Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:04, курс лекций
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
1.1. ПОНЯТИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА"
Понятие "социальная статистика" имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности. Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе. Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.
Расположенные в симметричных относительно единичной диагонали клетках темпы изменения построены по взаимообратным показателям и поэтому изменяются в противоположных направлениях при совершенствовании качества услуг. Если , то .
Проводится экспертная оценка каждой пары темпов изменения по взаимообратным относительным показателям, и выделяются элементы, имеющие тенденцию к росту при совершенствовании качества услуг.
Перестраивается матрица темпов изменения таким образом, чтобы элементы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю:
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
, при .
В результате происходит перепостроение столбцов и строк матрицы. Новая последовательность изменения первичных показателей образует основную социально-экономическую нормаль.
Покажем построение нормали на примере следующей системы показателей, характеризующей развитие начального школьного образования:
• численность детей в возрасте от 6 до 10 лет (С);
• численность учащихся начальных классов (У);
• число школ (Ш);
• численность учителей начальных классов (Т);
• расходы на начальное школьное образование в год (Ф).
Строим комбинационную таблицу
и систему относительных
|
С |
У |
Ш |
Т |
Ф |
С |
1 |
У/С |
Ш/С |
Т/С |
Ф/С |
У |
С/У |
1 |
Ш/У |
Т/У |
Ф/У |
Ш |
С/Ш |
У/Ш |
1 |
Т/Ш |
Ф/Ш |
Т |
С/Т |
У/Т |
Ш/Т |
1 |
Ф/Т |
Ф |
С/Ф |
У/Ф |
Ш/Ф |
Т/Ф |
1 |
Переходим от матрицы относительных показателей к матрице темпов их изменения:
|
С |
У |
Ш |
Т |
Ф |
С |
|||||
У |
|||||
Ш |
|||||
Т |
|||||
Ф |
Проведем экспертную оценку каждой пары симметричных относительно единичной диагонали темпов изменения и выделив имеющие тенденцию к росту при условии доступности и повышения качества начального обучения:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выделим темпы, имеющие тенденцию к росту; вычислим в каждом столбце число таких темпов роста и перестроим столбцы по степени убывания вычисленного показателя.
С |
У |
Ш |
Т |
Ф |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число темпов роста в столбце
Матрица темпов изменения перестраивается следующим образом:
|
Ф |
Ш |
Т |
У |
С |
Ф |
|||||
Ш |
|||||
Т |
|||||
У |
|||||
С |
Проверим, что все темпы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю.
В результате такого перестроения получаем основную социально-экономическую нормаль (по первичным исходным показателям) и вспомогательные нормали (по вторичным относительным показателям):
Основными направлениями использования нормалей являются:
• анализ по территориальным и институционным единицам, их группировка по группам с полным соответствием нормали и полным или частичным несоответствием. По последним двум группам возможно измерить степень рассогласованности как коэффициент опережения (отношение двух темпов изменения);
• обоснование выборки единиц совокупности с учетом качества предоставляемых услуг; моделирование и выработка обоснованных нормативов;
• построение индексной системы, характеризующей влияние факторов на бюджетное финансирование социальных услуг.
Например, на базе нормали можно
построить следующую
или
где - средний размер педагогического коллектива начальной школы;
- среднее число учащихся на одного учителя;
- среднее число детей школьного возраста на одного учащегося начальной школы (обратный показатель охвата детей начальным образованием);
- удельный расход в среднем на одного ребенка школьного возраста.
На основе нормали возможно построение
индексной системы для
Некоторые направления использования социально-экономических нормалей представлены в главах учебника, посвященных сферам образования и культуры.
Глава 12
СТАТИСТИКА РЕКРЕАЦИИ И ДОСУГА
12.1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Статистика рекреации1 и досуга включает два взаимосвязанных потока информации. Первый поток характеризует потребителей рекреационных услуг: их ориентации и предпочтения, объем потребляемых услуг и частоту, периодичность их использования, расходы на потребление таких услуг. Второй поток информации описывает рекреационные и досуговые услуги со стороны предложения: дает характеристику фирм и физических лиц, занятых оказанием таких услуг.
Первый поток информации содержит изучение бюджетов времени населения, в которых определяются объем свободного времени, основные (приоритетные) виды досуга и отдыха, дифференциация потребляемых услуг по социально-демографическим группам населения, К сожалений, государственная статистика уже более 10 лет не проводит такие исследования. При выборочных обследованиях по отдельным группам населения (например, с различной покупательной способностью) изучается избирательность в потреблении услуг досуга и отдыха, выявляются объем потребляемых услуг, предпочтения и предполагаемые намерения по их выбору- В зарубежных исследованиях использование таких услуг различными категориями потребителей связывается с доходами фирм, что позволяет учитывать данную информацию при проведении рекламных кампаний и для уточнения системы нормативов и льгот по налогообложению учреждений рекреационной сферы.
Второй поток информации включает сбор данных, построение регистров субъектов деятельности и разработку классификаций досуговых и рекреационных услуг, а также расчет обобщающих показателей. В статистике данной сферы наиболее
1 Рекреация [лат. recreatio] — отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.
распространены частные
Сбор и обобщение информации по фирмам досуговых и рекреационных видов деятельности затруднены также многообразием форм собственности, организационно-правовой спецификой, их изменчивостью в условиях нестабильного рынка. Поэтому наиболее точным методом учета фирм становится перепись, проводимая раз в 10 лет. Данные собираются на основе предоставленной государственной статотчетности в статистические службы.
В соответствии с Общероссийским классификатором
видов экономической
• деятельность в области кино, радио, телевидения, театра и прочих видов искусства, связанных с распространением культуры;
• деятельность библиотек, музеев и деятельность в области культуры;
• спортивная деятельность и деятельность по организации отдыха и развлечений.
Подробнее состав платных услуг досуга и отдыха разработан в Общероссийском классификаторе платных услуг, оказываемых населению (ОКУН). Начиная с 1992 г. российская государственная статистика ведет учет тарифов и вычисляет индекс тарифов на платные услуги, оказанные населению, в целом и по отдельным видам услуг (перечень услуг-представителей достаточно ограничен). Это дает возможность рассчитывать индекс физического объема услуг, оказанных населению:
|
|
|
Однако продолжают оставаться малоразработанными проблемы статистического измерения бесплатно предоставляемых услуг в сфере досуга и отдыха (или на льготных основаниях), а также оптимального соотношения платных и бесплатных услуг.
Традиционно обеспеченность населения
сетью учреждений, предоставляющих
рекреационные и досуговые
12.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
В структуре свободного времени населения наибольший удельный вес приходится на использование средств массовой информации: просмотр телепередач и прослушивание радио (от 46 мин до 3 ч в сутки для различных категорий населения по рабочим и выходным дням; чтение газет, журналов и художественной литературы от 8 мин до 1 ч 4 мин в день). Получение информации занимает значительную часть свободного времени — от 37 до 69%, в том числе от 32 до 56% занимает время, затрачиваемое на просмотр телепередач и прослушивание радио, и от 6 до 13% — время на чтение,