Эмпирическая социология
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:05, реферат
Краткое описание
В настоящее время идет активный процесс развития социологии как самостоятельной научной дисциплины. Публикуются различные курсы и программы, издан ряд учебников общей и теоретической социологии. При знакомстве со многими из них возникает ощущение «теоретической свалки», напоминающей опыт небезызвестной «науки» — научного коммунизма.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 2 1. ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (20—40-е годы) 7 1. Методический «взрыв». 8 2. Теоретические разработки. 12 3.Советская социология. 13 3.1. Возникновение советской социологии. 13 2. СОЦИОЛОГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (50—60-е годы) 21 1. Теории индустриального общества. 24 2. Развитие системных идей в социологии. 25 3. Структурно-функциональное направление в социологии. 27 3. НОВЕЙШАЯ СОЦИОЛОГИЯ.. 30 2. Социология качественного стиля. 35 3. Критическая социология. 35 4. Социология постиндустриального развития. 37
Вложенные файлы: 1 файл
уменьшилось ее влияние на выработку
практических целей в решении проблем
человека и общества. Как следствие, началась
ломка западного мировоззрения:
оно утратило целостность и уступило
место фрагментарному видению мира.
В социологии также произошло снижение
масштаба, значимости и социальной
релевантности изучаемых проблем, по
сравнению с классическим периодом.
Окрепло убеждение, что конкретные
ситуации можно разрешить только частным
путем, без опоры на теоретические основания.
Поэтому социологические
исследования ориентируются на прямое
их обеспечение соответствующими
выводами и рекомендациями, которые получаются
в ходе изучения воздействия
различных факторов на наблюдаемые
конкретные социальные объекты.
В
результате появилась возможность использовать
социологическое познание с
наибольшей пользой в разрешении реальных
проблем и повседневных Ситуаций —
«здесь-теперь-бытие». Можно только восхищаться
данной гуманистической
ориентированностью представителей
эмпирической социологии в повседневность.
Социолог видит землю во всей ее «грязи»
и при этом не теряет надежду: а вдруг
там,- «под навозной кучей» блеснет жемчужное
зерно, и тогда мир озарится.
1. Методический
«взрыв»
Уж лучше совсем не помышлять об отыскании
каких бы то ни было истин, чем
делать это без всякого метода.
Р. Декарт
Идеи эмпиризма в социологии сопровождаются
переносом акцента на прикладные
исследования. Общесоциологические теории
рассматриваются как нечто
абстрактное, построенное людьми, «придавленными
книжным шкафом», оторванное
от повседневной жизни. Социологию стремятся
«очистить» от них, опираясь в
первую очередь на методику и технику
эмпирических исследований,
обеспечивающих конкретное изучение
социальных явлении. Социологический
инструментарий, измерительные процедуры
и числовые эквиваленты повышают
уровень доказательности и валидности
получаемого при этом социологического
знания. Таким образом, полезная фактическая
информация и практические
рекомендации получают преимущественную
аргументацию от методов, а не от
содержания, то есть теория пренебрегается
как в качестве основы, так и
конечной цели исследований. Можно отметить,
что данный подход вполне
правомерен для проведения границы между
социологией и социальной философией.
В других же вопросах он недостаточен.
Таковы общие претензии эмпирической
социологии на единственное
представительство социологической
науки. Этот поворот в развитии социологии
привел к потере ее предмета, к «распредмечиванию»
социологии. А это вновь
актуализировало вопрос: «Что такое социология?
Является ли она наукой?».
Позитивистская посылка в объяснении
социологии как науки об обществе
заключается в следующем: если объяснение
социальных событий вообще
возможно, то должен быть комплекс законов,
в связи с которыми такие
объяснения подтверждаются. Попытки
же создания общесоциологической теории,
опирающиеся на исследования макросоциологических
проблем, приводили к
построениям социально-философского
масштаба, против метафизичности и
спекулятивности которых социологи изначально
выступали.
Представители эмпирической социологии
рассматривают общество как бесконечно
многообразный феномен со множеством
переменных и не имеющий
общесоциологических свойств (общих
закономерностей), которые могут быть
познаны. Они исключают возможность делать
какие-то масштабные обобщения и
высказывать определенные прогнозы.
Кроме того, общие социологические законы
не имеют смысла, так как они не подлежат
эмпирической проверке и,
следовательно, ложность или истинность
их нельзя установить. В лучшем
случае, зафиксированная в наблюдениях
регулярность, повторяемость явлений
может составить эмпирический закон
для данного случая, который подлежит
эмпирической проверке.
Необходимо также отметить, что недоверию
теоретической социологии
способствовало и то, что многие исследователи
исходили из собственных
позиций и методик, что затрудняло обобщение
многомерной и неоднородной
информации в общую теорию. При этом многие
понятия (например, социальные
действия, факт и др.) различными авторами
практически однозначно не
употреблялись, что порождало неопределенность
социологической терминологии.
Одновременно постулировался и другой
тезис, который закреплял разрыв между
общетеоретическими поисками и эмпирическими
исследованиями: социология — это
сугубо прикладная наука, тесно связанная
с практикой социального управления
как одна из форм его научного обоснования
и обеспечения. Отказ от своего
теоретического статуса сопровождался
распадом эмпирической социологии на
множество не связанных между собой «социологии»
в зависимости от конкретных
исследовательских проблем (проблемных
областей) — общественного мнения,
массовых коммуникаций, выборов, маркетинга,
искусства и др.
Развитие социологии в 20—40-е гг. смещается
в США. Прежде всего здесь
утверждается торжество неокапиталистического
порядка, выдаваемого за эталон
общественного развития. Социально-экономический
и политический строй
американского общества, его образ жизни,
формы общения, социального
партнерства достигли своего оптимального
развития и, как таковые, требовали
лишь поддержки и некоторых «изменений
при сохранении». Данный социальный
заказ уводит от революций к реформам,
обусловливая поиск соответствующих
эффективных средств, механизмов и методов
социального управления и контроля
за социальными изменениями, способствующих
демократическому поддержанию
социального порядка. Такой подход обусловил
и соответствующий тезис:
«Социология на службе менеджмента».
Центром формирования эмпирической социологии
стал Чикагский университет
(Чикагская «школа жизни»).
Здесь в 20—30 гг. развернулись многоцелевые
прикладные исследования,
ознаменовавшие яркий расцвет эмпирической
социологии. Это направление
ориентировалось на детальные исследования
частных локальных областей:
осмысление живого процесса жизнедеятельности
людей («плебейские сюжеты») в
конкретных ситуациях. По американской
традиции, на идею смотрели
практически, с целью воплощения ее в
жизнь. Прагматическое здравомыслие
исходит из того, что решение практических
задач является более важной
задачей, нежели идеологическое обоснование
того, насколько это важно и
ценно. При этом критерием истины являются
практические последствия в
удовлетворении наших потребностей:
истина — это устойчивое положение, вера
в которое приносит удовлетворение желаний.
Она отличается от лжи тем, что
основанное на ней действие приводит
к желаемому результату. Таким образом,
истинность знания проверяется через
его практическое воплощение.
Эмпиризм и прагматизм формируют целевую
установку американской социологии
изучать то, что реально происходит в
обществе, а не заниматься поиском
мифического «светлого будущего» (коммунизм,
социализм, фашизм и т. п.).
Ввиду того, что в социальном факте не
все является «очевидным», необходимы
социологический инструментарий по сбору
информации (методика и техника
массовых опросов, лабораторные эксперименты,
пилотаж инструментария),
математико-статистические методы выборки,
обработки и анализа
социологических данных, обеспечивающие
репрезентативность, валидность и
релевантность выводов и рекомендаций
социологических исследований. Данный
подход к решению вопроса о «чистоте»
полученных результатов приобрел в
эмпирической социологии решающее значение,
обусловил «методический взрыв».
Перенос акцента в область методики,
техники и процедур социологического
исследования, сделал методику «субдисциплиной».
Представители эмпирической
социологии обосновали ее методологический
статус (как супернауки) с главной
ролью — модификации и адаптации опытно-экспериментальных
и математико-
статистических методов, числовых эквивалентов
естественнонаучной ориентации
для социальных дисциплин. Такая «социологизация»
выражала претензию
эмпирической социологии на ведущее
положение в структуре социального
познания и знания.
2. Теоретические
разработки
Мастерски овладеть «методом» и «теорией»
означает стать сознательным
мыслителем, знающим, что и зачем он делает.
Р. Миллс
Несмотря на третирование «большой теорией»,
сама эмпирическая социология
способствовала решению новых теоретических
вопросов, обусловленных
возникновением конкретных социальных
проблем: становящаяся индустриальная
цивилизация, качественные изменения
в социальной стратификации,
технологические возможности управления,
развитие демократии и социального
партнерства, включающих право общественности
знать и влиять на все,
относящееся к общественной жизни. Данные
и другие социо-культурные новации
были не типичны для предшествующего
периода и не поддавались
удовлетворительному объяснению с позиции
социетального подхода.
Для социетального подхода, акцентирующего
внимание на макросоциальных
явлениях и процессах, человеческая природа
— это постоянная величина,
которой можно пренебречь. Рассматривая
общество как совокупность индивидов,
которые приходят и уходят, в качестве
предмета социологии рассматривают
социальные действия, коллективные представления,
социальные отношения и т.
п.
Интраиндивидуальный подход в качестве
предмета рассматривает индивида и его
особенности с задачей свести некоторый
индивидуальный феномен к исходным и
неизменным инстинктивным константам
в природе человека, а социальную жизнь
—
к игре инстинктов. При этом упор делается
на индивидуальную мотивацию как
отношение индивида к своему поступку,
направляющую и объясняющую конкретное
поведение и социальное взаимодействие.
Особую роль играла психосексуальная
концепция человеческой природы З. Фрейда,
абсолютизирующая инстинкты, в том
числе и половое влечение, для объяснения
человека и всех социальных явлений,
т. е. исходя из того, что лежит у него
«ниже пояса».
Неудовлетворенность имеющимися, не
пригодными для научно-практического
использования теориями, накопление
огромного эмпирического материала,
нуждающегося в систематизации и концептуализации
изучаемых явлений, привнесли
в эмпирическую социологию вкус к теоретической
работе и толкали к поиску
новых теоретических конструкций, адекватных
социо-культурным новациям.
3.Советская социология.
3.1. Возникновение
советской социологии
В истории российской социологии советский
период 20—30-х гг. был периодом
«вычитания и потерь». Для него характерны
такие парадоксы, как новаторство,
блестящие находки и бесплодное экспериментаторство;
много энтузиазма и
идеологизация теоретических поисков;
поиск новой культуры и большевистский
принцип принудительной «справедливости».
Доведенные до логически завершенного
абсурда, они разрешились официальным
запретом социологии, который
в
советской социологии оставил «белое
пятно». Развитие социологии в России
в
начале XX в.
было на подъеме и к Февральской и Октябрьской
революциям 1917 г. сложился
достаточно высокий интеллектуальный
потенциал. Он был представлен:
а) немарксистской традицией академической
социологии с приоритетом
теоретических исследований - Н. И. Кареев,
П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев и
др.;
б) марксистской традицией с приоритетом
радикализации социологии в
политической борьбе — А. А. Богданов,
В. И. Ленин, Е. А. Энгель и др.
К этому времени была наработана практика
социологических исследований,
имелся значительный теоретический и
практический задел в развитии социальной
статистики. Более скромными были результаты
в области институциализации и
образования, свидетельствующие о несколько
худшем положении русской
социологии, чем социологии в странах
Запада. Однако надо отметить появление
учебной литературы: первые официальные
учебники по социологии для вузов Т.
Фадеева в 1917 г. и для средней школы Е.
Энгеля в 1918 г. [60].
На революционной волне в 1918 г. был учрежден
Социобиблиографический
институт, в 1919 г. были созданы первые
кафедры социологии в Ярославском и
Петроградском университетах, а в последнем
в 1920 г. — отделение социологии
на факультете общественных наук. Необходимо
отметить, что в академической
среде определяющим было влияние немарксистских
и антисоциалистических
течений. Поэтому, после опубликования
в 1922 г. статьи Ленина «О значении
воинствующего материализма», был поставлен
вопрос о коммунистическом
контроле за процессом обучения. Он был
облечен в формулировку, что «мы не так
сильны, чтобы за пролетарские деньги
разрешить в стране враждебное
инакомыслие и спорить с еретиками».
Деятельность старой профессуры была
оценена как духовное развращение молодежи.
Последовало выдвижение
идеологической и политической функций
науки на первый план под лозунгом: «Кто
Информация о работе Эмпирическая социология