Статистика исчисления транспортного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что транспортный налог является относительно новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то новый налог коснется почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет, и они пользуются им по доверенности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЭКОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА 6
1.1. Экономическое содержание 6
1.2. История развития транспортного налога в России 6
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА 9
2.1. Налогоплательщики и объект налогообложения 9
2.2. Налоговая база 19
2.4. Порядок исчисления налога и авансовых платежей 24
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА...........……………………………………………………26
3.1. Общие положения по налогу на прибыль в зарубежных странах 26
4. ПРАКТИКА ИСЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА 30
4.1. Примеры решения задач 30
4.2. Задачи для самостоятельного решения 32
4.3. Тестовые задания 34
4.4. Вопросы для самопроверки 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика исчисления транспортного налога.doc

— 658.50 Кб (Скачать файл)

2.1. Налогоплательщики  и объект налогообложения

 
 

      В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками  транспортного налога признаются организации  и физические лица, на имя которых  зарегистрированы транспортные средства.

      Данное  положение имеет принципиальное отличие от ранее действовавшего законодательства.

      Так, в соответствии со ст. 5 Закона «О дорожных фондах в РСФСР» налогоплательщиками  налога на пользователей автомобильных  дорог являлись, по общему правилу, все юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения), независимо от наличия, количества, мощности принадлежащим им транспортных средств.

      Субъектами  налогообложения владельцев транспортных средств согласно ст. 6 Закона «О дорожных фондах в РСФСР» являлись помимо юридических лиц (включая иностранные юридические лица), физические лица.

      С другой стороны плательщиками налога на имущество физических лиц –  владельцев отдельных видов транспортных средств (водно-воздушных) являлись все  категории физических лиц (граждане РСФСР, иностранцы и т.д.).

      По  моему мнению, ст. 357 Налогового кодекса  обладает рядом преимуществ по сравнению  с ранее действовавшим законодательством.

      Во-первых, все налогоплательщики транспортного  налога объединены в одну группу –  физические и юридические лица.

      Во-вторых, определен единый критерий для признания  лица налогоплательщиком – транспортное средство зарегистрировано на его имя.

      "Транспортные  средства" - это обобщенное наименование  объекта налогообложения. В соответствии  со ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

      Таким образом, регистрация транспортного  средства влечет возникновение обязанности  по постановке на налоговый учет.

      Часть вторая ст. 357 НК РФ закрепляет по состоянию  на дату опубликования Закона N 110-ФЗ (30 июля 2002 г.) распространенную на практике ситуацию "продажи" транспортного средства на основе генеральной доверенности.

      Этот  пункт, по моему мнению, отвечает интересам  налоговых органов, поскольку позволяет  им эффективно осуществлять сбор налоговых платежей.

      Согласно  ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним  лицом другому лицу для представительства  перед третьими лицами. Доверенность не является основанием для регистрации  транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника.

      Согласно  абзацу второму ст. 357 НК РФ по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения им до момента официального опубликования Закона N 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

      Согласно  ранее действовавшего законодательства при применении налога с владельцев транспортных средств оставался неурегулированным вопрос о том, на ком лежит бремя уплаты налога при передаче транспортного средства в аренду или лизинг.

      Согласно  абзаца первого ст. 357 НК РФ обязанность  по уплате налога лежит на лице, на которое  зарегистрировано транспортное средство.

      Согласно  Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в  Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 26.11.96 N 624 "О порядке  регистрации транспортных средств", транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства (п. 1.3).

      Вместе  с тем установлено, что при изменении места эксплуатации транспортного средства осуществляется временная регистрация его места пребывания. Однако особенностью режима временной регистрации является то, что автотранспортное средство в период пребывания по месту эксплуатации продолжает оставаться зарегистрированным за собственником.

      Таким образом, несмотря на изменение места  пребывания (эксплуатации) транспортного  средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Сделанный вывод соответствует общему правилу, что имущественный (реальный) налог уплачивает собственник облагаемого имущества независимо от того, кто и как фактически использует имущество, и подтверждается судебной практикой.

      В случае, если у транспортного средства имеется несколько собственников, также возникает вопрос об определении обязанности уплаты налога. По моему мнению, для решения данного вопроса необходимо обратить внимание на определение плательщика транспортного налога, сформулированное в ст. 357 НК РФ. Им признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Правила регистрации автомототранспортных средств не предусматривают регистрации транспортного средства на нескольких лиц. Следовательно, постоянная регистрация транспортного средства не может осуществляться в нескольких местах (по юридическим адресам всех сособственников) одновременно.

      Таким образом, проведенный анализ позволяет  сделать вывод о том, что не может быть несколько лиц, на которых  зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько плательщиков одного налога в отношении одного и того же транспортного средства.

      Считаю, что такое правило в большей  степени отвечает интересам владельцев транспортных средств, а также исключает  возможные споры между участниками долевой собственности по уплате транспортного налога.

      Объектом  налогообложения в соответствии с действующим законодательством  являются транспортные средства, в  том числе водные и воздушные, зарегистрированные в установленном порядке.

      Согласно  ст. 130 ГК РФ подлежащие государственной  регистрации воздушные и морские  суда, суда внутреннего плавания, космические  объекты относятся к недвижимым вещам. Общие правила государственной  регистрации судов утверждены приказом Минтранса России от 26.09.01 г. N 144, а правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах - приказом Госкомрыболовства России от 31.01.01 г. N 30. Приказом Минтранса России от 29.11.2000 г. N 145 установлены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.

      В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 "О государственной регистрации  автомототранспортных средств и  других видов самоходной техники  на территории Российской Федерации" приказом МВД России от 26.11.96 г. N 624 утвержден Порядок регистрации транспортных средств.

      Объектами налогообложения признаются:

           - автомобили, мотоциклы, мотороллеры,  автобусы и другие самоходные  машины и механизмы на пневматическом  и гусеничном ходу;

           - самолеты, вертолеты, теплоходы,  яхты, парусные суда, катера, снегоходы,  мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и  другие водные и воздушные  транспортные средства, зарегистрированные  в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

      Приведенный список транспортных средств, собственники которых уплачивают транспортный налог, с некоторыми дополнениями (гидроциклы и несамоходные (буксируемые) суда) объединил два перечня: объектов налога с владельцев транспортных средств (ст. 6 Закона «О дорожных фондах в РСФСР») и частично объектов налога на имущество физических лиц (п. 2 ст. 2 Закона о налогах на имущество физических лиц). Список объектов транспортного налога конкретизируется перечнем транспортных средств, не облагаемых налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ).

      Представляется, что это объединение является необходимым следствием объединения  ранее существовавших налогов, связанных  с обладанием транспортными средствами, в один – транспортный налог.

      Особую  значимость здесь имеет то, что действующим законодательством в качестве объекта налогообложения предусмотрено только транспортное средство (все, что признано транспортным средством в соответствии с законодательством). Это является принципиальным отличием от ранее действовавшего налога на пользователей автодорог, согласно которого объектом налогообложения являлась выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Считаю, что такое изменение отражает, во-первых, единый подход к определению объекта налогообложения. Во-вторых, такой порядок исчисления налога является более удобным и простым, чем его исчисление исходя из выручки от реализации продукции, которая в зависимости от конкретных целей и обстоятельств может быть рассчитана по-разному. Наконец, это является более справедливым по отношению к налогоплательщикам.

      Помимо  сказанного, считаю, что при рассмотрении вопроса об объекте налогообложения необходимо обратить внимание на то, что список объектов транспортного налога, по крайней мере относительно водных и воздушных транспортных средств, не является закрытым.

      По  моему мнению, это означает, что  он может пополняться нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок регистрации транспортных средств. Это обстоятельство не может не вызывать опасение, поскольку данный порядок устанавливается в основном на уровне министерств и ведомств.

      Согласно  статьям 14, 357 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным. В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ объект является одним из элементов налогообложения, которые должны быть четко определены, иначе налог не считается установленным. При этом объект налогообложения должен быть четко определен в самом НК РФ. Региональные законодатели лишены возможности устанавливать или каким-либо образом корректировать объект налогообложения. Это следует из п. 3 ст. 12 НК РФ.

      Таким образом, в главе 28 НК РФ должен быть исчерпывающе установлен перечень транспортных средств, облагаемых транспортным налогом. Отнесение этого вопроса на уровень регионального, а тем более ведомственного регулирования противоречит приведенным положениям НК РФ.

      При рассмотрении вопроса об объекте налогообложения представляет интерес вопрос о порядке налогообложения транспортного средства, числящегося на балансе у организации, но не прошедшего государственную регистрацию. Такой вопрос нередко возникал при применении налога с владельцев транспортных средств. Его решение предложено МНС России в п. 48 Инструкции N 59, согласно которому налогом с владельцев транспортных средств облагаются транспортные средства, подлежащие регистрации в органах Госавтоинспекции, военной автоинспекции, госсельхознадзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

      Следовательно, организация, имеющая на балансе  транспортные средства, подлежащие государственной регистрации, уплачивает налог с владельцев транспортных средств в общеустановленном порядке.

      В этой связи хотелось бы еще раз  обратить внимание на формулировки главы 28 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. При такой ситуации из сферы действия транспортного налога выпадают транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке.

      По моему мнению, обозначенное положение требует конкретизации формулировки, исключающей ее двоякое толкование.

      В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения. Критерии, в соответствии с которыми транспортное средство не признается объектом налогообложения, следующие:

      назначение  использования транспортных средств (промысловые морские и речные суда; автомобили, специально оборудованные  для использования инвалидами);

      принадлежность  транспортных средств отдельным  категориям налогоплательщиков (самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; морские, речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых являются перевозки);

Информация о работе Статистика исчисления транспортного налога