Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа
Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………
Решение проблемы беспризорности и безнадзорности детей как проблемы социальной, в значительной мере порожденной общественными условиями, предполагает принятие мер специальной профилактики.
- Необходимо повысить роль и статус семьи как социального института, укрепить в общественном сознании представление о семье как ценности, для чего необходимо развернуть широкую информационно-просветительскую кампанию; создавать и внедрять системы подготовки молодежи к ответственному родительству;
- усилить ориентацию всех социальных систем (здравоохранения, образования, социального обслуживания) на семью как объект профессиональной деятельности;
- эффективность
действий органов власти по
профилактике детской
В
основу действующей системы
Несмотря
на некоторые положительные
Уровень организации работы в стране по профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, недостаточно эффективен.
В
целях улучшения координации
и повышения эффективности
Выводы по 1 главе
Состояние детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. «Запущенность» детской безнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности. Следует отметить, что в связи с большим ростом детской беспризорности и безнадзорности, обусловленным целым рядом социально – политических и экономических факторов, эта проблема на сегодняшний день является особенно актуальной для России.
К числу основных причин беспризорности можно отнести следующие:
Семья как социокультурная среда имеет важное значение в становлении и развитии ребенка.
Сформировался целый ряд негативных последствий безнадзорности и беспризорности детей: дети, оказавшиеся на улице, остаются вне поля зрения семьи, школы, совершают противоправные действия. Поэтому профилактика безнадзорности и беспризорности является важным направлением в деятельности специалиста по социальной работе.
Профилактическая
деятельность в отношении безнадзорных
и беспризорных детей включает работу
по организации благоприятной среды
воспитания и общения, своевременной гармонизации
семейных отношений, поиску форм занятости
детей в свободное время.
Глава 2. Работа с неблагополучными семьями по профилактике безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Специфика работы отделения профилактики безнадзорности БУ Омской области « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Колосовского района»
Бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Колосовского муниципального образования Омской области создано постановлением Главы Колосовского муниципального образования от 16 июня 2003 года № 112-п, зарегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Омской области (Колосовский район) 26 июня 2003 года.
В соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 30 января 2006 года № 19-рп «О принятии в собственность Омской области муниципальных учреждений» бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Колосовского муниципального образования Омской области принято в собственность Омской области.
С принятием настоящей редакции Устава бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Колосовского муниципального образования Омской области переименовано в государственное учреждение Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Колосовского района» (далее - Центр).
Учредителем Центра является Омская область.
Функции Учредителя от имени Омской области осуществляют:
1) Министерство труда и социального развития Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области (далее - Отраслевой орган);
2) Министерство
имущественных отношений
Центр является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств областного бюджета.
Полное наименование Центра: бюджетное учреждение Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Колосовского района».
В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом.
Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые и иные счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Учреждение имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В Центре функционируют три отделения, среди которых – отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Клиентами отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних становятся несовершеннолетние, из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, находящиеся в социально опасном положении. Это семьи, которые в силу различных неблагоприятных факторов не могут обеспечить надлежащее содержание и воспитание и обучение детей и нуждаются в социальной поддержке, помощи для успешного выполнения своих функций.
Основанием для постановки в отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних является: приговор, определение или постановление суда, постановление КДН и ЗП (комитет по делам несовершеннолетних и защите их прав), ходатайство образовательного учреждения и личное заявление родителей.
Основными задачами отделения являются:
Основные функции отделения:
В
отделении профилактики безнадзорности
несовершеннолетних работают следующие
специалисты: педагог-психолог, социальный
педагог, специалист по социальной работе,
юрист.
Основными направлениями работы отделения являются:
Эффективность профилактики безнадзорности зависит от выполнения следующих условий:
Специалисты отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних прилагают максимум усилий для того, чтобы не допустить ситуации, когда ребенок оказывается вне семьи и, если это случилось, предпринимают все возможное, чтобы вернуть ребенка если не в родную, то в замещающую семью.
Профессиональная позиция специалистов при взаимодействии с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации, заключается в такой организации своевременной и квалификационной помощи семье, при которой создаются условия не только для решения существующей проблемы, но и раскрытия внутренних резервов семьи, запуска механизма социальной активности ее членов.
Немаловажное значение имеет консультативная педагогическая и психологическая помощь несовершеннолетним и их родителям: