Корреляционная связь и её статистическое изучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
изучение сущности исследования взаимосвязей признаков
• изучить такое понятие как инфляция, что она из себя представляет и определить методологию ее расчета
• на практике посмотреть эффективность использования корреляционно-регрессионого анализа, т.е. изучить зависимость суммы активов коммерческих банков y и собственного капитала x.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

            Под сезонными колебаниями понимается более или менее устойчивые внутригодовые колебания уровней динамического рода, обусловленные спецификами развития данного явления.

            Цель изучения сезонных колебаний состоит как в разработке мер его ликвидации или смягчению сезонных колебаний (нередко этим и ограничивается статистическое исследование), так и для оптимального исследования условий, благоприятствующих развитию массовых явлений и процессов.

           При статистическом исследовании  в рядах динамики сезонных  колебаний решаются следующие  две взаимосвязанные задачи:

1) выявление специфики развития  изучаемого явления во внутренне  годовой динамике;

2) измерение сезонных колебаний  изучаемого явления с построением  модели сезонной волны. 
           Для выявления сезонных колебаний обычно берутся данные за несколько последних лет, распределённые по определённым внутригодовым периодам. 
           Для измерения сезонных колебаний исчисляются специальные статистические показатели, которые называются индексами сезонности (Is) и совокупность которых отражает сезонную волну. 
Для вычисления индексов сезонности применяются различные методы. 
В общем виде индексы сезонности определяются отношением исходных (фактических) уровней первоначального ряда (y) к расчётным (теоретическим) уровням, выступающим в качестве базы сравнения.

Таким образом, в целях оптимального распределения ресурсов, планирования и управления транспортным процессом необходимо анализировать распределение потребностей в транспортных услугах по месяцам и в течение года. Для характеристики неравномерности объемов перевозок по месяцам года используют индексы сезонности, совокупность которых за год образует сезонную волну. Эти данные используются для создания и перераспределения производственных резервов.

 

             Задача 2 «Выявление и измерение сезонных колебаний»

 

В целях оптимального распределения ресурсов, планирования и управления транспортным процессом необходимо анализировать распределение потребностей в транспортных услугах по месяцам и в течение года. Для характеристики неравномерности объемов перевозок по месяцам года используют индексы сезонности, совокупность которых за год образует сезонную волну. Эти данные используются для создания и перераспределения производственных резервов.

      По данным за три года определить основную тенденцию неравномерности. Изобразить графически сезонную волну. По результатам расчетов сформулировать выводы и дать рекомендации.

Таблица 5       

Среднемесячные объемы перевозок грузов

Месяц

Годы

2007

2008

2009

Январь

46242

44183

42936

Февраль

44810

43129

45631

Март

43111

43789

46839

Апрель

45827

44925

48115

Май

49682

46812

47816

Июнь

52119

48110

49424

Июль

54723

50017

53829

Август

59475

54243

57917

Сентябрь

60197

61829

59600

Октябрь

56815

56243

54128

Ноябрь

45637

50110

46200

Декабрь

44438

51816

49180


 

 

Определим среднесуточный объем перевозок  по формуле

 

Qсут ij = Qмес ij/Дк ij,,                                               (5)

Qсут =44242/31 =1491,68 (январь, 2007г.)

 

где Qмес ij - среднемесячный объем перевозок i-месяца j-года;

Дк ij - дни календарные i-го месяца j-го года.

 

Определить среднесуточный объем перевозок для каждого месяца по данным за три года

<Yi> = (Qi1 + Qi2 + Qi3)/3,                                            (6)

<Yi> = (1491,68+1425,26+1385,03)/3 = 3378,61

 

где Qi1, Qi2, Qi3 – объемы  перевозок i-го месяца за 1, 2, 3 год соответственно.

 

Результаты расчетов представим в табл. 6

 

Таблица 6. Среднесуточные объемы перевозок грузов АТП по годам, т

 

Месяц

Количество

дней в месяце

Годы

<Yi>

2007

2008

2009

Январь

31

1491,68

1425,26

1385,03

1433,98

Февраль

28

1600,36

1540,32

1629,68

1590,11

Март

31

1390,68

1412,55

1510,94

1438,05

Апрель

30

1527,57

1497,50

1603,83

1542,96

Май

31

1602,65

1510,06

1542,45

1551,72

Июнь

30

1737,30

1603,67

1647,47

1662,81

Июль

31

1765,26

1613,45

1736,42

1705,04

Август

31

1918,55

1749,77

1868,29

1845,53

Сентябрь

30

2006,57

2060,97

1986,67

2018,06

Октябрь

31

1832,74

1814,29

1746,06

1797,69

Ноябрь

30

1521,23

1670,33

1540,00

1577,18

Декабрь

31

1433,48

1671,48

1586,45

1563,80


 

На основании данных таблицы построим график зависимости среднесуточного объема перевозок от месяца выполнения каждого года.

Рис.5 Зависимость среднесуточного объема перевозок от месяца выполнения для 2007, 2008 и 2009 годов

 

Вывод: по данным таблице построены линейные диаграммы, показывающие наличие сезонных колебаний, т.к несмотря на изменение объема перевозок от года к году максимальный и минимальный объемы за все 3 года практически приходятся на одно и тоже время. На диаграмме видно, что наибольший объем перевозок приходится на сентябрь, а наименьший на март и январь.

Данное распределение потребностей в транспортных услугах характеризует сезонность осуществления перевозок – наибольший объем всегда приходиться на сентябрь, что связано с окончанием летнего сезона, сбором урожая в сельскохозяйственной промышленности. Упадок января и марта можно связать с плохими погодными условиями для осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом.

Для построения сезонной волны рассчитаем индексы сезонности по формуле

Is = (<Yi>/Y0)*100%,                                                 (7)

  где Y0 – общая среднесуточная величина за исследуемый период, определяется как средневзвешенная арифметическая из среднесуточных объемов по месяцам за три года.

Y0 = (å<Yi>*Дкi)/Дк,                                              (8)

Y0 = (Y1 *31 + Y2 *28 + Y3 *31 + Y4 * 30 + Y5 *31 + Y6 *30 + Y7 * 31 + Y8 * 31 + Y9 *30 + Y10 * 31 + Y11 * 30 + Y12 *31 ) / Дк ,                      (9)                  

где Дк – дни календарные за год Дк = 365.

Y0 = (104737 + 103149.3 + 102513+ 106790.3 + 112472.7 + 122682 + 133023.7 + 141892.7 + 131100.7 + 111147+ 112647.3 + 116703.7) / 365

Yo= 3832.38

Is = (1433,98/3832,38)*100% =

Полученные данные сведем в таблицу 7.

Таблица 7

Значения индексов сезонности

Месяц

Индекс сезонности,%

Январь

87

Февраль

96

Март

88

Апрель

93

Май

94

Июнь

101

Июль

103

Август

112

Сентябрь

122

Октябрь

109

Ноябрь

95

Декабрь

95


 

Рис. 6 График сезонной волны

 

Вывод: построив график сезонной волны и проведя данные расчеты, можно проанализировать сезонную неравномерность:

А) наиболее ярко она выражена в период с марта по сентябрь, максимальное значение приходится на сентябрь 122%  ,

Б) спад для всех трех лет наблюдается в период с февраля по март и с сентября по декабрь, минимальное значение составляет 87%.

На основе полученных данных можно дать следующие рекомендации предприятию:

  1. На сезонные работы производить набор наемных рабочих;
  2. В соответствии с загруженностью предприятия работой распределять отпуска рабочих;
  3. При необходимости увеличивать количество смен;
  4. В моменты наиболее сильного отклонения сезонной волны заняться техосмотром подвижного состава;
  5. В моменты наибольшего отклонения сезонной волны можно производить сдачу ПС в аренду;
  6. В периоды, когда у предприятия минимальный объем перевозок, возможно получение дополнительных доходов (сдавать площади в аренду – стоянки, ремонт, мойка, СТО), то есть заниматься дополнительными видами работы.

2.3 Статистика себестоимости перевозок  грузов и пассажиров

Себестоимость - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость перевозок грузов и пассажиров есть стоимостной показатель эффективности деятельности автомобильного предприятия.

На железнодорожном, речном, морском и воздушном транспорте она определяется как отношение величины эксплуатационных расходов транспортного предприятия к величине приведенной продукции. Показатель себестоимости перевозок определяют как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 1 ткм грузооборота, себестоимость пассажирских перевозок - как величину эксплуатационных расходов по перевозкам пассажиров, приходящихся в среднем на 1 пассажиро-километр пассажирооборота. На автомобильном транспорте себестоимость перевозок определяется для отдельных видов транспортной работы, за единицу которой принимаются: по перевозкам на грузовых автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, - 1 ткм, по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу, - 1 автомобиле-чае, по пассажирским автобусным перевозкам - 1 пассажиро-километр.

Себестоимость перевозок может быть снижена за счет устранения нерациональных перевозок грузов, уменьшения коэффициента порожнего пробега подвижного состава, увеличения коэффициента использования грузоподъемности подвижного состава и т.п.

Информация о работе Корреляционная связь и её статистическое изучение