Влияние сезонности на уровень реализации туристского продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

перед данной работой поставлена следующая цель – изучить влияние, которое оказывает сезонность на реализацию туристских услуг посредством статистических методов анализа. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
* раскрыть понятие сезонности, установить ее свойства, виды и функции, определить роль на туристском рынке;
* рассмотреть статистические методы анализа явления сезонности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…….….….. 3
Глава 1. Явление сезонности в индустрии туризма
1.1 Сущность понятия сезонность ……………….……………..…….…. 5
1.2 Роль сезонности в реализации туристского продукта ………….…... 9
Глава 2. Статистические методы учёта фактора сезонности
2.1 Анализ сезонности рынка методом вычисления постоянной и
переменной средних……………………………………………..……….. 12
2.2 Оценка сезонности методом скользящей …………..……….….…... 20
Заключение…………………………………………………………………….… 23
Список использованной литературы …………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика - Сезонность.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

        a2 =  (n ∑ t2y - ∑ t2 ∑ y) / (n ∑ t4 - ∑ t2 * ∑ t2)  (9),

Для определения параметров  уравнений (3) и (4) по исходным данным формируем следующую таблицу:  

Таблица 5

Расчёт  параметров

Год, квартал ti ti2 ti4 yi ti * y1 ti2 * yi
2004 г., 1кв.

2кв.

3кв.

4кв.

2005 г., 1кв.

2кв.

3кв.

4кв.

2006 г., 1кв.

2кв.

3кв.

4кв.

2007 г., 1кв.

2кв.

3кв.

4кв.

 
- 15

- 13

- 11

- 9 

- 7

- 5

- 3

- 1 

1

3

5

7 

9

11

13

15

 
225

169

121

81 

49

25

9

1 

1

9

25

49 

81

121

169

225

 
50625

28561

14641

6561 

2401

625

81

1 

1

81

625

2401 

6561

14641

28561

50625

 
42

55

74

45 

46

69

83

46 

52

73

85

50 

54

75

87

52

 
- 630

- 715

- 814

- 405 

- 322

- 345

- 249

- 46 

52

219

425

350 

486

825

873

780

 
Итого 0 1360 206992 946 59  
 

        Далее опираясь на таблицу  5 определяем параметр уравнения (3) по формулам (5) и (6), тогда:

        a0 = 946 / 16 = 59,125             a1 = 59 / 1360 = 0,043

По модели yt = a0 + a1t (4) производим расчёт теоретических уровне тренда:

        yt =  59,125 + 0,043*t

Далее по каждому кварталу каждого года получаем:

        2004 г.    1 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-15) = 58,48

                    2 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-13) = 58,566

                    3 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-11) = 58,625

                    4 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-9) = 58,738

        2005 г.    1 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-7) = 58,824

                    2 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-5) = 58,91

                    3 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-3) = 58,996

                    4 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (-1) = 59,082

        2006 г.    1 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (1) = 59,168

                    2 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (3) = 59,254

                    3 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (5) = 59,34

                    4 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (7) = 59,426

        2007 г.    1 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (9) = 59,512

                    2 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (11) =59,598

                    3 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (13) = 59,684

                    4 кв. yt1 = 59,125 + 0,043* (15) = 59,77 

Проведём  расчёт индексов сезонности isi, для чего построим следующую расчётную таблицу   
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 6

Расчёт  индексов сезонности

Год, квартал yi yti isi %

(yi : yti * 100)

Год, квартал yi yti isi %

(yi : yti * 100)

2004 г., 1кв.

2кв.

3кв.

4кв.

2005 г., 1кв.

2кв.

3кв.

4кв.

 
42

55

74

45 

46

69

83

46

 
58,48

58,566

58,625

58,738 

58,824

58,91

58,996

59,082

 
71,82

93,91

126,22

76,61 

78,19

117,12

140,68

77,85

2006г., 1кв

2кв.

3кв.

4кв.

2007г.,

1кв.

2кв.

3кв.

4кв.

 
52

73

85

50 

54

75

87

52

 
59,168

59,254

59,34

59,426 

59,512

59,598

59,684

59,77

 
87,88

123,19

143,24

84,13 

90,73

117,45

145,76

87

 

            

     Теперь  подсчитаем средние индексы сезонности по одноименным кварталам исследуемого ряда внутригодовой динамики (isi)

     isi  1кв.= (71,82+78,19+87,88+90,73) / 4 = 82,155

     isi  2 кв = (93,91+117,12+123,19+117,45) / 4 = 112,96

     isi  3 кв = (126,22+140,68+143,24+145,76) = 138,97

     isi  4 кв = (76,61+77,85+84,13+87) / 4 = 81,39

     

 

     Рис. 4 Средние переменные индексы сезонности

     Рассчитанные  средние индексы сезонности представляют модель сезонной волны реализации турпродукта «Каникулы в Британии» во внутригодовом цикле. Из полученных данных мы можем сделать следующие выводы:

    • наибольший объём реализованных туров приходится на 2 и 3 кварталы, что превышает среднегодовой уровень (100%) соответственно на 12,96 (2кв.) и 38,97 (3кв.);
    • значительный спад продаж наблюдается в 1 и 4 кв. –  на 17,8 и 18,61 соотвественно.       

     При изучении сезонных колебаний по данным за несколько лет их можно отделить от изменений уровней за счет наличия  общей тенденции и от случайных  колебаний, искажающих характер сезонной волны (индекса сезонности) в отдельные годы, путем нахождения взвешенных индексов сезонности. В данном случае индивидуальные индексы сезонности усредняются путем нахождения взвешенных средних. Весами являются средние месячные или квартальные уровни каждого года.  

     2.2 Оценка сезонности методом скользящей

     Индексы сезонности показывают фактические  колебания параметров рынка, соответствующие  определённым сезонам, но они не полностью  исключают влияние случайных  и второстепенных факторов. Для того чтобы выявить закономерности сезонности, тенденции сезонной волны, необходимо сгладить эмпирические данные, ввести сезонную линию тренда.

     Наиболее  простым способом выявления сезонной линии тренда служит механистическое  выравнивание динамического ряда, или, как его ещё называют, метод  скользящей средней. Метод скользящей средней также как и предыдущие метода позволяет выявить и исключить общую тенденцию развития изучаемого явления.

     Его суть заключается в расчёте средней величины из трёх (пяти и более) уровней ряда, образованных последовательным исключением начального члена ряда и замещения его следующим по порядку7:

     I =( y1+y2+y3)/3;

     II =( y2+y3+y4)/3;

     III =( y3+y4+y5)/3,

     где ỹI , ỹII ,   -уровни динамического ряда, сглаженные по трёхмесячной скользящей средней; y1, y2 , … - эмпирические уровни динамического ряда (месячные).

           Рассмотрим пример расчёта скользящей средней для  моделирования сезонности продажи  туристского продукта.

     Таблица 7

     Расчёт  трёхмесячной скользящей средней

месяц Продажа, yi ∑ yi за три месяца Скользящая  средняя месяц Продажа, yi ∑ yi за три месяца Скользящая  средняя
1 33 - - 7 82 252 84
2 14 57 19 8 92 248 82,6
3 10 42 14 9 74 222 74
4 18 56 18,6 10 56 168 56
5 28 124 41,3 11 38 123 41
6 78 188 62,6 12 29 -  
 

     Расчёт  трехмесячной скользящей средней оказывает  «сглаживающее» воздействие на острые пики и провалы сезонных колебаний. Поэтому они в большой степени отражают закономерности сезонности. Наглядно это продемонстрирует следующий график:

     

     Рис.6 Скользящая средняя

     Пятимесячная  скользящая средняя более точно отразила бы сезонные тенденции, но она ещё больше бы сузила охват уровней динамического ряда: вместо двух (начального и последнего) вне поля зрения остались бы четыре уровня, то есть всего лишь треть годового динамического ряда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

        Очевидно, что поток  туристов в течение календарного года не может быть равномерным, он подвержен сезонным колебаниям. Для уменьшения степени неопределенности и риска туристическое предприятие должно располагать надежной, объемной и своевременной информацией, которая обеспечивается проведением маркетинговых исследований. Грамотное, профессиональное проведение маркетинговых исследований позволяет туристическому предприятию объективно оценить свои рыночные возможности и выбрать те направления деятельности, где достижение поставленных целей становится возможным с минимальной степенью риска и с большей определенностью.

     Изучение  сезонности в туризме позволяет  определить степень влияния природно-климатических  условий на формирование тур потока, установить продолжительность туристского сезона, раскрыть факторы, обуславливающие сезонность в туризме. Оперируя этой информацией можно разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслуживании туристов, определить экономические  последствия сезонности на уровне региона и туристской фирмы. Временной фактор очень важно учитывать при планировании работ по продвижению, поскольку начинать их лучше за несколько месяцев до наступления «высокого» сезона.

     В ходе данной курсовой работы мы рассмотрели часть приемов, позволяющих оценить величину сезонных колебаний. Для этого использовали индексы сезонности. Мы постарались спрогнозировать объёмы продажи туристских услуг методом экстраполяции данных прошлых периодов. Мы применили методы средних переменных и постоянных, метод средней скользящей.

Информация о работе Влияние сезонности на уровень реализации туристского продукта