Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:50, курсовая работа
Рыночную инфраструктуру характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
В основе выделения инфраструктуры как крупной сферы экономики лежит различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического прогресса, присущие в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К общим условия относятся те, без которых не может эффективно функционировать ни одно производство и нормально проживать население. Они не связаны с конкретными видами производства и как бы создают фундамент для всей экономики.
Структурная группировка характеризует структуру совокупности по какому-либо одному признаку. Это группировки, используемые для изучения строения изучаемой совокупности. В большинстве своем структурные группировки производятся на основе образования качественно однородных групп, хотя нередко они применяются и без предварительного расчленения совокупности на части.
Если для типологической группировки чаще используются открытые и неравные интервалы, то для структурной группировки более характерны закрытые равные интервалы. Структурная группировка позволяет изучать интенсивность вариации группировочного признака. [13, 96]
Структура совокупности характеризуется
относительной величиной
- уровень i – й части совокупности,
- суммарный уровень совокупности.
Пример
структурной группировки
При составлении структурных
Интервал – количественное значение, отделяющее одну группу от другой.
Вопрос о числе групп и величине интервала следует решать с учетом множества обстоятельств: исходя из целей исследования, значения изучаемого признака и т.д.
Количество групп зависит от числа единиц исследуемого объекта и степени колеблемости группового признака. При небольшом объеме совокупности нельзя образовать много групп.
При определении количества групп необходимо стремиться к тому, что бы были учтены особенности изучаемого явления. Количество групп должно быть оптимальным.
Количество групп можно
Эта формула пригодна при условии, что распределение единиц совокупности приближено к нормальному и при этом равные интервалы в группах.
Аналитическая группировка используется для изучения стохастической (вероятностной) взаимосвязи между взаимодействующими признаками.
Аналитическая группировка характеризует взаимосвязь между двумя и более признаками, из которых один рассматривается как результат, другой (другие) – как фактор (факторы). Например, можно изучать зависимость объема выпуска продукции от среднесписочной численности работников (Задание 2 расчётной части работы).
В экономике встречается большое разнообразие взаимосвязей между признаками, выступающими в роли причины или следствия явления. Из них можно выделить следующие:
Особенность аналитической группировки
заключается в том, что каждая
группа характеризуется средним
значением результативного
Для оценки
тесноты связи между
Коэффициент детерминации определяется отношением межгрупповой дисперсии к общей дисперсии:
По значению
коэффициента можно судить, какая
часть общей дисперсии
Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, которая зависит от всех условий, влияющих на совокупность. Она равна:
По правилу сложения дисперсий общая дисперсия определяется как сумма межгрупповой дисперсии и средней из внутригрупповых дисперсий:
Межгрупповая дисперсия характеризует вариацию результативного признака вызываемую фактором, положенным в основание группировки:
Средняя дисперсия
из внутригрупповых дисперсий
Эмпирическое корреляционное соотношение рассчитывается как корень квадратный из коэффициента детерминации и характеризует тесноту связи между результативным и факторным признаками:
Направление связи между результативным и факторным признаками наглядно видно из таблицы, в которой представляются результаты группировки. Так, если с ростом факторного признака от группы к группе растёт значение результативного признака, то говорят, что связь прямая, если же с ростом факторного признака значение результата сокращается, то связь обратная. [15, 117]
Пример аналитической группировки и пример расчёта показателей тесноты связи представлен в Задании 2 расчётной части работы.
Для решения задачи группировки нужно установить правила отнесения каждой единицы к той или иной группе.
В эти правила входят определения тех характеристик (признаков), по которым будет проводиться группировка (так называемых группировочных признаков), и их значений, отделяющих одну группу от другой (интервалов группировки).
Группировка называется простой (монотетической), если для ее построения используется один группировочный признак. Если группировка проводится по нескольким признакам, она называется сложной (политетической). Обычно такая группировка проводится как комбинационная, т.е. группы, выделенные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по другому признаку.
Комбинированные группировки - образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинированной группировкой. При этом группировочные признаки принято располагать начиная с атрибутивного, в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей.
Применение комбинированных
Имеются следующие выборочные данные за период по предприятиям розничной торговли одной из областей региона (выборка 2%-ная механическая):
Таблица2.1
№ предприятия п./п. |
Торговая площадь предприятия, м2 |
Розничный товарооборот, млн. руб. |
№ предприятия п./п. |
Торговая площадь предприятия, м2 |
Розничный товарооборот, млн. руб. |
1 |
180 |
4,5 |
16 |
300 |
8,6 |
2 |
235 |
5,4 |
17 |
281 |
6,5 |
3 |
225 |
5,2 |
18 |
208 |
5,75 |
4 |
340 |
10,0 |
19 |
180 |
4,0 |
5 |
279 |
8,5 |
20 |
200 |
4,0 |
6 |
245 |
5,6 |
21 |
218 |
5,75 |
7 |
140 |
3,3 |
22 |
230 |
5,6 |
8 |
190 |
4,5 |
23 |
240 |
5,8 |
9 |
179 |
4,2 |
24 |
255 |
6,8 |
10 |
215 |
5,25 |
25 |
259 |
7,2 |
11 |
250 |
6,4 |
26 |
270 |
7,0 |
12 |
261 |
6,0 |
27 |
290 |
8,0 |
13 |
275 |
7,5 |
28 |
240 |
6,2 |
14 |
285 |
7,5 |
29 |
221 |
4,8 |
15 |
299 |
9,0 |
30 |
210 |
5,25 |
Задание № 1
По исходным данным:
1.Постройте статистический
2.Найдите моду и медиану
3.Рассчитайте характеристики
4. Найдите среднюю
Решение:
1. Построение
интервального ряда
При построении ряда с равными интервалами величина интервала h определяется по формуле:
h=
Определение величины интервала при заданных k = 5,
xmax = 340 м2, xmin = 140 м2.
При h = 40 м2 границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 2.2):
Таблица 2.2
Номер группы |
Нижняя граница, м2 |
Верхняя граница, м2 |
1 |
140 |
180 |
2 |
180 |
220 |
3 |
220 |
260 |
4 |
260 |
300 |
5 |
300 |
340 |
Для построения интервального ряда необходимо подсчитать число предприятий, входящих в каждую группу (частоты групп).
Процесс группировки единиц совокупности по признаку торговая площадь представлен во вспомогательной (разработочной) таблице.
Разработочная таблица для построения интервального ряда распределения
Группы предприятий по размеру торговой площади, м2 |
Номер п/п |
Торговая площадь предприятия, м2 |
1 |
2 |
3 |
140-180 |
7 |
140 |
9 |
179 | |
Всего |
2 |
319 |
180-220 |
1 |
180 |
19 |
180 | |
8 |
190 | |
20 |
200 | |
18 |
208 | |
30 |
210 | |
10 |
215 | |
21 |
218 | |
Всего |
8 |
1601 |
220-260 |
29 |
221 |
3 |
225 | |
22 |
230 | |
2 |
235 | |
23 |
240 | |
28 |
240 | |
6 |
245 | |
11 |
250 | |
24 |
255 | |
25 |
259 | |
Всего |
10 |
2400 |
260-300 |
12 |
261 |
26 |
270 | |
13 |
275 | |
5 |
279 | |
17 |
281 | |
14 |
285 | |
27 |
290 | |
15 |
299 | |
Всего |
8 |
2240 |
300-340 |
16 |
300 |
4 |
340 | |
Всего |
2 |
640 |
Итого |
30 |
7200 |
На основе групповых итоговых строк «Всего» табл. 2.3 формируем итоговую таблицу 2.4, представляющую интервальный ряд распределения предприятий по размеру торговой площади.
Таблица 2.4
Распределение предприятий по размеру торговой площади
Номер группы |
Группы предприятий по размеру
торговой площади, м2 |
Число предприятий fj |
1 |
140-180 |
2 |
2 |
180-220 |
8 |
3 |
220-260 |
10 |
4 |
260-300 |
8 |
5 |
300-340 |
2 |
Итого: |
30 |
Помимо частот групп в абсолютном выражении в анализе интервальных рядов используем ещё три характеристики ряда. Это частоты групп в относительном выражении, накопленные (кумулятивные) частоты Sj, получаемые путем последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1) интервалов, и накопленные частости, рассчитываемые по формуле
Таблица 2.5
Структура предприятий по размеру торговой площади
Номер группы |
Группы предприятий по размеру
торговой площади, м2 |
Число предприятий f |
Накопленная частота Sj |
Накопленная частость, % | |
в абсолютном выражении |
в % к итогу | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
140-180 |
2 |
6,67 |
2 |
6,67 |
2 |
180-220 |
8 |
26,67 |
10 |
33,33 |
3 |
220-260 |
10 |
33,33 |
20 |
66,67 |
4 |
260-300 |
8 |
26,67 |
28 |
93,33 |
5 |
300-340 |
2 |
6,67 |
30 |
100,00 |
Итого |
30 |
100 |