обеспечивающий компетентность личностного выбора в ходе жизненного пути».

    Чтобы изучить уровень самосознания учащихся 9-10-х классов в г. Москве, Могилёве, Челябинске было проведено анкетирование. В анкете было 3 вопроса:

  1. Какое самое большое ваше желание?
  2. Есть ли у вас какая-то определенная цель в жизни?
  3. Как вы думаете, в чём смысл жизни человека?

    Оказалось, что у трети обследуемых (28,5%) нет  никакого определённого желания. 43,7% учащихся ответили, что у них нет ясной цели в жизни. Обозначилась и определённая тенденция в отношении к учению и его продолжению. По мере взросления число учащихся, имеющих в качестве самого большого желания окончание обучения, уменьшается с 31,8% у девятиклассников до 9,9% у десятиклассников, а учащиеся 11-х классов вовсе не указали на это желание.

    Но тем не менее прозвучали следующие желания:

    • устроить свою личную жизнь;
    • жить счастливо;
    • выйти замуж и уехать за границу;
    • жить в достатке и иметь хорошую семью;
    • создать свой собственный бизнес;
    • попасть на работу, где бы много-много платили;
    • жить в Европе с нормальными культурными людьми;
    • не идти в армию и стать миллиардером.

    Анкетирование явно показало, что учащиеся не ставят жизненных целей, не планируют качественное образование, но вот счастья, успеха, богатства они хотят получить в полной мере. Неизвестно, как оно к ним придёт при таком отношении к собственному образованию и развитию необходимых качеств для исполнения их притязаний.

    Ленинградские учёные, изучая проблему обучаемости  человека в разные периоды жизни, опытным путём доказали, что год году рознь.

    В разные годы человек по-разному умён, впечатлителен, памятлив.

    Мышление. Работает успешно в 19, 23, 25, 27, 30 лет.

    Между этими «пиками ума» - периоды своеобразных «поглуплений» и застоев.

    Память. В 21-22 и 23-24 года человек запоминает хуже, чем в 30, но лучше, чем в 20.

    Интеллектуальным  взлётом, звёздным годом, набирающим максимальное число «пиков» способностей, стали 19 лет. Тут всё сходится: и цветение мысли, и ясность памяти, и сила психомоторных реакций и динамического торможения. Это год блеска всех или почти всех данных молодого человека. Из сказанного вытекает, что до 19 лет общее образование должно быть завершено и у человека есть для этого все биологические возможности. И пора начинать самоутверждение в жизни, но без чётких жизненных целей это невозможно. И тот, кто думает иначе, глубоко заблуждается.

    Фортуна не так уж слепа и дарит свои милости тем, кто обладает определённым набором черт характера. Можно сказать даже, что именно характер человеку помогает добиться успеха.

    • Упорное утверждение своей личности;
    • способность контактировать с окружающими;
    • физическая выносливость;
    • способность предвидеть, как будут развиваться события;
    • способность убеждать других,

все эти  качества надо в себе воспитать в  процессе образования. В наше время  уместно говорить об образовании в течение всей жизни, так как в эпоху рыночных отношений нельзя быть уверенным, что полученная специальность, профессия – это на всю оставшуюся жизнь. Обстоятельства меняются, и надо быть готовым к тому, что можно потерять работу в силу различных причин (сокращение штатов, банкротство фирмы и т.д.), и только тот всегда добьётся успеха в любых обстоятельствах, кто имеет качественное общее и специальное образование, кто умеет быстро приспособиться к новым обстоятельствам и способен понять: надо учиться всю свою сознательную жизнь, чтобы владеть достаточными знаниями для конкуренции с другими, владеющими такой же профессией, специальностью, и оказаться предпочтительнее для работодателя.

    В заключение мне хочется прочитать  вам стихотворение Леонида Мартынова «След».

      А ты?

      Входя в  дома любые –

      И в серые,

      И в голубые,

      Входя на лестницы крутые,

      В квартиры, светом залитые,

      Прислушиваясь к звону клавиш

      и на вопрос даря ответ,

      скажи:

      Какой ты след оставишь?

      След,

      Чтобы вытерли  паркет

      И посмотрели косо вслед,

      или

      Незримый  прочный след

     В чужой душе на много лет?

     Ответьте  для себя, что для вас предпочтительнее? И от вашего ответа зависит всё в вашей жизни.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение № 10

 

    Беседа  “Как справиться со своими недостатками”.

Цели:

-повышение самооценки;

-сплочение детского  коллектива;

-закрепление  полученных знаний.

Упражнение 1. «Сказка»

Ведущий. У каждого из нас есть свой «дракон». Это наши недостатки, с которыми мы миримся. Однажды каждый решается убить своего дракона. Но вместо одной головы вырастают три, и мы живем со своим драконом и миримся с ним, отравляя жизнь себе и близким людям. 
Ребятам предлагается нарисовать своего дракона и назвать его в целом и каждую голову в отдельности. После этого им надо придумать сказку о том, как они победят своего дракона. История может быть нарисована в виде комикса или написана в виде сценария кинофильма. 
Желающие могут объединиться в группы и придумать другую историю и других драконов, но и героев и драконов должно быть столько же, сколько участников в группе. 
Для сочинения сказок ребятам предлагается набор карт, сделанных по типу «Карт Проппа». Подчеркивается, что колода сложена по порядку, обычному для сказок, но они могут работать с перетасованной колодой, могут вынуть наугад несколько карт и создать историю по ним и т.д. 
Единственное условие — герой должен действовать как человек, уверенный в себе. 
Набор «Карт Проппа» включает в себя 31 карту (по числу функций, выделенных Проппом) или 20 (в варианте Дж. Родари). 
В данной программе используется набор из 15 карт: 
— предписание или запрет; 
— нарушение; 
— принятие решения о битве с драконом; 
— сбор вооружения; 
— путь к дракону; 
— встреча с дарителем; 
— волшебные дары; 
— препятствия; 
— враги; 
— помощники; 
— вызов дракона на бой; 
— условия битвы; 
— битва; 
— победа; 
— возвращение; 
— последствия победы. 
На написание истории подросткам дается 30 минут. Затем желающие могут рассказать свои истории. 
Обсуждение. Ведущий говорит о том, что для борьбы с драконом почти всем нужны помощники, друзья. Друзья очень важны в жизни. Способность находить друзей зависит от того, насколько мы умеем видеть хорошее в окружающих нас людях.

Упражнение 2. «Контракт»

Ведущий предлагает детям осмыслить все пережитое  на группе и составить контракт с  собой о том, что хорошего они  хотят сделать в ближайшую  неделю, ближайший месяц, ближайший  год. Дети пишут контракты. В завершение каждый подросток торжественно вручает контракт самому себе.

Упражнение 3. «Новая визитка»

Ведущий предлагает сделать визитную карточку. 
Подведение итогов занятий. Заключительное слово ведущего.


Информация о работе Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних