Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 20:59, реферат
Статистика культуры и искусства как отрасль социальной статистики отражает деятельность в области культуры и искусства, поддающуюся количественному анализу.
Деятельность в области культуры и искусства охватывает сферу производства, сохранения национального культурного достояния, распределения и потребления населением духовных ценностей. Существует разветвленная сеть специализированных организаций и учреждений, предназначенных для осуществления деятельности в области культуры и искусства: музеи, театры, библиотеки, клубы и т.д., а также персонал, профессионально занимающийся этой деятельностью.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Кафедра государственного и муниципального управления
Пермь, 2014
Введение
Статистика культуры и искусства
как отрасль социальной статистики отражает
деятельность в области культуры и искусства,
поддающуюся количественному анализу.
Деятельность в области культуры
и искусства охватывает сферу производства,
сохранения национального культурного
достояния, распределения и потребления
населением духовных ценностей. Существует
разветвленная сеть специализированных
организаций и учреждений, предназначенных
для осуществления деятельности в области
культуры и искусства: музеи, театры, библиотеки,
клубы и т.д., а также персонал, профессионально
занимающийся этой деятельностью.
Задачи статистики культуры
и искусства заключаются в наблюдении
за деятельностью организаций и учреждений
культуры, с одной стороны, и приобщением
(участием) населения к тем или иным видам
культурной деятельности, с другой стороны..
Для измерения показателей
культурной деятельности в настоящее
время широко используются статистические
характеристики видов культурной деятельности,
ее количественных параметров, материально-технической
базы учреждений культуры, их финансирования,
а также участия населения в культурных
мероприятиях.
Данная проблема актуальна в наши дни, так как деятельность организаций и учреждений культуры ухудшается год от года, а также население никак не задействовано в участии тех или иных видах культурной деятельности.
Конкретный набор статистических
показателей зависит от изучаемого вида
культурной деятельности. Например, сохранение
и развитие культурного наследия, зданий
и сооружений культуры охватывает сохранение
и функционирование библиотек, музеев,
художественных галерей, исторических
памятников и исторических мест, архивов,
а также языков, ритуалов и других специальных
форм культурного наследия.
Отраслевая отчетность о деятельности музеев всех
видов (естествоведческих, технических,
исторических, этнографических, мемориальных
и др.), которых в России в настоящее время
насчитывается более 500, содержит статистические
характеристики их фондов (число и виды
экспонатов, в том числе основного фонда,
из них экспонировавшихся в отчетном периоде),
площади (общей и отведенной под экспозиции,
временные выставки, хранение фондов и
проч.), а также показатели научно-просветительской
деятельности (число индивидуальных посещений,
число экскурсий и лекций) и выставочной
работы (число наименований выставок,
действовавших в музеях и вне них, число
предметов основного фонда, экспонировавшихся
на выставках и т.д.). В отчетности имеются
сведения о численности и профессиональном
уровне персонала музеев, источниках и
основных направлениях использования
финансовых средств.
Одним из подходов к анализу
данных, отражающих деятельность музеев,
является построение социально-экономической
нормали, которая позволяет перейти к
следующей индексной системе, характеризующей
разложение валового (чистого) дохода
музея на следующие факторы:
D=П*T*dн*М*Э*У
где D – валовой чистый доход;
П – число посещения музея;
Т — численность работников на 1000 посещений;
dH — доля научных работников и экскурсоводов
в численности работников;
М — площадь музея, занятая под экспозициями
в среднем на одного научного сотрудника
и экскурсовода;
Э — число экспонировавшихся экспонатов
в среднем на единицу площади музея, занятой
под экспозициями;
У — удельный валовой (чистый) доход в
среднем на 1000 экспонировавшихся экспонатов.
По недвижимым памятникам истории
и культуры собираются сведения об их количестве
и видах (памятники археологии, истории,
градостроительства и т.д.), источниках
и освоении средств, выделенных на ремонтно-реставрационные
работы, общем количестве реставрируемых
и сданных после реставрации объектов.
Деятельность массовых и универсальных
библиотек, число которых составляет свыше
50 тыс., оценивается показателями их общего
числа, объема библиотечного фонда, числа
читателей и книговыдач, численности библиотечных
работников, поступления и использования
финансовых средств. Что касается статистических
характеристик материальной базы библиотек,
снабжения их современными техническими
средствами, а также более детальных сведений
о библиотечной деятельности, то они получаются,
как об этом свидетельствует отечественная
практика, на основе специальных выборочных
обследований.
Сценическое и драматическое
искусство представлено в статистике сведениями
о деятельности театров, концертных организаций,
цирков, о числе соответствующих культурно-просветительных
учреждений и организаций, количестве
представлений и их видов (вечерние, утренние
спектакли, филармонические и эстрадные
концерты, представления для детей и др.),
числе зрителей и сумме сборов.
Отечественная статистика культуры
и искусства включает в себя также характеристики
деятельности детских музыкальных, художественных,
хореографических школ и школ искусств,
которые собираются, как правило, один
раз в пять лет на начало учебного года
(количество школ, ученических мест и учащихся,
в том числе по выпускным классам и отделениям,
численности преподавателей и уровне
их квалификации).
К учреждениям, оказывающим
культурно-просветительские услуги, относятся
и зоопарки(зоосады). Их деятельность в
статистике культуры характеризуется
показателями общей площади, в том числе
для животных, количества мероприятий
просветительского характера, численности
и видами животных, а также численности
посетителей.
Деятельность в области производства
и распространения кинопродукции представлена
в статистике культуры и искусства данными
о производстве фильмов и другой кинопродукции
(количество наименований, запуска и выпуска
из производства, отпускная стоимость
и т.д.); об организации их киновидеопроката
(число киноустановок, в том числе широко-
и узкопленочной, с обычным или широкоэкранным
показом, фактическая прокатная плата);
о наличии, движении и эксплуатации киноустановок,
видеозалов и видеосалонов, а также о количестве
зрителей, просмотревших художественные
фильмы новых названий, и валовом сборе.
Анализ культурной деятельности
в стране будет неполным без характеристик
работы учреждений клубного типа и парков
культуры и отдыха, которые проводят большое
число мероприятий культурно-досугового
и культурно-оздоровительного характера.
В статистической отчетности этих учреждений
содержатся сведения об их количестве,
числе посадочных мест, зрительных и лекционных
залах, числе и количестве досуговых объектов
в парках культуры и отдыха; числе любительских
объединений и кружков и других формирований
клубного типа; количестве культурно-досуговых
и физкультурно-оздоровительных мероприятий
и численности лиц, принимавших в них участие.
Для измерения печатного потенциала страны
используются сведения об издательской
деятельности, такие как выпуск (число
печатных единиц, книг, брошюр, журналов
и других периодических изданий); их тиражи,
в том числе по тематическим разделам
(техническая, естественнонаучная, политическая
и социально-экономическая литература;
литература для детей, художественная
и т.д.); число изданий газет, их годовой
и разовый тираж; количество изданий на
отдельных языках народов страны и т.д.
В связи с тем, что содержание
духовных ценностей, культурных мероприятии
имеет оценочный характер, отсутствуют
надежные статистические индикаторы,
отражающие эффективность культурной
деятельности в части потребления населением
услуг культуры и искусства.
В связи с этим при анализе наиболее
часто используются данные о регулярности
участия населения в различных видах культурной
деятельности, совокупных затратах свободного
времени на посещение культурно-просветительских
мероприятий. Такие сведения собираются
при социологических обследованиях свободного
времени населения. Для изучения используются
также данные о расходах на эти цели средств
потребительского бюджета домашнего хозяйства
(семьи). При анализе доступности тех или
культурных услуг используются также
данные статистики потребительских цен.
В перечень услуг-представителей, цены
и тарифы на которые подлежат систематическому
наблюдению и регистрации, включены стоимость
билета на художественный фильм в кинотеатре
или клубе, цена билета на спектакль драматического
театра и представления в цирке, а также
цена на посещение музея.
Деятельность сферы искусства и культуры регулируется Федеральным законом «Об основах законодательства Российской Федерации о культуре ». В первой статье которого ставятся основные задачи законодательства в сфере искусства и культуры:
обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Так же в этом законе, приведены основные понятия, права и свободы человека в данной сфере и мн. др. так же вопросы данной сферы задеваются в таких правовых актах как:
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)
Об утверждении Порядка регистрации
федеральных органов исполнительной власти
на официальном сайте в информационно- |
Указ Президента Российской Федерации
О мероприятиях по реализации государственной социальной политики |
Указ Президента Российской Федерации
Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет |
Указ Президента Российской Федерации
Вопросы Министерства культуры Российской Федерации |
Указ Президента Российской Федерации
Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы |
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)
О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти |
Федеральный закон Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4
Федеральный закон О персональных данных
Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации
Федеральный закон
О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации |
Градостроительный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон
Об архивном деле в Российской Федерации |
Федеральный закон
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Земельный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон
О народных художественных промыслах |
Федеральный закон О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации
Федеральный закон
О драгоценных металлах и драгоценных камнях |
Федеральный закон
Об оружии |
Федеральный закон
О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации |
Федеральный закон
О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации |
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2
Федеральный закон
Об информации, информатизации и защите информации |
Федеральный закон
О библиотечном деле |
Федеральный закон
Об обязательном экземпляре документов (с изменениями от 27 декабря 2000 г. и 11 февраля 2002 г.) |
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1
Указ Президента Российской Федерации
О государственных наградах Российской Федерации |
Закон РФ Об авторском праве и смежных правах (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.)
Закон РФ Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.)
Закон РФ
О средствах массовой информации (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г.; 2 марта 1998 г.; 20 июня, 5 августа 2000 г.; 4 августа 2001 г.; 21 марта, 25 июля 2002 г.; 4 июля, 8 декабря 2003 г.; 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г.) Вывод Российская федерация – страна с огромным культурным наследием. Многообразие культурных памятников, находящихся на её территории, трудно переоценить. Российская федерация занимает 9-е место в мире по числу объектов, включённых в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (всего 25 объектов). Помимо объектов, к которым обращено широкое международное внимание, аналогичная инициатива по составлению списка особо ценных объектов культурного наследия проводится и в самой России. По состоянию на июль 2010 года в этом списке 68 объектов, разделённых на следующие 9 категорий:
Информацию о данном списке публикует Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, созданный Постановлением Правительства Российской Федерации в 1992 году. Создание института было определено необходимостью реализации положения Конвенции ЮНЕСКО "Об охране Всемирного культурного и природного наследия" и принятия эффективных мер по сохранению, оздоровлению и развитию историко-культурной и природной среды. Цель создания Института определена в правительственном постановлении как научное обеспечение государственной культурной политики и региональных программ по сохранению и использованию национального наследия. Доступ к объектам культурного наследия является одним из прав граждан Российской Федерации, регулируемых законодательно. Как сказано в Статье 7. Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (принят Государственной Думой 24 мая 2002 года): «1. Гражданам Российской
Федерации гарантируется 2. Каждый имеет право
на доступ к объектам 3. Каждый имеет право
на беспрепятственное Таким образом, в приоритет ставится не только сохранение памятников истории и культуры, но и распространение информации о них. Однако сфера культуры – это не только памятники прошлого. В современном мире область культуры быстро развивается, а в эпоху широкого распространения информационных технологий и роста значения нематериального сектора экономики стали широко распространены понятия «культурное благо» и «сфера услуг в области культуры». Некоторые виды деятельности, осуществляемые в сфере культуры, могут приносить значительную экономическую прибыль, и область культуры в последнее время всё чаще рассматривается как важный сектор экономики, тесно связанный с общим уровнем социально-экономического развития страны. По состоянию на начало 2012 года отрасль культуры в России включает 92160 бюджетных учреждений культуры. На государственной охране находятся более 144 тыс. памятников истории и культуры: памятники архитектуры (59 тыс.), памятники археологии (57 тыс.), истории (24 тыс.) и монументального искусства (около 4 тыс.). В их числе более 22 тыс. объектов имеют федеральное значение. В список объектов культурного наследия входят также более 3 тыс. ансамблей и более 2 тыс. достопримечательных мест. Значимой составляющей отрасли являются также организации культуры (в том числе более 370 театров и более 80 музеев). Общая численность работающих в отрасли, включая архивы, составляет 855 тысяч человек . Однако в данный момент в сфере культуры в России имеются серьёзные проблемы. Перечислим некоторые из них. Область культуры в Российской Федерации развита крайне неравномерно. Только в 20 процентах российских городов есть свой театр. В половине регионов России нет театров юного зрителя. Количество российских симфонических оркестров по состоянию на 2012 год составляет 74 единицы, однако это количество значительно меньше числа субъектов Российской Федерации. Для сравнения - в Германии на сегодняшний день функционируют 166 симфонических коллективов. Около половины субъектов Российской Федерации не имеет ни одного музея-заповедника . Таким образом можно сделать вывод о том, что во многих регионах важные аспекты сферы культуры абсолютно не развиты. При этом и внутри самих регионов сфера культуры развита неравномерно - доступность культурных форм досуга остаётся низкой в основном для жителей сельской местности и небольших городских поселений. Доля бюджетных расходов на сферу культуры в процентах от ВВП в России примерно в два раза ниже, чем в среднем по Европейским странам. По имеющимся данным, в 2010 году эта цифра составляла примерно 0,6% ВВП при среднем по Европейским странам 1,1% . Однако отличий на порядок не наблюдается – величины относительно сопоставимы. Поэтому главной проблемой является не недостаток государственного финансирования сферы культуры, а отсутствие частной инициативы, а также нерациональное использование средств. В результате по состоянию на 1 января 2012 г. в хорошем и удовлетворительном состоянии находятся всего 35,7 процентов памятников истории и культуры, более 9 процентов от общего числа памятников архитектуры, истории и монументального искусства) имеют аварийное и руинированное состояние. Говоря о занятости в сфере культуры в Российской Федерации, необходимо сказать о тенденции «старения» кадров и роста несоответствия между квалицификацией сотрудников и требованиями, предъявляемыми современным информационным обществом. Отрасль культуры испытывает острый дефицит в кадрах, которые владеют иностранными языками, обладают профессиональными знаниями и навыками привлечения в организации культуры денежных средств и иных ресурсов. В неудовлетворительном состоянии находится и материально-техническое оснащение культурной сферы. Аппаратура, которую используют культурно-досуговые учреждения, во многих случаях хуже той. Что имеется у граждан в личном пользовании. В данный момент в Российской Федерации ещё не произошёл процесс перехода области культуры на рыночные механизмы функционирования. Перед областью культуры не стоит задачи принесения экономической прибыли. Те отрасти сферы услуг в области культуры, которые в других Европейских странах являются экономически значимыми и функционируют по рыночным законам (например, киноиндустрия), в России по большей части до сих пор ориентированы на бюджетное финансирование. Не действуют в области культуры и рыночные механизмы установления адекватного размера заработной платы. По состоянию на 1 января 2012 года не выявлено ни одного субъекта Российской Федерации, в котором размер средней заработной платы работников учреждений культуры доведен или превышает размер средней заработной платы в соответствующем регионе1. Для того, чтобы дать количественную оценку показателей сферы культуры в России, а также для анализа основных тенденций и закономерностей развития данной отрасли, обратимся к статистическому анализу данных Это подтверждает предположение о том, что в отличие от Европейских стран, в России сфера культуры пока ещё не стала значимой областью сферы услуг. Данная отрасль пока не функционирует по рыночным законам и ориентирована в основном на бюджетное финансирование. В России статистика культурного сектора на данный момент практически не развита, а сама сфера культуры сталкивается с серьёзными проблемами и в настоящее время нельзя говорить о высоком уровне распространения культурных благ и услуг. | |||||
Статистика музеев
Наименование показателя |
Приложения
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Число музеев, площадей, характеристика помещений |
|||||
Число музеев |
86 |
87 |
86 |
90 |
90 |
из них филиалов |
28 |
28 |
27 |
29 |
29 |
Общая площадь территории музеев, га |
116651,9 |
117129,1 |
111212,4 |
136098,5 |
136817,4 |
Общая площадь помещений музеев, кв. м. |
1317885 |
1317589 |
1400653 |
1419480 |
1424765 |
из неё: |
|||||
экспозиционно-выставочная |
300664 |
306436 |
313869 |
332704 |
354440 |
под хранение фондов |
132430 |
135705 |
138167 |
155349 |
182400 |
Число строений - всего |
1894 |
1849 |
1871 |
1939 |
1930 |
Фонды музеев, тыс.ед. |
|||||
Общий объем музейных фондов |
19870,7 |
20034,7 |
20108,7 |
20563,6 |
20712,5 |
из него экспонаты основного фонда |
16672,0 |
16855,2 |
16984,6 |
17235,1 |
17516,7 |
Отреставрировано в отчётном году |
23,4 |
30,2 |
22,7 |
27,0 |
31,3 |
Экспонировалось из предметов основного фонда |
412,7 |
432,9 |
407,4 |
440,5 |
468,4 |
Объём электронного каталога на конец года |
7508,6 |
8099,7 |
8955,8 |
10219,2 |
12850,0 |
Научно-просветительная и выставочная работа |
|||||
Общее число посещений - всего, тыс. чел. |
23631,2 |
24514,9 |
26093,6 |
27223,0 |
29796,1 |
в том числе: |
|||||
индивидуальные |
15165,8 |
15859,6 |
16501,8 |
17359,8 |
20029,1 |
экскурсионные |
8465,4 |
8655,3 |
9591,8 |
9811,3 |
9767,0 |
Число экскурсий, тыс. ед. |
454,5 |
480,1 |
508,4 |
501,7 |
654,8 |
% экскурсионного обслуживания от общего числа посещений |
35,8 |
35,3 |
36,8 |
36,0 |
32,8 |
Число лекций, тыс.ед. |
13,7 |
12,8 |
13,3 |
13,9 |
12,7 |
Число наименований выставок, ед. |
1805 |
1896 |
2037 |
2827 |
3278 |
Персонал музеев |
|||||
Численность работников - всего, тыс. чел. |
22485 |
22439 |
22291 |
21965 |
20861 |
из них научные сотрудники и экскурсоводы *) |
4737 |
4710 |
5961 |
6927 |
6969 |
из них имеют высшее образование |
4356 |
4195 |
5220 |
5602 |
5827 |
*) за 2011 год - основной персонал |