Использование метода статистического наблюдения в изучении экономической активности населения Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является использование метода статистического наблюдения в изучении экономической активности населения Казахстана.
Постановка цели обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
- определена сущность статистического наблюдения
- выявлены требования, виды и способы статистического наблюдения
- рассмотрены план и программа статистического наблюдения
- изучены и проанализированы динамические и структурные изменения в составе экономически активного населения

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Статистическое наблюдение как первый этап статистического исследования
1.1 Сущность статистического наблюдения……………………………… 4
1.2 Требования, виды и способы статистического наблюдения ………… 6
1.3 Основные организационные формы статистического наблюдения …. 9
Глава 2. План и программа статистического наблюдения
2.1 Организационные вопросы статистического наблюдения …………… 10
2.2 Программно-методологические вопросы статистического наблюдения 13
Глава 3. Динамические и структурные изменения в составе экономически активного населения
3.1 Понятие экономически активного населения и его составляющих …… 15
3.2 Анализ экономически активного населения в Казахстане …………….. 16
Заключение ……………………………………………………………………. 23
Список использованной литературы ………………………………………… 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории статистики.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

Многообразие  причин и факторов, определяющих развитие социальных и экономических явлений, предопределяет ориентацию статистического наблюдения наряду со сбором данных, непосредственно характеризующих изучаемый объект, на учет фактов и событий, под влиянием которых осуществляется изменение его состояний.

Для обеспечения  достоверности статистических данных на стадии статистического наблюдения необходима тщательная проверка качества собираемых фактов. Строгая достоверность его данных- одна их важнейших характеристик статистического наблюдения. Дефекты статистической информации, выражающиеся в ее недостоверности, не могут быть устранены в процессе дальнейшей обработки, поэтому их появление затрудняет принятие научно обоснованных решений и сбалансированность экономики.

Статистическое  наблюдение должно проводиться на научной  основе по заранее разработанным  системе, плану и правилам (программе), обеспечивающим строго научное решение всех программно-методологических и организационных вопросов.

1.3 Основные  организационные формы статистического  наблюдения

Статистическое  наблюдение осуществляется в двух формах: путем предоставления отчетности и проведения специально организованных статистических наблюдений. 
Отчетностью называют такую организованную форму статистического наблюдения, при которой сведения поступают в виде обязательных отчетов в определенные сроки и по утвержденным формам. 
При этом источником сведений, как правило, являются первичные учетные записи в документах бухгалтерского и оперативного учета. Учетно-статистический аппарат обрабатывает первичные записи в документах, и результаты служат основой составления отчетности. 
В практике коммерческой работы отчетность подразделяется на общегосударственную и внутриведомственную. Общегосударственная отчетность представляется как в вышестоящую организацию, так и в соответствующие органы государственной статистики. Ведомственная отчетность представляется только в вышестоящие органы торговли. 
Отчетность подразделяется также на текущую, представляемую в течение года, и годовую. Наиболее полной по составу отображаемых показателей является годовая отчетность. 
Специально организованное статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений посредством переписей, единовременных учетов и обследований. Примером специально организованного статистического наблюдения могут быть: перепись населения, всякого рода социологические обследования, переписи промышленного оборудования, остатков материалов и другие переписи в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в торговле и т.п. Организована обширная сеть статистики семейных бюджетов рабочих, служащих и крестьян, которая дает сведения об уровне доходов населения.

 

 

 

Глава 2. План статистического  наблюдения

2.1 Программно-методологические  вопросы статистического наблюдения

Организация статистического  наблюдения является весьма сложной  работой, требующей большой подготовительной работы, которая должна обеспечить полноту получения сведений, их достоверность, единообразие, своевременность и сравнимость. Поэтому статистическое наблюдение проводится по заранее разработанному плану, и многое из того, что относится к наблюдению определяется и решается задолго до проведения самого наблюдения в этом плане.

Планом статистических работ считается перечень статистических работ с полным их наименованием, указанием сроков их проведения и  представления их итоговых результатов  в вышестоящие статистические органы и окончания работы в республиканском, областном, городском и районном масштабах, в зависимости от полноты охвата статистических исследований.

Все вопросы, решаемые в плане статистического наблюдения можно разбить на две группы: программно-методологические и организационные вопросы.

Программно методические вопросы плана статистического  наблюдения включают в себя: определение  цели наблюдения, определение объекта  и единицы наблюдения, разработку программы наблюдения.

При планировании любого статистического наблюдения, прежде всего, необходимо точно сформулировать его цель, ибо только конкретная цель, конкретные задачи исследования определят те сведения, которые должны быть получены в процессе наблюдения.

Для аналогичных исследований, проводимых в разное время цель может меняться. Точное определение цели позволяет определить точно и те признаки, которыми должна быть охарактеризована каждая исследуемая единица для решения поставленной задачи.

Параллельно с установлением  цели статистического наблюдения определяется объект наблюдения. Объектом статистического наблюдения называется совокупность явлений, предметов и т.п. (называемая в статистике статистической совокупностью), подвергаемых статистическому наблюдению. Это может быть совокупность предприятий, фермерских хозяйств, машин, школ, жителей страны и т.д. Для успешного проведения наблюдения объект наблюдения должен быть точно определен. Для этого нужно указать признаки, черты, отличающие его от других сходных с ним объектов. Этому помогает точное определение единицы наблюдения. Так, например нельзя сказать только, что объектом наблюдения является промышленность, надо указать, какая именно промышленность - вся или, только машиностроительная и дать её определение: что это такое, какие предприятия следует относить к машиностроительной промышленности или добывающая промышленность и т.д. Определить объект наблюдения - это значит точно установить границы изучаемой совокупности, решить, что или кто должен быть обследован в процессе наблюдения. Часто уже в самом определении цели частично или полностью определён объект наблюдения (например, перепись населения). Точное определение объекта наблюдения во многом гарантирует полноту и достоверность получаемых при наблюдении сведений.

При определении объекта  наблюдения должны быть строго проведены его границы во времени, пространстве и материальной сущности. Так, если взять пример из области наблюдения в промышленности, то при статистическом наблюдении явлений в промышленности важно определить, к какой территории должны относиться сведения (ко всей ли стране, республике, области, городу и т.п.), за какой период или на какой момент должны быть получены сведения (за год, за два или иной период) и, наконец, какой вид деятельности должен быть отнесён к промышленности.

Объект наблюдения - это всегда определённая совокупность, состоящая из отдельных элементов, единиц. Характеристика отдельных единиц (частей) объекта и позволяет изучить объект в целом. Поэтому определение объекта наблюдения непосредственно связано с определением единиц наблюдения, которые подлежат статистической характеристике.

Единицей наблюдения в статистике считают первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем регистрируемых при наблюдении признаков. Так при переписи населения - это отдельный житель страны. Для каждого статистического наблюдения, его единица должна быть чётко определена, названы её ограничительные признаки. Чёткое определение единицы наблюдения позволяет правильно ограничить наблюдаемый объект в целом.

Определение единицы наблюдения во многих случаях не такое простое дело, как может показаться сначала. И чем сложнее наблюдаемое явление, тем сложнее определить единицу наблюдения.

Признаки, которыми отдельные  единицы совокупности могут отличаться одна от другой, носят разный характер. Они могут быть количественными (возраст, стаж работы, рост, вес и т.д.) и тогда отдельные единицы отличаются друг от друга, по величине данного признака. Признаки также могут быть и качественными (пол, семейное положение, вид выпускаемой продукции и т.д.), и тогда отдельные единицы наблюдения отличаются друг от друга наличием или отсутствием того или иного качества.

После определения единицы  наблюдения разрабатывается программа  наблюдения. Под программой наблюдения понимается перечень тех признаков, которыми каждая единица наблюдения должна быть охарактеризована. Другими словами, это перечень тех вопросов, на которые в процессе наблюдения должны быть получены ответы. Конкретное воплощение программа наблюдения получает в перечне вопросов, содержащихся в статистическом формуляре, ответы на которые должны быть получены в ходе проведения статистического наблюдения. Содержание программы определяется целью статистического исследования, конкретными задачами того, что необходимо установить, выяснить.

Основные принципы составления  программы наблюдения сводятся к  следующему:

- Программа  должна содержать только такие  вопросы, которые, безусловно, необходимы  для данного статистического  исследования. Не следует загромождать  программу излишними деталями. Чем обширнее проводимое исследование, тем короче должна быть программа.

- В программу  следует включать лишь те вопросы,  на которые можно получить  точные ответы. Часто для того, чтобы обеспечить единообразное  толкование, пояснить вопрос отвечающему, дают подсказку.

- Нельзя включать  в программу вопросы, способные  вызвать подозрение, что ответы  на них могут быть использованы  во вред опрашиваемым.

- Программу  наблюдения целесообразно строить  так, чтобы ответами на одни  вопросы можно было контролировать ответы на другие.

Составить программу  статистического наблюдения - значит, выбрать те признаки, поставить те вопросы, ответы на которые помогут  решить намеченную наблюдением цель.

При составлении  программы особое внимание надо обращать на формулировку вопросов. Необходимо добиваться того, чтобы вопросы допускали единое толкование для тех, кто на них отвечает.

Вопросы программы  и ответы на них фиксируются в  особых статистических формулярах, которые  могут носить различное наименование.

Статистические  формуляры встречаются двух видов - индивидуальные (карточные) и списочные. В первом случае формуляр заводится на каждую единицу наблюдения отдельно, т.е. в каждом формуляре содержаться сведения лишь об одной единице наблюдения. Во втором случае один формуляр составляется на несколько единиц наблюдения. Главное требование к статистическому формуляру - простота содержания и возможность эффективной дальнейшей обработки полученной информации (применение ЭВМ)

2.2 Организационные  вопросы статистического наблюдения

Организационные вопросы плана статистического наблюдения включают в себя решение таких важных вопросов, как определение субъекта наблюдения, места и времени наблюдения, формы и способа наблюдения.

Определение субъекта наблюдения сводится к тому, какой  орган будет осуществлять наблюдение. Это могут быть органы статистики со своими кадровыми работниками, но в некоторых случаях для статистического наблюдения могут привлекаться и другие специалисты.

При организации  статистического наблюдения должен быть решён вопрос о времени наблюдения. При этом устанавливается период, в течение которого будет проводиться наблюдение, - срок наблюдения - и точно определяется время, которому относятся регистрируемые сведения, - объективное время наблюдения. Это может быть либо определённый момент, либо тот или иной период (сутки, декада, месяц, квартал, год). В выбранном периоде наблюдения важно отметить определённый момент, именуемый критическим моментом, по состоянию, на который должны регистрироваться все сведения. От критического момента следует отличать срок наблюдения, или время проведения наблюдения.

Важное значение при организации статистического  наблюдения имеет определение места  наблюдения - региона, где будет осуществляться статистическое наблюдение. Это может  быть определённая территория, т.е. административное формирование, отрасль народного хозяйства или отдельная совокупность предприятий входящих в неё или часть производственных подразделений отдельно взятого производства и т.д.

Определение форм и способов наблюдения сводится к вопросам рассмотренных нами выше - текущее и прерывное наблюдение, сплошное и не сплошное наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Динамические и структурные изменения в составе экономической активности населения

3.1 Понятие экономически  активного населения и его составляющих

Экономически  активное население (рабочая сила) – часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых во всех видах экономической деятельности и безработных.

Занятое (работающее) население - все лица в соответствующем возрасте, кто по своему состоянию в течение определенного короткого периода, равного одной неделе, могут быть отнесены к одной из следующих категорий:

а) «наемный (оплачиваемый) работник»;

б) «самозанятый работник».

К безработным относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период отвечали одновременно трем основным критериям:

а) были без работы (не имели доходного занятия);

б) занимались активно  ее поиском;

в) были готовы приступить к работе в течение  определенного периода времени.

Уровень экономической активности – доля численности экономически активного населения в общей численности населения в возрасте 15 лет и старше, измеренная в процентах.

Уровень занятости населения – доля численности занятых в экономике в общей численности населения в возрасте 15 лет и старше, или в численности экономически активного населения, измеренные в процентах.

Уровень безработицы – доля численности безработных в численности экономически активного населения, измеренная в процентах.

 

3.2 Анализ экономически  активного населения в Казахстане

Основные индикаторы рынка труда

 

1991

1995

2000

2011

Экономически  активное население, тыс. человек

В % к 1991г

Уровень ЭАН, %

Занятое

 насел, тыс.  чел

 

В % к 1991г

Уровень занятости, в процентах к:

населению в  возрасте 15 лет и старше

экономически  активному населению

 

Наемные работники, тыс. человек

 

В % к 1991г

 

Доля в численности  занятого населения, %

 

Самостоятельно  занятые, тыс. человек

 

В % к 1991г

 

Доля в численности  занятого населения, %

 

Безработное население, тыс. человек

 

Уровень безработицы, %

7 716,2

 

 

68,6

7 716,2

 

 

68,6

 

 

 

 

100,0

 

 

 

7 389,5

 

 

 

 

 

95,8

 

 

 

 

326,7

 

 

 

 

4,2

 

 

 

 

-

 

 

 

-

7 359,8

 

95,4

66,8

6 551,5

 

84,9

59,5

 

 

 

 

89,0

 

 

 

5 466,4

 

 

 

73,98

 

 

83,4

 

 

 

 

1 085,1

 

 

332,1

 

16,6

 

 

 

 

808,3

 

 

 

11,0

7 107,4

 

92,1

66,0

6 201,0

 

80,4

57,6

 

 

 

 

87,2

 

 

 

3 504,4

 

 

 

47,4

 

 

56,5

 

 

 

 

2 696,6

 

 

825,4

 

43,5

 

 

 

 

906,4

 

 

 

12,8

8 774,6

 

113,7

71,6

8 301,6

 

107,6

67,8

 

 

 

 

94,6

 

 

 

5 581,4

 

 

 

75,5

 

 

67,2

 

 

 

 

2 720,2

 

 

832,6

 

32,8

 

 

 

 

473,0

 

 

 

5,4

Информация о работе Использование метода статистического наблюдения в изучении экономической активности населения Казахстана