Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:43, курсовая работа
Многие зарубежные страны формируют новые подходы к регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики.
На всех этапах научно-технического прогресса происходят качественные изменения в самом содержании процесса труда, которые проявляются и в дифференциации, и в объединении отдельных функций. В связи и с изменением содержания труда, интенсифицируется и процесс изменения в профессиональном составе рабочих.
Вступление…………………………………………………………………..…….3
Раздел 1.Социально-трудовые отношения. Их сущность, понятие и структура……………………………..……………………………………………4
1.1. Понятие социально-трудовых отношений……………………...………...4
1.2. Сущность и структура социально-трудовых отношений………………..6
Раздел 2. Зарубежный опыт регулирования социально - трудовых
отношений……………………………………………………………………...….8
2.1. Опыт регулирования социально - трудовых отношений в странах
Европы и Евросоюза…………………………………………..…………...……11
2.2. Опыт регулирования социально - трудовых отношений в Японии……...17
2.3. Опыт регулирования социально - трудовых отношений в США……......20
2.4. Зарубежный опыт правового регулирования трудовых отношений…….24
2.4.1. Правовое регулирование трудовых договоров……….…………………24
2.4.2. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников……………………………………………………………………….29
2.4.3Правовое регулирование прохождения испытательного срока…………31
2.4.4. Регулирование дисциплины труда……………………………….………32
2.4.5. Правовое регулирование порядка выдачи заработной платы……….…33
2.4.6. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха……..…34
Раздел 3. Регулирование социально-трудовых отношений в Украине…..…..37
3.1. Модели социально – трудовых отношений в международной практике и их значение для Украины………………………………………………….……37
3.2. Регулирование социально – трудовых отношений в Украине…………………………………………..…………………………….…41
3.3. Проблемы и перспективы модернизации социально-трудовых отношений в Украине……………………………………………………...………………….44
Заключение……………………………………………………………………….50
Список используемой литературы……………………………………………...52
Вторая модель наиболее характерна для стран Центральной Европы (Австрии, Италии, Германии, Франции, Швейцарии) и Великобритании, Ирландии. В этих странах, как правило, на национальном уровне создаются постоянно действующие органы социального партнерства. Правительства стран регулярно проводят консультации с национальными объединениями профсоюзов и работодателей. Совместные решения на макроэкономическом уровне почти не принимаются, но иногда заключаются общенациональные соглашения по важнейшим вопросам социально - трудовых отношений. Основной уровень социального партнерства в этой модели - мезоэкономических, т.е. основные соглашения принимаются на уровне регионов и отраслей. Доля работников, объединенных в профсоюзы, в этих странах колеблется до 60 %.
Третья модель характеризуется тем, что переговорный процесс на микроэкономическом уровне. Она характерна для Франции, Испании, Португалии, Греции, а также США и Японии. В этих странах роль профсоюзного движения незначительна, считается, что в пост - индустриальном обществе отмирает защитная функция профсоюзов. В практику социально - трудовых отношений широко реализуется система индивидуальных трудовых контрактов , в случае нарушения которых работник сам может отстоять свои права через суд . Доля работников, объединенных в профсоюзы, достигает 30% .
Согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, нельзя предпочесть одной из этих моделей, поскольку каждая имеет сильные и слабые стороны. Есть модели, которая бы гарантировала низкий уровень инфляции, конкурентоспособность предприятий, низкий уровень безработицы, постоянное повышение заработной платы, высокую социальную защищенность, согласие в обществе. Результаты исследования показывают, что социально - трудовые отношения должны быть гибкими, быстро приспосабливаться к необходимости изменений.
На рубеже тысячелетий централизованные модели регулирования социально - трудовых отношений уступают децентрализованным, хотя это не означает уменьшения роли и значения социального диалога. Это вызвано рядом причин, среди которых основные - это два феномена современного мира - глобализация и технологическая революция. Вследствие их взаимодействия и взаимообусловленности в социально - экономической сфере стран мира происходят фундаментальные сдвиги. Для значительной части наемных работников глобализация и технологическая революция означают неуверенность в сохранении рабочего места.
В конце XX начале XXI вв. внимание к социальному диалогу выросла еще и в связи с массовыми демонстрациями работников многих европейских стран (Франции, ФРГ, Италии и др.). против правительственных планов сокращения ассигнований на социальное обеспечение[14, c. 119].
В странах Европейского Союза уделяется значительное внимание решению всех социальных проблем в ходе консультаций и соглашений. Согласно Маастрихтским договором, Европейская комиссия призвана стимулировать консультации между администрацией и работниками с тем, чтобы они могли наладить социальный диалог, который, в результате, может привести к принятию взаимоприемлемых соглашений. С этой целью Комиссия Европейского Союза (КЕС) провела унификацию законов, регулирующих деятельность компаний. Главное внимание было уделено широкому спектру социальных проблем - от институционализации взаимоотношений между работниками и предпринимателями, обеспечения безопасности на рабочем месте до участия работников в управлении компаниями и принятия коллективных соглашений в рамках Европейского Союза.
Несмотря на тенденции децентрализации социально - трудовых отношений и сокращение профсоюзного членства, почти во всех странах ЕС коллективные договоры продолжают охватывать большинство работников. Это объясняется тем, что во многих западноевропейских странах законодательство дает право правительству распространять крупномасштабные соглашения между профсоюзами и работодателями (их объединениями) на всю область или регион. Вследствие этой практики в середине 90 - х гг., например, во Франции, профсоюзы объединяли 9,1 % наемных работников, а коллективными договорами было охвачено 90 % работников, в Нидерландах, соответственно, 25,6% и 80 %.
Опыт развитых стран убедительно свидетельствует , что высокие социально - экономические результаты достигаются только при условии, что социальные партнеры как заинтересованные участники регулирования социально - трудовых отношений принимают на себя и несут равнозначную ответственность за разработку и выполнение взаимоприемлемых решений и сохранения социального согласия.
2.1. Опыт европейских стран и Евросоюза
Европейские страны отличаются
большим разнообразием в
Страны Северной Европы (Швеция,
Финляндия, Норвегия) характеризуются
созданием широкой системы
1) ограничительную фискальную
политику, которая направлена на
поддержку менее прибыльных
2) политику солидарности
в заработной плате, которая
преследует цель достижения
3) стимулирование создания
новых рабочих мест, а также
центров по подготовке и
4) селективную (выборочную)
поддержку в секторах
В отличие от стран континентальной Европы, регулирование рынка труда в Великобритании осуществляется с минимальным участием государства и профсоюзов. Наемные работники имеют право обратиться за защитой своих интересов в суд или в трибунал по вопросам трудовых споров в случае, если работодатель нарушает условия контракта о найме в отношении заработков, условий труда или режимов рабочего времени и т.д. Все трудовые споры рассматриваются в рамках прецедентного права, когда судьи и присяжные заседатели всесторонне исследуют причины и обстоятельства разногласий между работником и работодателем и выносят решения. Эта система формировалась в течение всей истории Великобритании и до сих пор применяется. Система социального страхования в этой стране предоставляет широкие возможности для поддержания уровня доходов в период безработицы. Пособия, выдаваемые государством гражданам, предоставляются в рамках государственной программы национального страхования, которая финансируется главным образом за счет обязательных страховых взносов со стороны работодателей и наемных работников. Выплаты по безработице осуществляются в течение одного года за счет страховых взносов потерявшего работу гражданина и активно ищущего новое занятие. По истечении года безработный может получать социальные выплаты, которые значительно меньше пособия. Помимо государственных программ все более широко применяются различные схемы дополнительного страхования по безработице, предлагаемые финансовыми организациями этой страны. В Великобритании большое значение придается профессиональной подготовке кадров: действуют программы для молодежи, а также программы, совмещающие обучение безработных взрослых и их частичную занятость, при этом работодателям, предоставляющим рабочие места для приобретения опыта работы безработными, выплачиваются субсидии. В отношении граждан, находящихся без работы длительное время, осуществляются программы, стимулирующие их выход на рынок труда (консультирование, обучение, информационная поддержка и т.д.). Примечательно, что Великобритания еще в 1988 г. отказалась от финансирования проектов по созданию новых рабочих мест, направив эти средства на реализацию активных действий на рынке труда.
Таким образом, в большинстве
развитых стран Европы проводится активная
политика занятости, существуют развитые
институты рынка труда, а также
системы профессиональной подготовки
населения и социального
В последние годы формирование
стратегии занятости в
В настоящее время можно выделить несколько направлений, определяющих пути решения проблем в области рынка труда в странах ЕС и составляющих главные аспекты современной политики занятости:
- увеличение численности
экономически активного
- увеличение продолжительности
активной трудовой жизни за
счет стимулирования более
- стимулирование безработных
к выходу на рынок труда
за счет изменения системы
социального страхования, в
- повышение мобильности
рабочей силы внутри Евросоюза
за счет изменения
Особого внимания заслуживает концепция, составляющая основу современной стратегии занятости в странах ЕС, определяемая термином "flexicurity", под которым следует понимать политику, направленную на усиление гибкости рынков труда, гибкости организации работы и трудовых отношений, с одной стороны, и гарантий занятости и доходов - с другой, а также гибкости рабочей силы. При разработке стратегии гибкости была взята за основу датская модель, введение которой в 1993 г. привело к снижению уровня безработицы в этой стране с 12 до 5%, при этом рост номинальной заработной платы составил от 3 до 5% в год [16, c. 315].
Основными мерами гибкой политики занятости являются:
- мотивация профессиональной
подготовки работников в
- поддержка равных возможностей для всех на рынке труда;
- гибкость условий занятости:
организации работы и рабочего
времени, механизмов
- изменение форм трудовых
контрактов с учетом
- содействие использованию
современных информационных
- адаптация систем социальной защиты для поддержки трудовой мобильности трудящихся.
Стратегии гибкости требуют широкой поддержки со стороны работников, работодателей и других субъектов рынка труда. При этом особое внимание уделяется формированию ответственности самих наемных работников за их трудовую жизнь.
Пути достижения гибкости
должны быть сбалансированы с учетом
интересов всех групп экономически
активного населения - тех, кто конкурентоспособен
в настоящий момент, а также
граждан, оказавшихся наименее востребованными
на рынке труда. Поэтому в странах,
реализующих переход к