Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_sotsiologia_semi.doc

— 752.00 Кб (Скачать файл)

 

34. Кровно-родственные связи и отношения. (если  считаете  нужным, сокращайте). Кровнородственная семья - тип семейной организации, в которой основной связью являются основанные на кровном родстве отношения детей с родителями и детей между собой. Родство — отношение между индивидами, основанное на происхождении от общего предка, организующее социальные группы и роли. Кровное родство по прямой линии. В  соседних поколениях: Отец — мужчина по отношению к своим детям. Мать -женщина по отношению к своим детям. Сын — мальчик/мужчина по отношению к своим родителям. Дочь  — девочка/женщина по отношению к своим родителям. Родители — общий термин для обозначения отца и матери. Дети — общий термин для обозначения сыновей и дочерей. Внебрачные дети — дети, родители которых не состояли в браке.  Через поколение. Дед (дедушка, дедуля, деда) — мужчина по отношению к детям сына или дочери, отец отца или матери, муж бабушки. Бабушка (бабуля, баба) — женщина по отношению к детям сына или дочери, мать отца или матери, жена деда. Внук (внучок) — мальчик/мужчина по отношению к дедушке и бабушке, сын сына или дочери, сын племянника или племянницы. Внучка (внученька) — девочка/женщина по отношению к дедушке и бабушке, дочь сына или дочери, дочь племянника или племянницы. Через два поколения. Прадед, прадедушка — мужчина по отношению к детям внука или внучки, отец дедушки или бабушки, дед родителя. Прабабка, прабабушка — женщина по отношению к детям внука или внучки, мать дедушки или бабушки, бабушка родителя. Правнук — мальчик/мужчина по отношению к прадедушке и прабабушке, сын внука или внучки, внук ребёнка. Правнучка — девочка/женщина по отношению к прадедушке и прабабушке, дочь внука или внучки, внучка ребёнка. Через много поколений. Предок — древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений. Пращур — отец прапрадеда или прапрабабки, либо вообще отдалённый предок. Пращурка — мать прапрадеда или прапрабабки, либо вообще отдалённый предок. Прародитель (родоначальник, праотец) — первый известный представитель рода, от которого ведётся родословие. Прародительница (родоначальница, праматерь) — первая известная представительница рода, от которой ведётся родословие. Пробанд (пропозит) — лицо, с которого начинается составление родословной. Потомок — лицо, происходящее по рождению от кого-либо (противоп. предок). Во мн. числе («потомки») — люди будущих поколений. Следует отметить, что в русской генеалогии прямым считается родство исключительно по мужской линии: «от отца к сыну нисходящее»; эта норма хорошо иллюстрируется неактуальным с некоторых пор статусом принадлежности к дворянскому сословию, которое, как известно, не наследовалось по линии матери, то есть предки и потомки по материнской линии не пребывают в прямом родстве (она является единственным и последним по своей линии прямым потомком). Неслучайно существует выражение: «род пресёкся», что подразумевает, прежде всего, отсутствие сыновей. Другим примером строгости в понимании прямого родства являются нормы престолонаследования. Кровное непрямое родство (по линии матери, по ветвям и линиям рода отца). В одном поколении. Родные. Полнородные, кровные — братья и сёстры (по отношению друг к другу), происходящие от одних и тех же отца и матери. Брат — мальчик/мужчина по отношению к другому ребёнку (детям) своих родителей. Старший брат — мальчик/мужчина по отношению к более младшему ребёнку (детям) своих родителей. Младший брат — мальчик/мужчина по отношению к более старшему ребёнку (детям) своих родителей. Привенчанный брат (устар.) — брат, рождённый до брака родителей и ими признанный. Сестра — девочка/женщина по отношению к другому ребёнку (детям) происходящая от одних родителей. Старшая сестра — девочка/женщина по отношению к более младшему ребёнку (детям) своих родителей. Младшая сестра — девочка/женщина по отношению к более старшему ребёнку (детям) своих родителей. Привенчанная сестра (устар.) — сестра, рождённая до брака родителей и ими признанная. Близнецы́ — дети одной матери, развившиеся в течение одной беременности. Различают однояйцевых (одного пола и абсолютно схожих внешне) и разнояйцевых близнецов. Иногда близнецами называют только однояйцевых (идентичных) братьев или сестёр, в таком случае разнояйцевых братьев и сестёр называют двойняшками, независимо от числа (двое, трое и т. д.). Сибсы (сиблинги) — общий термин для обозначения братьев и сестёр (по отношению друг к другу), происходящих от одних родителей, но не являющихся близнецами. Неполнородные — имеющие только одного общего родителя. В свою очередь, неполнородные братья и сёстры подразделяются на: Единокровных (однородных) — происходящих от одного отца, но разных матерей. Единоутробных (одноутробных) — происходящих от одной матери, но разных отцов. Сводные. Сводные братья и сёстры — дети, родители которых состоят в браке между собой, но не имеют общих детей; — единственный и довольно интересный случай, когда положение их в родословии, социальный и юридический статус, классифицируемы как некровное родство. Непосредственные родовые отношения между потомками сводных братьев и сестёр будут расцениваться как свойственные (см. ниже) вплоть до появления у их родителей общих детей — их единокровных и единоутробных братьев и сестёр. Все они станут кровными родственниками через потомков, поскольку их потомки и потомки их общих (единокровных и единоутробных) братьев и сестер будут находиться в кровном родстве по определению — и с их родителями, и с ними, и между собой соответственно. Двоюродные. Двоюродные — дети братьев и сестёр по отношению друг к другу: Двоюродный брат (кузен), — мальчик/мужчина по отношению к ребёнку дяди и/или тёти, сын дяди и/или тёти. Стрыйчич (стрый) — (устар.) двоюродный брат по отцу, сын дяди. Уйчич (вуйчич, вуй) — (устар.) двоюродный брат по матери, сын тёти. Двоюродная сестра (или кузина, от фр. cousine), — девочка/женщина по отношению к ребёнку дяди и/или тёти, дочь дяди и/или тёти. Стрыечка — (устар.) двоюродная сестра по отцу, дочь дяди. Троюродные. Троюродные — дети двоюродных братьев и сестёр по отношению друг к другу: Троюродный брат — внук брата и/или сестры деда или бабушки; сын двоюродного дяди или тёти, двоюродный племянник родителя. Троюродная сестра — внучка брата или сестры деда или бабушки; дочь двоюродного дяди или тёти, двоюродная племянница родителя. Четвероюродные. Четвероюродные — дети троюродных братьев и сестёр по отношению друг ко другу. У родных братьев и сестёр общие родители, у двоюродных — общие дед и бабка, у троюродных — общие прадед и прабабка, у четвероюродных — общие прапрадед и прапрабабка, и так далее. В соседних поколениях. Братья и сёстры родителя (и их супруги): Дядя — мужчина по отношению к детям брата или сестры, родной брат отца или матери. Стрый (стрий, строй, стрыйца) — (устар.) дядя по отцу (брат отца). Уй (вуй) — (устар.) дядя по матери (брат матери). Тётя — женщина по отношению к детям брата или сестры, родная сестра отца или матери. Дети брата или сестры: Племянник — мальчик/мужчина по отношению к дяде или тёте, сын брата или сестры. Братыч — (устар.) сын брата, племянник по брату. Братанич — (устар.) племянник, сын старшего брата. Сын младшего — брательник. Сестрич — (устар.) сын сестры, племянник по сестре. Племянница — девочка/женщина по отношению к дяде или тёте, дочь брата или сестры. Братанина — (устар.) дочь брата, племянница по брату. Сестрина — (устар.) дочь сестры, племянница по сестре. Двоюродные братья и сёстры родителя: Двоюродный дядя — мужчина по отношению к детям двоюродного брата или сестры = двоюродный брат отца или матери. Двоюродная тётя — женщина по отношению к детям двоюродного брата или сестры = двоюродная сестра отца или матери. Дети двоюродного брата или сестры: Двоюродный племянник — мальчик/мужчина по отношению к двоюродному дяде или тёте, сын двоюродного брата или сестры. Дщерич — племянник по тёте. Двоюродная племянница — девочка/женщина по отношению к двоюродному дяде или тёте, дочь двоюродного брата или сестры. Дщерша — племянница по тёте. Через поколение. Родные братья и сёстры бабки и деда: Двоюродный дед (великий дядя) — мужчина по отношению к внукам брата или сестры, брат деда или бабушки, дядя родителя. Старый великий — (устар.) старший брат деда или бабки, двоюродный дед. Старый малый — (устар.) младший брат деда или бабки, двоюродный дед. Двоюродная бабка (великая тётя) — женщина по отношению к внукам брата или сестры, сестра деда или бабушки, тётя родителя. Внучатый племянник — мальчик/мужчина по отношению к дяде или тёте родителя, внук родного брата или сестры, сын племянника(цы), двоюродный внук. Внучатая племянница — девочка/женщина по отношению к дяде или тёте родителя, внучка родного брата или сестры, дочь племянника(цы), двоюродная внучка. Двоюродные братья и сёстры бабки и деда: Троюродный дед — мужчина по отношению к внукам двоюродного брата или сестры, двоюродный брат деда или бабушки, двоюродный дядя родителя. Троюродная бабка — женщина по отношению к внукам двоюродного брата или сестры, двоюродная сестра деда или бабушки, двоюродная тётя родителя. Внучатый двоюродный племянник — мальчик/мужчина по отношению к двоюродному дяде или тёте родителя, внук двоюродного брата или сестры, сын двоюродного племянника(цы), троюродный внук. Внучатая двоюродная племянница — девочка/женщина по отношению к двоюродному дяде или тёте родителя, внучка двоюродного брата или сестры, дочь двоюродного племянника(цы), троюродная внучка. Родственники через большее число поколений называются добавлением приставки «пра-». Например: «двоюродный прадед», «правнучатая двоюродная племянница». Свойство (Родство через брак). Супруги. Супруги — лица, состоящие в браке. Муж (супруг) — мужчина по отношению к женщине, состоящей с ним в браке. Жена (супруга) — женщина по отношению к мужчине, состоящему с ней в браке. Родители супругов. Свёкор — отец мужа. Свекровь — мать мужа. Тесть — отец жены. Тёща — мать жены. Сват — отец одного из супругов по отношению к родителям другого супруга, то есть отец жены сына или отец мужа дочери. Сватья — мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга, то есть мать жены сына или мать мужа дочери. Братья и сёстры супругов. Деверь — брат мужа (восточноевропейские диалекты — швагер). Золовка — сестра мужа. Шурин — брат жены (восточноевропейские диалекты — швагер). Шурич (устар.) — сын шурина. Свояченица (устар. своячина) — сестра жены. Супруг(а) близкого родственника. Зять — муж дочери, сестры, племянницы. Другими словами, зять — мужчина по отношению к семье жены: к её родителям (тестю и тёще), её сестрам (свояченицам), её братьям (шуринам) и женам последних (невесткам — ятровкам). Прима́к (приймак, вдомник, влазень, призяченный, вабий) — зять, принятый в семью жены тестем либо тёщей в дом на одно хозяйство. Сноха́ (Этимология Даля: сыноха — сынова жена — ныне считается ошибочной) — жена сына по отношению к его отцу (свёкру). Невестка — жена сына, брата, деверя, шурина. Другими словами неве́стка — женщина по отношению к семье мужа: его матери (свекрови), братьям (деверям) и сёстрам (золовкам), жёнам братьев (ятровкам, сношенницам) и мужьям сестёр (зятьям). Ятровка (я́тровь, бра́това) — жена брата, деверя, шурина. Другими словами ятровка — женщина по отношению к семье мужа: его братьям (деверям) и его сестрам (золовкам), женам братьев (ятровкам) и мужьям сестёр (зятьям). Ятровки (невестки) — женщины, чьи мужья являются братьями. Сноше́нница — женщина по отношению к жене деверя (сношеннице). Другими словами, сноше́нницы — женщины, чьи мужья являются братьями. Ятровки = Сноше́нницы Своя́к — муж свояченицы = муж сестры жены. Другими словами, свояки — мужчины, чьи жёны являются сёстрами. См. также Свояк (значения). У́йка (вуйка) — (устар.) жена уя, то есть жена дяди по матери, жена брата матери. Братаниха — жена двоюродного брата. Неродственные отношения. В жизни людей большое значение имеют близкие неродственные отношения, отразившиеся и на терминологии. Следует помнить о внешней близости этих терминов к терминам кровного родства и не путать их. До брака. Зазноба — девочка/девушка/женщина, являющаяся объектом чьей-либо влюблённости по отношению к тому, кто в неё влюблён. Хахаль — мальчик/юноша/мужчина, ухаживающий или влюблённый в особу женского пола по отношению к ней. Жених — мужчина, намеревающийся жениться, по отношению к своей будущей жене (невесте). Невеста — женщина, намеревающаяся выйти замуж, по отношению к своему будущему мужу (жениху). Суженый (устар.) — мужчина (часто абстрактный, идеальный), по отношению к женщине, с которой он в будущем вступит в брак, будущий муж. Суженая (устар.) — женщина (часто абстрактная, идеальная), по отношению к мужчине, с которым она в будущем вступит в брак, будущая жена. Свадьба и брак. Посажёные родители — лица, заменяющие на свадьбе родителей жениха или невесты. Посажёная мать — женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха или невесты. Посажёный отец — лицо, выступающее вместо родного отца жениха или невесты на свадьбе. Вне брака. Сожитель (вульг. сопостельник) — мужчина, проживающий совместно со своей партнёршей и состоящий с ней в близких отношениях без официальной регистрации. Сожительница(конкубина) — женщина, проживающая совместно со своим партнёром и состоящая с ним в близких отношениях без официальной регистрации. Любовник (вульг. хахаль) — мужчина, находящийся в близких отношениях со своей партнёршей, не поощряемых законом или моралью данного общества, общины, родственников. Любовница — женщина, находящаяся в близких отношениях со своим партнёром, не поощряемых законом или моралью данного общества, общины, родственников. Отношения при втором (и последующих) браке. Единокровный брат, единокровная сестра — дети, у которых один отец, а матери разные. Единоутробный брат, Единоутробная сестра — дети, у которых одна мать, но разные отцы. Сводный брат, сводная сестра — дети от первых браков лиц по отношению друг к другу, то есть не родные, не единокровные и не единоутробные, а только «сведённые» в одну семью. Отчим — мужчина по отношению к ребёнку жены, рождённому в другом браке, муж матери, но не отец. Мачеха — женщина по отношению к ребёнку мужа, рождённому в другом браке, жена отца, но не мать. Пасынок — представитель мужского пола по отношению к партнёру своего родителя в другом браке, неродной сын мужа или жены. Падчерица — представитель женского пола по отношению к партнёру своего родителя в другом браке, неродная дочь мужа или жены… Отношения при усыновлении/удочерении или потере родителей. Приёмыш — усыновлённый (удочерённый) ребёнок. Приёмная дочь (названая дочь, удочерённая) — лицо женского пола по отношению к приёмным родителям. Приёмный сын (названый сын, усыновлённый) — лицо мужского пола по отношению к приёмным родителям (усыновителям). Приёмная мать (названая мать) — неродная мать приёмышу. Приёмный отец (названый отец) — неродной отец приёмышу. Опекун — человек, которому вверена опека над кем-либо. Соопекун — человек, исполняющий обязанности опекуна совместно с другим лицом, по отношению к опекуну. Подопечный — лицо, в отношении которого осуществляется опека или попечительство, по отношению к опекуну/опекунам и попечителям. Попечитель — человек, которому вверено попечительство над кем-либо.

 

35. Брачное поведение. Брачное поведение - это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем "живут вместе". Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных выборов, так и степень свободы индивидуального выбора. В первом отношении, то есть в том, как определяется пространство возможных выборов брачного партнера, все культуры различаются по тому, допускаются или нет в них повторные браки. Если повторные браки допускаются, если допускается "серийная моногамия", то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и состоящих в браке. Правилом здесь является то, что человек, мужчина или женщина, постоянно доступен для брака, независимо от того, состоит он в браке или нет. Как пишет американский социолог Б. Фарбер, "каждый человек, по крайней мере, теоретически, всегда является потенциальным супругом для всех других лиц противоположного пола. Здесь важно то, что состояние в браке ничуть не ограничивает человека в том смысле, что он продолжает оставаться возможным супругом в позднейших браках". Напротив, в культурах, где повторные браки не допускаются, в культурах традиционной, жесткой моногамии, пространство возможных выборов не включает в себя тех, кто уже состоит в браке. Человек вступает в это пространство по достижении установленного обычаем или законом брачного возраста и покидает его, вступив в брак. Во втором отношении, то есть в том, что касается степени свободы индивидуального выбора, между различными обществами также существуют большие отличия. В некоторых культурах, а в прошлом практически повсюду преобладают браки, организуемые родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся молодые люди. В других доминирует "свободный" выбор, когда основными его "агентами" являются сами вступающие в брак. Однако в любом случае вступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняются действию определенных факторов культурного, социального, психологического и даже отчасти социально-биологического характера.

 

36. Брачный возраст. Брачный возраст, установленный законом минимальный возраст вступления в брак. Так, во Франции брачный возраст для мужчин 18 лет, для женщин 15 лет, в Италии - соответственно 16 и 14 лет, в Испании - 14 и 12 лет. Допускается снижение брачного возраста при наличии уважительных причин. В РФ минимальный брачный возраст в 18 лет установлен ст. 13 СК РФ как для мужчин, так и для женщин, поскольку именно с 18 лет у гражданина возникает в полном объеме гражданская дееспособность, т.е. способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские и иные права, в том числе по вступлению в брак, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК). Немаловажным фактором является и то, что к 18 годам необходимого развития достигает физическое состояние будущих супругов, что имеет большое значение для рождения и воспитания здорового потомства. Предельный возраст для вступления в брак не установлен. Снижение брачного возраста касается в равной мере обоих супругов и допускается в первую очередь в случаях беременности будущей супруги, рождения ею ребенка, угрозы жизни одной из сторон. Роль возраста в брачном отборе подтверждается многочисленными статистическими и социологическими данными. При этом роль возраста несколько специфична, поскольку в этом случае более вероятным является не совпадение (равенство) возрастов партнеров, а небольшое превышение возраста партнера мужского пола. В целом, если брать эти три характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием, принадлежащих к относительно более низкой социальной группе и противоположная тенденция для женщин. Эта тенденция называется брачный градиент. В обществах с сильно дифференцированной социальной брачный градиент может вызывать "переизбыток незамужних женщин старших возрастов, блестяще образованных, профессионально занятых", не имеющих возможности найти «себе брачного партнера из-за завышенных притязаний относительно статуса и образования. Подобное, впрочем, можно наблюдать у нас, когда многие высокообразованные женщины вынуждены оставаться одинокими из-за того, что не могут найти себе "подходящего" жениха. Отсюда, кстати, вытекает и существование "второго пика" внебрачной рождаемости: потеряв надежду выйти замуж такие женщины "сознательно" выбирают дорогу одинокого материнства.

 

37. Факторы брачного выбора. Наиболее широкими и одновременно действующими наиболее мощным образом являются культурологические факторы. Важнейшим из них является так называемое правило эндогамии-экзогамии. Этот термин обычно применяется в этнологии для описания того, как происходит брачный выбор между родами одного племени. Его функциональная роль состоит в ограничении поля возможных выборов брачного партнера, в исключении из него тех, кто не может быть брачным партнером. Правило эндогамии следует понимать как предписание (принуждение) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов (если они есть). Правило же изогамии запрещает брак внутри собственной семейной группы, то есть направлено на предотвращение браков между близкими родственниками. Правило экзогамии, в противоположность правилу эндогамии, обладает универсальным и жестким действием, подкрепляясь в ряде случаев правовыми нормами, прямо запрещающими брак внутри одного клана. Хорошо известное всем табу инцеста является ярким примером социокультурного запрета, редуцирующего действие правила экзогамии применительно к близким родственникам и не допускающего браков между родителями и детьми, братьями и сестрами, кузенами и кузинами. К социологическим факторам брачного выбора относятся гомогамия и близость (соседство). Термин "гомогамия" обычно употребляется для обозначения тенденции заключения браков между людьми, обладающими некоторыми общими или сходными характеристиками — социальными, психологическими, физическими и т. д. Противоположная тенденция обозначается термином гетерогамия. Вероятность того, что у людей возникнет взаимная симпатия и притяжение друг к другу, и что они вступят в брак выше в том случае, если они похожи друг на друга в том или другом отношении. Понятия эндогамия и гомогамия зачастую сближаются. Разница между ними заключается в том, что перенесенный в социологию семьи термин эндогамия обозначает, по сути, некое социокультурное принуждение, заставляющее индивида действовать в брачном выборе определенным образом. Термин же "гомогамия" (соответственно и гетерогамия) является чисто социологическим, означающим, что браки между индивидами со сходными индивидуальными характеристиками являются более вероятными, чем браки между индивидами, чьи характеристики сильно отличаются друг от друга. Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются: возраст, этническая принадлежность, социальный статус, образование, уровень интеллекта, внешность и совместимость внутренних часов. При этом наибольшей является роль возраста, этнической принадлежности и образования. Поскольку уровень образования тесно коррелирует с социальным статусом (принадлежностью), постольку образовательная гомогамия одновременно означает и статусную гомогамию, когда партнеры принадлежат к одной и той же (или близким) социальным группам. Кроме того, весьма велика вероятность того, что эти партнеры окажутся схожими друг с другом и в том, что касается их ценностей, убеждений, отношения к различным сторонам жизни, как и в том, что касается их (или их родителей) дохода, профессии и т.д. Другим важнейшим социологическим фактором брачного отбора, наряду с гомогамией, является близость (соседство). Под близостью понимается пространственная, территориальная близость, проживание по соседству, а также работа в одной и той же организации (близость рабочих мест) или учеба в одном и том же учебном заведении. Роль близости связана с тем, что соседство, совместная работа или учеба повышают вероятность встречи с партнером, который, к тому же, с большей вероятностью будет иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам, включая сходство ценностей, интересов. Действие социокультурных и социологических факторов брачного отбора объясняет, почему в процессе поиска "суженого" доминирует тенденция к гомогамии, к тому, что любовники или супруги оказываются схожими (как правило) в своих наиболее существенных характеристиках. На стадии стимуляции действуют факторы, которые "притягивают" индивидов друг к другу, делают их привлекательными друг для друга благодаря их физическим, интеллектуальным, социальным и другим характеристикам.

 

38. Жизненный цикл семьи и критерии его конструирования.

Термин «цикл развития семьи» был впервые использован  Э. Дювалль и Р. Хиллом в 1948 г. Рассмотрение динамики развития семьи основывалось на идее Э. Эриксона о специфичности задач, решаемых личностью на каждом этапе развития семьи. Каждой стадии ее жизненного цикла соответствуют специфические задачи развития. Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом. Рассмотрим жизненный цикл семьи, в основе которого лежит периодизация, предложенная Б. Картер и М. Критериями данной периодизации являются следующие характеристики семьи: 1) жизненные цели; 2) задачи, реализуемые для достижения этих целей; 3) состав; 4) переходы с одной стадии на другую в соответствии с новыми жизненными установками семейной системы. Последний критерий, по нашему мнению, является не чем иным, как нормативным кризисом семьи, поскольку переход на новую стадию в первую очередь требует перестройки всей семейной системы. Существуют два сценария развития семьи на каждой из стадий жизненного цикла: сценарий благополучия, предполагающий успешное разрешение супругами стоящих перед ними задач, и сценарий неблагополучия, деструктивного развития семьи, вызванного ее неспособностью разрешить эти задачи. Между этими двумя крайними вариантами — континуум индивидуальных траекторий развития семьи, определяющих степень ее гармоничности и эффективности функционирования. Решение задач каждой последующей стадии определяется успешностью решения задач стадии предыдущей при наличии между ними преемственности и взаимосвязи. Жизненный цикл семьи включает шесть стадий: добрачный период, заключение брака и образование новой семейной пары, семья с маленькими детьми, семья с детьми подросткового возраста, период приобретения детьми взрослого статуса и их отделения («птенцы покидают родное гнездо»), период жизни после отделения детей. Даже простое перечисление стадий жизненного цикла семьи убедительно свидетельствует о том, что важнейшей стержневой функцией современной семьи признается функция родительства и воспитания детей. Стаж супружества не определяет стадию жизненного цикла семьи. Переход семьи на качественно новую стадию своего развития определяется решением задач рождения и воспитания детей.

 

39. Длительность семейного цикла. Полный семейный цикл. Жизненный цикл семьи – это последовательная смена определенных событий и сопровождающих их ситуаций, то есть стадий развития  семьи. 1. Нулевой цикл – период ухаживания или знакомства. Самый важный и сложный этап – выбор партнера. Теории выбора партнера: 1. Выбор по принципу психологической схожести – неполная или строгая система ценностей, схожий жизненный опыт обеспечивают комфортное существование  паре. 2. Комплиментарность – взаимодополняемость, в зависимости от порядка рождения партнера в семье. Старший ребенок – продолжатель рода, в семейной паре они более доминанты. Каждому последующему ребенку родители уделяют меньше внимания. Единственный ребенок, как правило, эгоцентричен. 3. Биологически ориентированная теория – выбирается лучший партнер, здоровый партнер для продолжения рода. Чтобы успешно пройти этот период, требуется достичь уровня сформированной зрелой идентичности, соответствующего возрасту социального статуса, эмоционально и финансово не зависеть от родителей, уметь ухаживать и привлекать к себе партнера противоположного пола, строить и поддерживать отношения с ним. Обрести зрелую идентичность означает быть готовым к выполнению задач взрослости. 2.Первый цикл – молодая семья. Молодой считается с момента заключения брака или начала совместного проживания и до рождения первого ребенка. Главная задача этого периода – переход от состояния личной независимости к состоянию взаимозависимости супругов. В это время решается также задача дифференциации от родительской семьи, если это не произошло раньше. Устанавливаются новые границы общения с друзьями и родственниками, разрешаются конфликты между личными и семейными потребностями. Частое явление – проживание в одной из родительских семей, что нарушает и задерживает развитие семьи как самостоятельной системы. В этом случае пара фактически становится подсистемой в системе прародительской семьи. Серьезной проблемой может стать вмешательство в дела семьи родителей одного из партнеров, которое нередко проявляется даже при раздельном проживании, что приводит к обидам и ссорам. В это время решается важный вопрос распределения обязанностей в семье. 3. Второй цикл – Семья с маленьким ребенком (дошкольного возраста). Задача – переход  от диадической зависимости к триадической, с включением зависимого члена (ребенка). Семья реорганизуется для выполнения новых задач, продолжается согласование личных и семейных целей. К супружеским ролям после рождения детей прибавляются родительские роли, и появляется необходимость разрешать конфликты и противоречия между ними. Рождение ребенка накладывает отпечаток на дистанцию между родителями, увеличивая или уменьшая ее. Если мать полностью поглощена заботами о ребенке, отец может почувствовать себя отстраненным. Часто в результате этого супруг с головой погружается в работу, отстраняясь от семьи. Проблемой этого периода могут стать супружеские измены, когда «забытый» женой супруг начинает искать развлечений на стороне. Серьезной проблемой является рождение нежеланного ребенка, даже если против ребенка был только один   из супругов. Это приводит к нарушениям стиля воспитания, конфликтам, расколам внутри семьи. 4. Третий цикл – выход первого ребенка во внешнюю социальную систему.  Если ребенка после 3-х лет отдают в детский сад, это предполагает новый очередной цикл развития семьи. До трех лет нежелательно делать это, так как ребенок еще не достиг необходимой степени психической зрелости, чтобы приспособиться к новой обстановке,  режиму, людям.  Это средняя стадия, начало процесса экспансии и отделения, выхода первого ребенка во внешний мир, то есть внешнюю, по отношению к семье, социальную среду. В семье происходит очередное перераспределение обязанностей, связанное с необходимостью отводить и забирать малыша вовремя. Семья  как система, должна научиться взаимодействовать с другой социальной системой: детским дошкольным учреждением. Возникают новые условия функционирования семьи в связи с тем, что мать может начать работать, и часть домашних обязанностей необходимо выполнять кому-то другому. Это может вызвать трения и недовольств. 5. Четвертый цикл – семья с детьми школьного возраста. Смена правил взаимодействия связана с необходимостью помогать ребенку с учебой, отводить в школу, встречать. Возникает сильное эмоциональное напряжение, например, по поводу домашних обязанностей. Если не удается найти удовлетворительное решение, возникает семейный кризис. Он выражается в симптомах или дисфункции кого-то из ее членов: взрослых или детей. Внешне это может проявляться как депрессия, соматическое заболевание, алкоголизм, школьная неуспеваемость. Семье приходится устанавливать взаимоотношения со школой. Частой проблемой являются расколы в семье и коалиции одного из  членов  семьи с ребенком, против другого. Отец обвиняет мать в мягкости, а она его в суровости.  На этой почве возникают конфликты между родителями, дающие ребенку простор для манипуляции. Родители злятся и обвиняют друг друга, и никто не может повлиять на ребенка. В таком случае плохое поведение и плохая учеба помогают родителям объединиться . 6.Пятый цикл - семья с подростком. Этап начинается с достижения первым ребенком подросткового возраста и продолжается вплоть до его ухода из семьи. Вновь возникает необходимость менять семейные правила в связи с возрастающей потребностью подростка в автономии, расширении границ и ниспровержении родительского авторитета.  Разрешение  проблем  зависит  от семейных коммуникаций, сформировавшихся ранее. Переживания  родителей в собственном подростковом возрасте оказывают сильное влияние на происходящее. Смятение чувств подростка часто служит пусковым механизмом для создания новых враждебных коалиций. Зачастую в этот период родители переживают «кризис среднего возраста», когда происходит переоценка ценностей и своих достижений, и появляются первые разочарования. Подросток  шокирует семью, бросает ей  вызов, и родители в  растерянности  начинают вести  себя так, как вели когда-то со своими родителями или как родители поступали с ними в соответствующем возрасте. Интенсивность подросткового бунта является показателем незавершенности эмоциональных связей родителями. Этот период опасен в плане разводов. Сексуальное напряжение периода полового созревания подростка оказывает влияние на сексуальность родителей, возникает тенденция к внебрачным связям, поискам чего-то нового, экспериментам. Родители могут начать реализовывать свои подростковые сексуальные фантазии.  Ключевая задача – сопровождение и облегчение процесса эмоционального отделения, становления индивидуальности ребенка, начавшееся еще в раннем детстве.  Подростки не способны отделится от родителей, часто подвержены депрессиям. Депрессия возникает, когда подросток пытается соответствовать требованиям родителей в ущерб собственным потребностям. 7. Шестой цикл – выход повзрослевших детей из семьи. Важен способ ухода из семьи. Это может быть осознанное решение о создании своего собственного домашнего очага со вступлением или не вступлением в брак, бегство, изгнание, вынужденный отъезд (на учебу, службу и т.д.) Попыткой избавится от родительской опеки, может служить и постепенное заключение собственного брака, в таком случае есть опасность попасть в зависимость от партнера по браку, которого невольно вынуждают играть роль родителя. Процесс, с помощью которого повзрослевший сын или дочь пытается освободиться от родительской семьи, называется эмоциональным разрывом. Чем ниже степень психической зрелости, тем сильнее привязанность и зависимость. Под психической зрелостью понимается способность человека разделять эмоциональное и интеллектуальное функционирование. Эта способность не поддаваться эмоциям в важных вопросах своей жизни, связанных с ответственностью и целеполаганием. Реконструкция семьи – родители должны понять, что родительские функции в основном выполнены. Вплотную встает вопрос  дальнейших отношений в супружеской паре. Если на предыдущих  этапах смыслом совместного существования были дети, то становится тягостным и бессмысленным совместно проживание. Разочаровавшиеся в прежних отношениях, в немолодой супруге, мужчина стремится найти молодую спутницу жизни. Это часто происходит с мужчинами, обеспокоенными утратой сексуальной привлекательности и потенции. В таком случае молодая особа как бы доказывает его силу и состоятельность как мужчины. Не стоит отрицать возможность счастливой совместной жизни  и при неравном по возрасту браке.  Для того, чтобы подобные ситуации не возникали, следует заботиться о том, чтобы отношения супругов не замыкались на быте и воспитании детей, стараться находить общие сферы интересов, взаимодействия в паре. Поддерживать и сохранять эмоциональные теплые любовные и дружеские отношения в семье. В этот же период могут возникать новые роли: бабушки и дедушки. 8. Седьмой цикл – семья на поздней стадии развития. Период осложняется выходом на пенсию и перераспределением ролей и обязанностей. С выходом последнего ребенка из семьи наступает возможность снова вкусить радости пожить «для себя», но все это происходит на другом уровне. Изменились вкусы, интересы, пристрастия. Необходимо снова притираться друг к другу. Если отношения на предшествующих стадиях были удовлетворительны, этот период может стать очень счастливым временем, когда можно посвятить себя друг к другу и любимым занятиям.  На последних стадиях развития семьи начинают стареть и болеть прародители. Спецификой является уход за стариками.  Это время – кризисное для семьи. Чтобы его достойно прожить, необходимо много сил, терпения, душевной доброты и умения прощать. Период  жизни  многих семей  состоит не всегда из всех этапов. В случае   развода  цикл  развития семьи прерывается.  Позднее каждый из супругов может начать строить новую семью с другим партнером. Примером наложения и совмещения циклов развития семьи может служить, рождение каждого нового ребенка в семье. В этом случае на уже длящийся этап накладывается этап семьи с маленьким ребенком. Задачи  этих двух циклов могут вступать в противоречие. Период перехода от одного цикла в другой является для семьи кризисным, длятся от нескольких месяцев до одного – двух лет и приносит определенные проблемы. Во время этого периода становится необходимым существенно перестроить взаимоотношения в семье, чтобы перейти на новую стадию развития. Разумеется, есть семьи, которые не укладываются ни в какие схемы. Это, например, семьи с детьми, сильно отличающимися по возрасту. Старшие дети уже могут быть в браке и могут иметь собственных детей, а их родители ожидают очередное пополнение. Это многодетные семьи и семьи, много раз вступавшие в брак, имеющие разное количество детей от разных браков. Семьи, проживающие с родителями и прародителями. Какова бы ни была структура семьи, каждая семья на определенном этапе имеет специфические задачи, выполняя которые, она сохраняет жизнеспособность.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"