Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Классический период в развитии мировой социологии 19 – начала 20 века.
Развитие социологической
теории в Х1Х в. создало важнейшие
предпосылки для превращения
социологии в общепризнанную университетскую
науку. Реализация этого связана
с именами выдающихся социологов
–Вебера и Дюркгейма. Основой
социологии Вебера явилось учение об
идеальных типах. Идеальный тип
– это теоретическая
Ключевой приоритет и факторы духовного и национального единства в РК (по Доктрине национального единства К-на).
Композиция анкеты.
Анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта. Композиционно - это сценарий беседы с респондентом. Структура анкеты 1. Вводная часть (в ней указывается, кто проводит опрос, инструкция заполнения анкеты, гарантируется анонимность). 1.1 Паспортичка (вопросы для социально-демографических характеристик респондентов: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение). II Основная часть: 1.1 часть вопросов - простые, контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, включить в проблему. Вопросы должны быть просты в формулировках, ответы - достаточно легки. 1.2 часть - основные вопросы. Их сод-ние определяется целями и задачами исследования. Вопросы наиболее сложн., требующие размышления, анализа, активизации памяти. Ш часть - заключительные вопросы. Время для запол-ия анкеты 35 + 10 минут, т.к. внимание респондентов снижается.
Культура как социальное явление.
В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуславливающие их социальные факторы и механизмы. Основные элементы культуры: Язык- объективная форма аккумуляции, хранение и передачи человеческого опыта. Язык-это система знаков и символов, наделённых определённым значением. Ценность- это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности. Мотив – это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность.Ценностное отношение обретает своего рода самостоятельное существование в виде социальной нормы. Социальные нормы- это исторически обусловленные общественным бытиём требование к деятельности и отношением индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями.Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи, традиции. Обряд – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определённые коллективные чувства. Обычай- воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношение людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является причиной для его членов. Традиции- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколения и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течении длительного времени. Культуру следует рассматривать как целостную систему логически сопряжённых устойчивых идей, убеждений, норм передаваемых из поколения в поколения.
Личность и общество.
Понятие человек употребляется
для характеристики присущих всем людям
качеств и способностей. Это понятие
указывает на наличие такой особой
исторически развивающейся
Метод исследования малых групп.
Предложен Д. Мореном. Социометрический
метод – один из наиболее эффективных,
перспективных, распространенных методов
изучения личности как элемента социальной
группы. Направлен на количественное
измерение и анализ структуры
межличностных отношений в
Методы обработки социологических данных
Чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после этих процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику. Обработка данных включает след. моменты: 1.Редактирование и кодирование информации. Назначение состоит в унификации и формализации информации, полученной в ходе исследования. 2. Создание переменных. Собранная на основе анкет информация, в ряде случаев отвечает на вопросы, которые необходимо решить в ходе исследования, т.к. вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Теперь надо перевести данные в форму, которая отвечала бы на форму исследования. 3. Статистический анализ – ключевой шаг в процессе анализа социологических данных. Выявляются некоторые закономерности и зависимости, позволяющие сделать обобщения и выводы. Здесь используются различные математические методы, которые позволяют полно и всесторонне анализировать собранную информацию. Обработка инф-ции осуществляется вручную или с помощью ЭВМ, ее результат - социологические данные, т.е. показатели ответов на вопросы в числовом и процентном выражении. Математическая обработка результатов производится с использованием стандартных пакетов обработки информации наиболее известными из которых являются система “САНИ” и “АСТРА”.
Методы сбора социологической информации.
При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов: 1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; 2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. 3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения. группа методов социологических исследований, позволяющих получить количественные хар-ки объекта: 1. Социальное наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое). Связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме. Использование метода связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме. Наблюдение позволяет помогать избежать влияние респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации. 2. 2 осн. метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания док-ов в соответствии с целью иссл-ия. Формализованный анализ докум-ых источников (контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информаций из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. 3. Опросный метод (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование) – социологический опрос, включающий информацию людей. Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов). Виды опросов - письменные (анкеты, тесты)- устные (интервью) - очные - заочные.
Методы социологического исследования.
При выборе метода социологического исследования учитываются условия, время и место, цели и задачи исследования, а также его вид. Существуют три основных метода сбора социологической информации: Опрос, который делится на два подкласса: а) анкетный опрос б) интервью анализ документов наблюдения При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Интервьюирование предлагает личное общение с опрашивающим, при котором исследователь (или его полномочный представитель ) сам задает вопросы и фиксирует ответы. Наблюдение. В социологических исследованиях под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных факторов, подвергающихся контролю и проверке. В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, факторов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпритацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больше элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающей его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения. Контент – анализ Контент – анализ предполагает извлечение социологической информации из документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). Иначе говоря, контент – анализ в социологии – это количественный анализ любого рода социологической информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода – в оперативном получении фактографических данных о том или ином социальном явлении на основе объективной информации.
Микросреда и ее влияние на отклоняющееся поведение.
В одних и тех же экономических
и социально-психологических
Мотивы трудовой деятельности.
Трудовое поведение членов
общества определяется взаимодействием
различных внутренних и внешних
побудительных сил. Внутренними
побудительными силами являются потребности
и интересы, желания и стремления,
ценности и ценностные ориентации,
идеалы и мотивы. Все они представляют
собой структурные элементы сложного
социального процесса мотивации
трудовой деятельности. Мотив - побуждение
к активности и деятельности личности,
социальной группы, общности людей, связанное
со стремлением удовлетворить